Правовой режим земель промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения.
Земля - как объект использования и охраны является состав¬ной частью окружающей среды, охраняемой действую¬щим законодательством, обладающей признаками есте¬ственного происхождения, находящейся в экологиче¬ской цепи природных систем, способной выполнить эко¬логические, экономические,
культурные, оздоровитель¬ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. ……… 3 - 5
Глава 1. Порядок управления землями промышленности.
1.1. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………... 6-10
1.2. Земли промышленности, как категория земель ……………………... 11-12
1.3. Порядок управления землями промышленности …………………..... 13-14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
2.1. Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30
Заключение …………………………………………………………………… 31-32
Список используемых источников …………………………………………..33-34

Файлы: 1 файл

курсовой. земельное право.docx.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

    В отличие от всех иных правоотношений земельные пра­воотношения имеют своим объектом землю, по поводу которой возникают земельные отношения, определены права и обязанности их участников. [ 10, с. 12 ]

          В сфере государственного управления земля­ми объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. В правоохранительных зе­мельных правоотношениях объектом является установлен­ный государством земельный правопорядок, права и за­конные интересы участников земельных правоотношений.

               Под содержанием земельных правоотношений понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их уча­стников, реализуемые ими путем совершения определен­ных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, определенных законодательством. Конкретные права и обязанности участников земельных правоотноше­ний зависят от их правового статуса, особенностей объекта и вида отношений. Так, содержание земельных правоотно­шений в сфере собственности на землю состоит из сово­купности таких правомочий земельного собственника, как владение, пользование и распоряжение землей. Наиболее сложным по структуре является содержание правоотноше­ний, связанных с использованием земель. Это определяется, прежде всего, наличием различных правовых оснований ис­пользования земли, разнообразием целевого назначения земельных участков, являющихся объектом этих правоот­ношений, связи правоотношений по использованию земли с правоотношениями по использованию других природных объектов — недр, вод, лесов, а также различной недвижи­мости, находящейся на земле (зданий, сооружений, мели­оративных систем, садов и т.п.).

         Таким образом, считаю необходимым отметить, что система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования. Управленческая деятельность государственных органов распространяется на земли, находящиеся в запасе, переданные во владение и пользование, а так же на земли, которые находятся в частной собственности. [8, с. 98]

     Земельные правоотношения в нашем государстве регулируются, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Президента Республики Беларусь, иных  специально уполномоченных  республиканских органов государственного управления, Кодексом Республики Беларусь о земле, и при­нимаемыми в соответствии с ними другими актами законо­дательства,  основным направлением которых  является – эффективное использование и охрана земель, а так же защита прав землепользователей. [2, преамбула]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Земли промышленности, как категория земель.

 

      В соответствии с основным целевым назначением и не­зависимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов, садоводче­ских товариществ, дачных кооперативов;

- земли промышленности, транспорта, связи, энерге­тики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреа­ционного, историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;
- земли запаса.  [2, ч.1 ст.6]

        В ч. 4 статьи 6 Кодекса Республики Беларусь о Земле указано, что к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.  [2, ч.4 ст.6]

                 Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, признаются  земли,  предоставленные  соответствующими государственными органами и органами местного  самоуправления  предприятиям, учреждениям,  организациям  и  гражданам  для  развития  различных  отраслей промышленности  и  экономической  деятельности,  не  связанной  с   ведением

сельского, лесного и водного хозяйства. К этой  категории  относятся  земли,

занятые   промышленными   предприятиями,   в том числе дорогами и другими транспортными  системами, инженерными коммуникациями, предприятиями  и  объектами  обороны.

       Земли промышленности и иного назначения используются  преимущественно в  качестве  пространственного  базиса.  В  отличие  от  ведения   сельского хозяйства, для размещения и эксплуатации промышленных предприятий  и  других объектов   несельскохозяйственного   назначения   не    требуется    высокое естественное плодородие земель. Принципиальное  значение  имеет  близость  к объектам транспортной  инфраструктуры,  населенным  пунктам,  ландшафтные  и климатические   условия.   Выбор   мест   размещения   объектов   добывающей промышленности  в  первую  очередь  зависит  от   расположения   разведанных месторождений полезных ископаемых. [10 , с. 28]

       Земли промышленности неоднородны по  составу.  Их  состав  фактически

определяет структура экономики и видов хозяйственной деятельности.

        К землям промышленности относятся земельные участки,  предназначенные для размещения:

     - промышленных предприятий различных отраслей экономики,

     - объектов обороны, включая воинские части,

     - энергетических комплексов,

     - объектов наземного транспорта, включая железнодорожный, автомобильный и трубопроводный,

     -   объектов связи, радиовещания, телевидения,

     -  земли, отнесенные к землям иного назначения.

        Итак, землями промышленности  и иного назначения признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи,  объектов для размещения объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли на основании нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих земельные отношения.

 

 

 

1.3.         Порядок управления землями промышленности.

 

        Земля – основной природный ресурс и национальное богатство Беларуси, рациональное использование которого является неотъемлемым условием и предпосылкой для ее устойчивого социально-экономического развития.

        Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, признаются  земли,  предоставленные  соответствующими государственными органами и органами местного  самоуправления  предприятиям, учреждениям,  организациям  и  гражданам  для  развития  различных  отраслей промышленности  и  экономической  деятельности,  не  связанной  с   ведением

сельского, лесного и водного хозяйства. К этой  категории  относятся  земли,

занятые   промышленными   предприятиями,   в   том    числе    предприятиями

горнодобывающей промышленности, дорогами и другими транспортными  системами, инженерными коммуникациями, предприятиями, а также  объектами  обороны. [ 10, с. 31]

         Важнейшее значение для создания условий устойчивого социально-экономического развития имеет повышение эффективности государственного управления земельными ресурсами, под которым понимается деятельность органов государственной власти и управления различных уровней, направленная на регулирование и совершенствование земельных отношений; повышение эффективности использования и охраны земель; сохранение и улучшение окружающей среды.

           В соответствии со ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о земле, государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством.  [2, ст. 23]

 

         Механизм государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе и земель промышленности, включает пять основных составляющих:

1.      создание (совершенствование) нормативно-правовой базы, определяющей государственную земельную политику и обеспечивающей регулирование земельных отношений;

2.      совершенствование структуры и функций государственных органов и организаций, улучшение их взаимодействия и оптимизацию возлагаемых на них задач;

3.      организацию и ведение землеустройства, в том числе планирования землепользования (разработка схем и проектов землеустройства) и разработки землеустроительной документации (по формированию, установлению (восстановлению) границ, изъятию и предоставлению, передаче в собственность, изменению целевого назначения земельных участков и т.д.);

4.      ведение государственного контроля за использованием и охраной земель с целью соблюдения действующего законодательства;

5.      государственную регистрацию земельных участков, прав на них и сделок с ними и ведение государственного земельного кадастра. [8, с. 99]

       Таким образом, из вышеизложенного видно, что  государственное управление землями промышленности, как объекта земельных правоотношений, осуществляется органами управления землями в зависимости от их компетенции и вида управленческих функций, реализуемых путем совершения строго установленных действий, определенных специально разработанными для этой цели  нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.

 

2.1. Рациональное использование земель промышленности.

      Охрана земель.

 

             Рассматривая вопрос о рациональном использовании земель промышленности необходимо ещё раз отметить, что  землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

         Подразделение земель на определенные категории имеет своей задачей упорядочение их использования в интересах настоящего и будущего поколений. В связи с этим в основе подразделения земель на категории лежит наиболее общий критерий – целевое назначение земель. Целевое назначение представляет собой главную цель использования земли определенной категории, устанавливаемую земельным законодательством. [10, с. 33]

       Одним из наиболее важных признаков земель промышленности является то, что они обслуживают производственные, административно-хозяйственные и жилищно-строительные нужды промышленных предприятий.

       Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель  Республики Беларусь.

       Земли промышленности и иного  назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на определенные группы,  указанные в ч. 4 ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле.

          В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно - опасных объектов, пунктов хранения химических и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

       Порядок использования и охраны отдельных видов земель, в том числе  промышленности и иного специального назначения, а также установления   особых условий использования земель данной категории определяется:

1.      Президентом  Республики Беларусь,

2.      Советом Министров Республики Беларусь, 

3.      Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь,

4.      иными специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством.  [2, ст. 23]

         Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры. [11,  с. 273]

Информация о работе Правовой режим земель промышленности