Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа
Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения.
Земля - как объект использования и охраны является состав¬ной частью окружающей среды, охраняемой действую¬щим законодательством, обладающей признаками есте¬ственного происхождения, находящейся в экологиче¬ской цепи природных систем, способной выполнить эко¬логические, экономические,
культурные, оздоровитель¬ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.
Введение ………………………………………………………………. ……… 3 - 5
Глава 1. Порядок управления землями промышленности.
1.1. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………... 6-10
1.2. Земли промышленности, как категория земель ……………………... 11-12
1.3. Порядок управления землями промышленности …………………..... 13-14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
2.1. Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30
Заключение …………………………………………………………………… 31-32
Список используемых источников …………………………………………..33-34
В настоящее время негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут получить негосударственные юридические лица Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в случаях, определенных Президентом страны.
Важное значение для урегулирования существовавших на практике спорных вопросов имеет Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»
Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ) и новой редакцией Кодекса о земле вопросы изъятия и предоставления земельных участков переданы, также, в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов.
Данный Указ разработан в целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков установлено, что земельные участки предоставляются: гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды; индивидуальным предпринимателям на праве аренды; юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды, юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь, на праве аренды.
При этом, вид вещного права, на котором может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с законодательными актами в зависимости от целей его использования и с учетом требований Указа. [5, преамбула, п.1., п.1.1.]
В соответствии с нормами Указа, изъятие и предоставление земельных участков, в том числе, касающихся земель промышленности, осуществляется:
- Минским городским исполнительным комитетом и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами - соответственно из земель г. Минска и городов областного подчинения;
- областными исполнительными комитетами - из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;
- администрациями свободных экономических зон - резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами).
Одновременно с принятием решения об изъятии и предоставлении земельных участков областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков при необходимости осуществляют перевод земельных участков из одних категорий в другие. [5, п.1.2.]
При продаже на территории Республики Беларусь в установленном порядке недвижимого имущества (капитальных строений (зданий, сооружений), включая входящие в состав предприятий как имущественных комплексов), находящегося в государственной собственности, в том числе путем проведения аукциона, одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества, если иное не установлено законами или решениями Президента Республики Беларусь. [5. п.3]
Земли промышленности формируются за счет передачи земельных участков для строительства промышленных предприятий, транспортных систем, связи, энергетики, размещении объектов обороны, и иного назначения соответствующим заинтересованным лицам из состава других категорий земель.
Положением «О порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам», утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование. [7, преамбула]
При этом, перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли допускается в связи с изъятием и предоставлением земельных участков в установленном законодательными актами порядке, а также в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате вредного воздействия антропогенных и (или) природных факторов и (или) вследствие выхода из строя и списания в установленном порядке оросительных и осушительных систем, машин и механизмов.
Земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду. [7, п. 3]
Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора.
При необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10 настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. [7, п. 8]
Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этом случае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.
[7, п. 9]
Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь. [7, п. 10]
Стоит отметить, что для изъятия и предоставления земельного участка в некоторых случаях требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Причем без предварительного согласования предоставляются земельные участки: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо незанятые и предназначенные для жилищного строительства в сельском населенном пункте, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции(капитального ремонта); резидентам свободных экономических зон - для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон (при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов и этих зон); [7,п.11]
Предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации: районными исполнительными комитетами - при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ; Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами - соответственно при предоставлении
земельного участка из земель г. Минска и земель городов областного подчинения.
Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решение о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.[7,п.12]
В иных случаях, выбор места размещения земельного участка производится следующим образом: местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка (далее - комиссия), действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы.
Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка (далее - заинтересованное лицо), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка. [7,п.14]
С указанного момента местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с п. 14 Положения. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.
При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.[7, пп. 18-19]
Таким образом, рассмотрев материал, касающийся вопроса изучающего порядок предоставления и изъятия земель промышленности можно сделать вывод о том, что важнейшее значение для создания условий устойчивого социально-экономического развития нашей страны, имеет повышение эффективности государственного управления земельными ресурсами, под которым понимается деятельность органов государственной власти и управления различных уровней, направленная на регулирование и совершенствование земельных отношений; повышение эффективности использования и охраны земель; сохранение и улучшение окружающей среды, путем осуществления единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель, в том числе, регулирования и рационального использования земель промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе рассмотрения темы моей курсовой работы «Правовой режим земель промышленности» считаю необходимым сделать следующие выводы:
1. Земли промышленности используются, либо предназначены для обеспечения деятельности организаций и, или эксплуатации объектов промышленности, то есть размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирования, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов.
По своей экономической природе земли промышленности предназначены для размещения специального оборудования, необходимого непосредственно для целей производства, а также обслуживающей их инфраструктуры (здания фабричной, заводской администрации, склады готовой продукции, транспортные линии и т.д.).
2. Землями промышленности необходимо признавать только те участки, которые служат (или предназначены) для размещения указанных объектов, использующихся в соответствии с их целевым назначением безотносительно к тому, кто является обладателем прав на них.
3. Немаловажно следующее определение понятия земель промышленности, как объекта земельных правоотношений: «Земли промышленности – это те земли, которые используются или предназначены для размещения специального оборудования, предназначенного непосредственно для целей промышленного производства, а так же обслуживающей их промышленной инфраструктуры. [10 , с. 133]
4. Право предоставления земель из земель промышленности – это право лиц, являющихся субъектами земельных правоотношений, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь владеть, пользоваться, распоряжаться (в соответствии с его целевым назначением) в пределах установленных законодательством Республики Беларусь.