Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 17:41, курсовая работа
Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая является основой для размещения зданий, строений различного целевого предназначения.
Земля - как объект использования и охраны является состав¬ной частью окружающей среды, охраняемой действую¬щим законодательством, обладающей признаками есте¬ственного происхождения, находящейся в экологиче¬ской цепи природных систем, способной выполнить эко¬логические, экономические,
культурные, оздоровитель¬ные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.
Введение ………………………………………………………………. ……… 3 - 5
Глава 1. Порядок управления землями промышленности.
1.1. Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями: понятие, виды, субъекты и содержание…………………... 6-10
1.2. Земли промышленности, как категория земель ……………………... 11-12
1.3. Порядок управления землями промышленности …………………..... 13-14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
2.1. Рациональное использование земель промышленности …………….15 - 18
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.………………………………………………19 - 22
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности…... 23-30
Заключение …………………………………………………………………… 31-32
Список используемых источников …………………………………………..33-34
Рассматривая вопрос рационального использования земель промышленности, нельзя оставить без внимания тему уделяемую мерам охраны окружающей природной среды, так как, охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества. Требование рационального использования земли неотделимо от её охраны. [12, с. 94]
При этом стоит отметить, что нерациональное использование земли приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению её природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.
Охрана земель только тогда может быть эффективной, когда обеспечивается рациональное землевладение и землепользование.
Таким образом, под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, на защиту их от вредных антропогенных воздействий, что положительно повлияет на воспроизводство и повышение плодородия почв и продуктивности земель.[12, с. 95]
При выполнении строительных работ и эксплуатации предприятий на землепользователей возлагается обязанность принимать меры по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды.
Как правило, в большинстве случаев, проекты пользования землями промышленности проходят процедуру оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.
Так, мероприятия по охране земель должны включаться:
- в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю. [2, абзац 2 ч. 2 ст. 89]
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель. [2, ч. 3 ст. 89]
Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компонента природной среды требуют осуществления постоянного контроля за ее состоянием и на современном этапе. В условиях рыночной экономики государственный контроль за охраной и использованием земель является одной из важнейших функций органов государственного управления и представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленную на выявление, предотвращение, устранение нарушений земельного законодательства, носящую всеобщий и постоянный характер. В нашем государстве осуществление такого контроля урегулировано, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, а также Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Охватывая все категории земель земельного фонда, они распространяются на всех землевладельцев, землепользователей и собственников земель. [9, с. 350]
Таким образом, рассматривая данный вопрос, считаю необходимым подчеркнуть, что охрана земель промышленности включает систему мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель, а так же на восстановление земель соблюдением основного целевого назначения земель, установленных законодательством об охране и использовании земель, соблюдая установленный порядок, условия и ограничения использования земель для конкретно предусмотренных целей. Особенности охраны земель определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
[10, с.15]
2.2. Нормативно-правовое регулирование рационального использования земель промышленности.
В соответствии со статьей 2 Кодекса Республики Беларусь о земле, земельные отношения в нашем государстве регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства. [2, ч.1 ст. 2]
Одним из важнейших источников земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства – Совета Министров Республики Беларусь, который в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть и является центральным органом государственного управления. Нормативные правовые акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, нормативных актов Президента и имеют в соответствии со ст.108 Конституции Республики Беларусь обязательную силу на всей территории страны. [12, с. 11]
В соответствии со ст. 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» от 7 июля 1998 г. № 424-З (с изменениями и дополнениями) Правительство в пределах Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь осуществляет контроль за их исполнением, подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями. [4, ст. 3]
Тем самым, осуществляет единую государственную политику в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель, в том числе, регулирования и рационального использования земель промышленности. [12, с. 12]
К числу таковых, можно отнести ряд нормативных правовых актов законодательства Республики Беларусь, осуществляющих регулирование использования земель, в том числе и земель промышленности:
- Закон Республики Беларусь "Об аренде" от 12 декабря 1990 г. № 460-IIX; (с изменениями и дополнениями);
- Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" от 4 января 2010 г. № 108 - З;
- Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26 ноября 1992 г. № 1982 - XII ( c изменениями и дополнениями);
- Указ Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007г. № 667 (с изменениями и дополнениями);
- Положение «О порядке изъятия и предоставления земельных участков», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667,
- Положение «О порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам», утверждённое Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667,
- Инструкция по установлению, восстановлению и закреплению границ земельных участков. Утверждена постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 16 мая 2002 г. № 3
Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством. [13]
Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодательства. Среди них, упомянутые ранее, Кодекс Республики Беларусь о земле, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства, приказы и инструктивный материал Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Основной целью земельных преобразований в Республике Беларусь является обеспечение охраны и рационального использования земель как важнейшего компонента природной среды. Одним из главных средств достижения этой цели служит государственный контроль за охраной и использованием земель. В связи с чем, особое внимание уделяется проблемам осуществления государственного контроля на современном этапе, обосновывается практическая важность совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель промышленности. [13]
Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются на:
- предупредительные меры;
- запретительные меры;
- восстановительные меры;
- карательные меры.
Нормы Кодекса Республики Беларусь о земле, о возмещении в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (рассматриваемых в главе 7 ст.ст. 69 -76) том числе, о возврате самовольно занятых земельных участков и приведении их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы, указанные в главе 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми юридические лица, граждане, должностные лица, причинившие вред окружающей среде вследствие нарушения ими природоохранного законодательства, обязаны возместить его в соответствии с законодательством.[3, глава 6]
К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные в:
- самовольном занятии земельных участков;
- порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и
радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;
- засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;
- размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
- невыполнении требований природоохранного режима использования земель;
- использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;
- невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
- несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
- искажении сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, — несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [ 13]
Итак, учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что под правовым режимом регулирования рационального использования земель промышленности понимается совокупность всех действующих правовых предписаний, определяющих разрешенное использование земель, их охраны, учета и мониторинга, в соответствии с принадлежностью земельных участков к указанной категории земель и территориальным зонированием.
Из чего видно, что в республике на законодательном уровне созданы все необходимые условия для обеспечения повышения эффективности использования земельных ресурсов вышеуказанной категории земель, в том числе и расширения возможностей по привлечению частных инвестиций в развитие промышленности.
Глава 3. Порядок предоставления и изъятия земель промышленности.
Частная собственность на землю и обеспечение земельными участками со вступлением в силу с 1 января 2009 г. Кодекса Республики Беларусь о земле расширены возможности по приобретению землепользователями земельных участков в частную собственность. Согласно статье 12, право иметь земельные участки в частной собственности для определенных законодательством целей предоставлено:
- гражданам Республики Беларусь независимо от наличия у них статуса постоянно проживающих на территории Республики Беларусь;
- иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность;
- негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь;
- международным организациям для размещения своих представительств.
[2, ст. 12]
Ранее (согласно ст. 12 Кодекса о земле 1999 г.) земельные участки могли передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, только при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении инвестиционных проектов. Решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь принималось Президентом. Указ № 667 и новый Кодекс о земле сняли, некоторые ограничения в отношении этих субъектов.