Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью нашей работы будет исследование юридической сущности земель населенных пунктов.
Для этого мы решим ряд задач:
- определим понятие и состав земель населенных пунктов;
- исследуем порядок установление границ населенных пунктов;
- проанализируем особенности государственного управления землепользования в поселениях;
Введение 3
Глава 1. Земли населенных пунктов 5
1.1.Понятие и состав земель населенных пунктов 5
1.2. Установление границ населенных пунктов 9
Глава 2. Общая характеристика земель населенных пунктов 12
2.1. Особенности государственного управления землепользования в поселениях 12
2.2. Право пользования землями поселений и их охрана 16
Глава 3. Пригородные зоны 26
3.1. Понятие и виды пригородных зон 26
3.2. Правовой режим пригородных зон 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Правовой режим земель населенных пунктов
Оглавление
Земля является важным природным богатством, а также пространственным базисом для деятельности субъектов права. В ряде отраслей экономики земля выступает в качестве основного производственного ресурса.
В связи с социально-
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в гражданском и земельном праве земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека. В этом качестве земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного и прежде всего земельного законодательства.
Особую категорию земель составляют земли населенных пунктов. Эта категория земель предназначена для проживания людей и обеспечения инфраструктуры места проживания и поэтому имеет особую ценность.
Земли населенных пунктов всвою
очередь имеют сложную
Правовая система земельных отношений базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, решений и определений судов различного уровня.
Но не смотря на обилие нормативных актов регламентирующих земельные правоотношения на землях населенных пунктов эти правовые отношения вызывают многочисленные судебные споры и юридические дискуссии. Это определяет актуальность темы исследования.
Целью нашей работы будет исследование юридической сущности земель населенных пунктов.
Для этого мы решим ряд задач:
- определим понятие и состав земель населенных пунктов;
- исследуем порядок
- проанализируем особенности
- исследуем право пользования землями поселений;
- проанализируем особенности
- исследуем понятие и виды пригородных зон
- проанализируем правовой режим пригородных зон.
Теоретической базой исследования послужили работы М.Ю. Тихомирова, В.В. Петрова, Г.Е. Быстрова, С.А Ветров А. И.П Назаренко и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности. Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом, т.е. основой, на которой разворачивается хозяйственная деятельность человека.
Для лесного и сельского хозяйства особое значение имеет та часть земельных ресурсов, которая способна производить биомассу – это почвенные ресурсы.
Земля обладает рядом особенностей:
1) не может перемещаться в пространстве;
2) не может быть заменена другими ресурсами;
3) ресурсы ее ограничены
4) многоцелевой ресурс, но каждый
ее участок может быть
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Между главными землепользователями земли распределены примерно следующим образом:
Земельный фонд России – 100%;
Земли сельского хозяйства – 38,1%;
Земли лесного хозяйства – 51,4%;
Земли промышленности, городов, транспорта, связи, обороны, т.е. земли под застройкой – 1,2%;
Земли заповедников и национальных парков – 1,2%;
Земли водного хозяйства – 1,0%;
Земли государственного резерва – 6,9%. [ 11, с. 14 ]
Земельные
ресурсы подразделяются на
1. Земли сельскохозяйственного назначения.
2. Земли населенных пунктов.
3.Земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для
4. Земли особо охраняемых
5. Земли лесного фонда.
6. Земли водного фонда.
7. Земли запаса. [ 3 ]
В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей земельных ресурсов земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.
Согласно Земельному кодексу РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам. [ 3 ]
Например, для СПб, как населенного пункта характерна следующая структура земель:
Состав земель Санкт-Петербурга приведен в таблице 1.
Таблица 1. Состав земель СПб [ 27 ]
Состав земель |
Площадь,тыс.га |
Площадь,% | |
Земли жилой застройки |
9.7 |
6.9 | |
Земли общественно-деловой застройки |
12.5 |
8.9 | |
Земли промышленности |
19.0 |
13.6 | |
Земли общего пользования |
12.6 |
9.0 | |
Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций |
6.8 |
4.9 | |
Земли сельскохозяйственного использования |
28.9 |
20.6 | |
Земли особо охраняемых территорий |
33.1 |
23.7 | |
Земли под участками лесного фонда |
- |
- | |
Земли под водными объектами |
5.3 |
3.8 | |
Земли под военными объектами и иными режимными территориями |
7.7 |
5.5 | |
Земли под объектами иного специального назначения |
1.3 |
1.0 | |
Земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность |
3.0 |
2.1 | |
Итого: |
139.9 |
100 |
Как видно из приведенной таблицы основную часть земель составляют земли особо охраняемых территорий, что в целом соответствует статусу исторического города.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия.
Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. [ 25, с. 137 ]
На втором месте стоят земли сельскохозяйственного использования.
В их состав входит: сельскохозяйственные
угодья, земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой
растительностью, замкнутыми водоемами,
а также здания, строениями, сооружениями,
используемыми для производства
На третьем месте находятся земли промышленности, что отражает статус города как крупного промышленного центра.
Таим образом, целевая категория земель определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. [ 23, с.282]
Территория поселений в
Земли населенных пунктов являются пространственным базисом размещения промышленных объектов, жилых и нежилых строений, сооружений, культурно-бытовых и иных объектов. Правовой режим земель населенных пунктов устанавливается различными нормативными актами как федерального уровня, (главное место среди них занимают ЗК и ГрК), так и уровня субъекта РФ.
Земли городских, сельских населенных пунктов характеризуются таким признаком, как наличие внешней границы, которая отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий. Нахождение земель в пределах границ населенных пунктов распространяет на них правовой режим земель населенных пунктов и исключает их отнесение к иным категориям.
Значение факта установления границы населенных пунктов заключается в том, что результатом установления границ является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри границ.
Основными документами территориального планирования, из которых можно получить информацию о границах городских и сельских поселений, межселенных территорий и состава их земель являются генеральные планы поселений и схемы территориального планирования муниципальных районов. Поэтому установление и изменение границ населенных пунктов связано с утверждением или изменением этих документов территориального планирования. [ 13, с. 15 ]
Для решения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из его границ требуется проведение публичных слушаний по этому вопросу, кроме как в случаях включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Внесение в генеральный план поселения или городского округа изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний [ 4 ].
Установление или изменение
границ населенных пунктов регулируется
ЗК и законодательством о
Включение земельных участков в границы населенных пунктов влечет за собой изменение категории земель (исключение составляют случаи, когда земельный участок ранее входил в состав иного населенного пункта), что неизбежно отражается на правовом режиме данных земельных участков.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов