Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет исследование юридической сущности земель населенных пунктов.
Для этого мы решим ряд задач:
- определим понятие и состав земель населенных пунктов;
- исследуем порядок установление границ населенных пунктов;
- проанализируем особенности государственного управления землепользования в поселениях;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Земли населенных пунктов 5
1.1.Понятие и состав земель населенных пунктов 5
1.2. Установление границ населенных пунктов 9
Глава 2. Общая характеристика земель населенных пунктов 12
2.1. Особенности государственного управления землепользования в поселениях 12
2.2. Право пользования землями поселений и их охрана 16
Глава 3. Пригородные зоны 26
3.1. Понятие и виды пригородных зон 26
3.2. Правовой режим пригородных зон 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель населенных пунктов курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Земли промышленной и коммунально-складской  застройки предназначены для  размещения промышленных, коммунальных и иных объектов, обеспечивающих функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов.

Благоустройство таких территорий осуществляется за счет собственников  производственных объектов.

К землям транспортной инфраструктуры относятся земли, на которых размещаются и функционируют сооружения и коммуникации железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. [ 20, с. 153 ]

Рассмотрим пример из судебной практики.

Прокурор Ленинградской области в интересах общества с ограниченной ответственностью "Лиговский канал" (далее - ООО "Лиговский канал") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления исполняющего обязанности главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области (далее - Администрация) от 15.09.2009 N 119 "Об установлении границ придорожных полос автодороги с площадками, имеющей условный номер 47-78-21/011/2007-50 и расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 47:14:06-03-001:0001 и 47:14:06-02-002:0205".

К участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Астрос Логистик Центр" (далее - ЗАО "Астрос Логистик Центр") и общество с ограниченной ответственностью "СтройАвтоСервис" (далее - ООО "СтройАвтоСервис").

Как следует из материалов дела, ЗАО "Астрос Логистик Центр" для строительства подъездной автомобильной дороги на основании постановления главы муниципального образования "Ломоносовский район" от 18.07.2003 N 335/21, договора аренды от 29.12.2003 N 185 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 47:14:06-03-001:0001, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Горская волость, АОЗТ "Предпортовое", квартал 1, из земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения.

Автомобильная дорога введена в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.12.2006, зарегистрированным постановлением главы муниципального образования Ломоносовский муниципальный район от 19.01.2007 N 110.

Впоследствии за ЗАО "Астрос Логистик Центр" зарегистрировано право собственности  на подъездную автодорогу с площадками, общей площадью 13 144,8 кв.м.

Постановлением главы администрации  муниципального образования Ломоносовский  муниципальный район Ленинградской области от 25.04.2008 N 1311 ЗАО "Астрос Логистик Центр" предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 47:14:06-03-001:0001, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование Виллозское сельское поселение, ЗАО "Предпортовый", квартал 1, площадью 21 813 кв.м (8 967 кв.м - под автомобильной дорогой, 177 кв.м - под автомобильным мостом, 12 669 кв.м - прочие земли) для размещения и эксплуатации подъездной автомобильной дороги.

Во исполнение постановления от 25.04.2008 N 1311 муниципальное образование  Ломоносовский муниципальный район  Ленинградской области (продавец) и  ЗАО "Астрос Логистик Центр" заключили  договор купли-продажи земельного участка от 17.06.2008 N 1574.

Постановлением главы Администрации  от 15.09.2009 N 119 "Об установлении границ придорожных полос автодороги с  площадками, имеющей условный номер 47-78-21/011/2007-50 и расположенной на земельных  участках с кадастровыми номерами 47:14:06-03-001:0001 и 47:14:06-02-002:0205" определены границы двух придорожных полос для подъездной автодороги, принадлежащей на праве собственности ЗАО "Астрос Логистик Центр", шириной пятьдесят метров каждая. Кроме того, на ЗАО "Астрос Логистик Центр" возложена обязанность обозначить на местности границы придорожных полос и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения об особом режиме использования земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги.

Прокурор Ленинградской области  в интересах ООО "Лиговский канал" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 15.09.2009 N 119, ссылаясь на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят с превышением полномочий и противоречит требованиям статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 25, 26 Закона об автомобильных дорогах, статьи 30 Областного закона Ленинградской области "Об автомобильных дорогах Ленинградской области", нарушают права ООО "Лиговский канал" как собственника земельных участков, в границах которых без согласования с собственником установлены придорожные полосы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемое постановление апелляционного суда надлежит оставить без изменения.

Требование о признании незаконными  решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что  органом местного самоуправления не разработан порядок установления придорожных полос, поэтому при вынесении оспариваемого постановления от 15.09.2009 N 119 Администрация руководствовалась положениями статьи 26 Закона об автомобильных дорогах.

В соответствии с указанной статьей придорожные полосы подлежат установлению, в том числе на земельных участках, находящихся в частной собственности. Таким образом, довод прокурора о неправомерном установлении придорожных полос в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, не соответствует закону. При этом закон не предусматривает необходимость согласования данного вопроса с собственниками земли или иными землепользователями.

Поскольку постановление Администрации  от 15.09.2009 N 119 соответствует требованиям Закона об автомобильных дорогах и не нарушает права и законные интересы ООО "Лиговский канал" как собственника земельного участка, за защитой которых прокурор обратился в арбитражный суд, отсутствуют предусмотренные статьей 198 АПК РФ основания для признания указанного ненормативного правового акта недействительным.

В удовлетворении требований прокурора  отказано обоснованно.

Поскольку при рассмотрении дела нормы  материального права применены  апелляционным судом правильно, нормы процессуального права  не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный  суд Северо-Западного округа постановил: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2011 по делу N А56-5637/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройАвтоСервис" - без удовлетворения. [26]

Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья в поселениях могут предоставляться колхозам, совхозам и другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для ведения сельского хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, разработки общераспространенных полезных ископаемых и торфяников, для выпаса скота и сенокошения. [ 19, с. 214 ]

В состав земель городов, поселков и  сельских населенных пунктов входят также земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения, а также занятые памятниками природы и др. Любая деятельность на указанных землях, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается по решениям городского, поселкового и сельского органа самоуправления (их администрации).

С учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципальных образований органы местного самоуправления могут устанавливать виды территориальных зон, прямо не поименованных в ЗК и ГрК.

Причем эта связь выражается в следующем.

Во-первых, земельный участок может  предоставляться для застройки, размещения строений, сооружений или  каких-либо иных имущественных объектов. Поэтому пользователь участком здесь  выступает в двух качествах: вначале  как землепользователь, землевладелец, собственник участка, затем как собственник или владелец строений, сооружений.

Во-вторых, земельный участок предоставляется (покупается) с имеющимися на нем  строениями или сооружениями для  их последующей эксплуатации, реконструкции или сноса. Земельные отношения в данном случае также тесно переплетаются.

Таким образом,  правовая система земельных отношений базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, решений и определений судов различного уровня. [ 14, с. 159 ]

Стратегической целью государственной  политики в сфере земли и иной недвижимости определено обеспечение  условий для эффективного использования  и развития земельно-имущественного комплекса в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

В соответсви с эти разграничение  и осуществляется управление землями  населенных пунктов.

Глава 3. Пригородные зоны

  • 3.1. Понятие и виды пригородных зон

 

Пригородная зона - это территория, расположенная по периметру границы населенного пункта и предназначенная для перспективного развития населенного пункта и для размещения хозяйственной и социальной инфраструктуры.

Границы пригородной зоны определяются при разработке генерального плана или проекта планировки и застройки населенного пункта.

В состав пригородных зон могут  включаться земли, находящиеся за пределами  черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную  и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного  производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города

Закон позволяет выделить три признака, определяющих земли пригородных зон.

Во-первых, эти земли расположены  за пределами границ населенных пунктов.

Во-вторых, земли должны составлять с городом единую территорию.

В-третьих, пригородные зоны не входят в состав иных поселений. [ 12, с. 94 ]

До 24 октября 2008 г. в состав пригородных зон включались земли, находящиеся за пределами городских поселений. Применение норм ранее действовавшего земельного законодательства о пригородной зоне и их толкование затрудняли положения ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которыми «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения».

Поскольку территория поселений включает в себя не только земли населенных пунктов, но и рекреационные земли, земли для развития поселения, которые  также могут быть включены в состав пригородных зон соответствующего поселения, выделение пригородных  зон на практике было проблематичным. В силу действовавшего законодательства о местном самоуправлении выделение пригородных зон было возможно только на межселенных территориях, под которыми понимаются территории вне границ поселений, возникающие на территориях с низкой плотностью населения, и которые могут входить в состав различных категорий земель (сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда и др.).

Для устранения таких недоразумений  ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" были внесены изменения в комментируемую статью. В соответствии с изменениями пригородные зоны могут выделяться за границами населенных пунктов, но они должны быть расположены в пределах одного поселения либо на межселенных территориях. [ 13, с. 11 ]

Выделяют три вида территорий пригородных  зон:

- земли сельскохозяйственного  производства;

-  зоны отдыха населения

-  резервные земли для развития  города.

В состав пригородных зон могут  включаться земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную природную и хозяйственную территорию. В этих зонах выделяются территории пригородного сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города (ст. 86 ЗК РФ).

Земли зеленых зон подлежат особой охране. В этих зонах запрещается  предоставлять земельные участки  для всех видов строительства, которое  несовместимо с охраной природы  лесных насаждений, водоемов и целями организации отдыха населения.

Землепользование в зеленых зонах осуществляется в том же порядке, как и в пригородных зонах. Государственные лесные органы по решениям городской, районной администрации предоставляют участки предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование для отдыха населения с соблюдением всех требований по охране природы.

При создании в зеленых зонах  лесопарков занимаемые ими зеленые  участки передаются в пользование  соответствующим организациям.

Допускается использование земельных  участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов. [ 14, с. 219 ]

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов