Правовые проблемы перевода земель из одной категории в другую

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить и найти теоретические пути решения правовых проблем перевода земель из одной категории в другую.
При написании курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия, опубликованные в различные годы, а также судебная практика.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие категории земель 4
2. Перевод земель из одной категории в другую 6
2.1.Правовое регулирование 6
2.2. Общий порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую 7
3. Проблемы перевода земель сельскохозяйственного назначения 12
4. Теоретические пути решения проблем 23
Заключение 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Акт о переводе земель или  земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных  участков направляется заинтересованному  лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта. Такой акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

В удовлетворении ходатайства  о переводе может быть отказано в  случаях, если федеральными законами установлены  ограничения перевода земель или  земельных участков в составе  таких земель из одной категории  в другую, либо запрет на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В соответствии со ст.5 Закона о переводе перевод земель или  земельных участков в составе  таких земель из одной категории  в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Необходимо отметить, что  ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ не допускает принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.4

 

3. Проблемы перевода земель сельскохозяйственного назначения.

Правовые проблемы перевода земель сельскохозяйственного назначения появляются, если мы рассматриваем  особенности перевода земель сельскохозяйственного  назначения.

Современное законодательство и подзаконные акты содержат многочисленные декларативные положения о важной роли земель сельскохозяйственного  назначения и необходимости сохранения и увеличения их общей площади.

Так, в п. 50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537) указывается на обеспечение продовольственной безопасности посредством «предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий».

Вместе с тем из содержания ст.7 Закона о переводе следует, что  законодатель рассматривает земли  сельскохозяйственного назначения как возможный резерв для расширения всех иных категорий земель.

Как указывает Мазуров А.В., «вопреки первому и главному принципу земельного законодательства, согласно которому “регулирование отношений по использованиию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве” (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), Закон о переводе (ст.7) устанавливает самый широкий (по сравнению с другими категориями земель) перечень оснований перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, безосновательно названных в нем “особенностями в исключительных случаях”».5

По сведениям Счетной  палаты, с 2003 по 2005 г. Правительством Московской области было принято 280 решений  о переводе из земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельных участков общей площадью 5878,9 га, в том числе: в 2003 г. – 93 решения (1810,9 га), в 2004 г. – 62 решения (990,6 га), в 2005 г. – 58 решений (1297,9675 га), в 2006 г. (по октябрь включительно) – 67 решений в отношении земельных участков площадью 1779,6 га.

В свою очередь, администрацией Тверской области было принято 24 распоряжения о переводе земельных участков общей  площадью 581 га из категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Из девяти оснований перевода земель сельскохозяйственного назначения пять являются «безусловными», т.е. осуществляются независимо тот плодородия и других качественных характеристик земель этой категории.6

1.Консервация  земель

Согласно п.6 ст.13, 14 ЗК РФ консервация земель осуществляется для предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий и подразумевает ограничение или полный запрет (с переводом в земли запаса) их хозяйственного использования.

Консервация осуществляется, как правило, в случаях невозможности  в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими  и радиоактивными веществами свыше  допустимой концентрации, а также  карантинными вредителями и болезнями  растений.

Из-за затратности мероприятий  по улучшению почв консервация земель не получила широкого распространения  в практике, и, соответственно, такое  основание перевода, как консервация  принимается редко.

 

 

2. с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

По замыслу Закона о  переводе отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо  ценного назначения – это юридическое  признание выполнения ими важных общественно полезных функций для  целей исключения или ограничения  на их территории хозяйственной деятельности.

3. с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно ст.84 ЗК РФ установлением  или изменением границ населенных пунктов являются:

1) утверждение или изменение  генерального плана городского  округа, поселения, отображающего  границы населенных пунктов, расположенных  в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение  схемы территориального планирования  муниципального района, отображающей  границы сельских населенных  пунктов, расположенных за пределами  границ поселений (на межселенных  территориях).

4. с размещением промышленных объектов.

Может быть реализовано при  наличии двух условий:

1.) Планируемое размещение будет осуществляться на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами. Механизм учета кадастровой стоимости при переводе участка в другую категорию законодательно не закреплен.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона о переводе к ходатайству о  переводе прилагается кадастровая  выписка о земельном участке, однако кадастровая стоимость, указанная  в ней в соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ, рассчитана для целей налогообложения (учитывает не только продуктивность, но и иные факторы, влияющие на рыночную стоимость участка).

Письмом Роснедвижимости  от 25 сентября 2007 г. № ВК/2968 «Об определении  кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного  назначения для целей перевода в  другие категории» для целей перевода рекомендуется заказывать отчет  о результатах определения кадастровой  стоимости согласно п. 9 Методических рекомендаций по государственной кадастровой  оценке земель сельскохозяйственного  назначения (утв. Приказом Минэкономразвития  России от 4 июля 2005 г. № 145).7

Однако правовые основания  для таких требований к инициатору перевода земельного участка в другую категорию отсутствуют, в связи с чем в некоторых субъектах РФ механизм защиты особо ценных сельскохозяйственных угодий не реализуется.

Согласно нормам действующего Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 2211-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» территориальные  органы Росреестра также не обязаны  предоставлять информацию о плодородии участка заявителям и сравнивать ее со среднерайонными показателями.

Данная позиция нашла  свое отражение в судебной практике, например, Федерального арбитражного суда Поволжского округа в постановлении от 3 февраля 2010 г. по делу № А65-12971/2009 признал законным отказ органа кадастрового учета предоставить заявителю заключение, содержащее сведения о площади (по видам угодий), занимаемой сельскохозяйственным предприятием, у которого изымается участок (экспликация), о кадастровой стоимости испрашиваемых земель в разрезе угодий и средней кадастровой стоимости аналогичных угодий по району.

Суд, несмотря на наличие  такого требования в постановлении  Кабинета министров Республики Татарстан  от 25 октября 2006 г. № 523 «Об утверждении  формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения в другую категорию и  состава прилагаемых к нему документов», не применил его, как противоречащего  акту большей юридической силы – Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 2211-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

2.) при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Бремя несения доказывания  отсутствия иных вариантов размещения объектов, критерии оценки их отсутствия законодательно не установлены.

В частности, не установлено, в границах какой территории должны отсутствовать иные варианты размещения объекта (незастроенные земельные участки необходимой категории), должна ли учитываться возможность приобретения заявителем земельных участков, находящихся в частной собственности.

Отсутствие процедуры  и критериев реализации нормы  об «отсутствии других вариантов  размещения» делает декларативным  ее ограничительный характер и ставит участников общественных отношений  в зависимость от ничем не ограниченного  усмотрения уполномоченных на перевод  органов публичной власти.

Отсутствие указанных  критериев влечет и риск формального  соблюдения требований закона, а именно рассмотрение заведомо неконкурентоспособных  вариантов размещения объекта по сравнению с лоббируемым.

Вместе с тем по смыслу Закона о переводе данное обстоятельство не должно являться основным при определении  места размещения объекта, поскольку  максимальные ставки арендной платы  за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, ограничены федеральным законодателем  и арендная плата за участки, находящиеся  в публичной собственности (при  их наличии), значительно меньше общей  стоимости строительства.

Относительно территории, в границах которой должен осуществляться поиск альтернативных вариантов  размещения объектов, единство мнений отсутствует, однако наиболее распространенным является утверждение, что наличие  или отсутствие иных вариантов размещения объекта должно определяться в пределах муниципального района или городского округа.

Обуславливается это тем, что по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских  округов.

Данное мнение нашло отражение  в судебной практике, например, в  постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. № Ф03-2352/2009 указано, что заявитель не предоставил доказательства обращения в уполномоченный орган с целью предоставления участка с необходимым целевым назначением для размещения объекта на территории муниципального района, следовательно, не доказан факт отсутствия иных вариантов размещения объекта (автомобильного рынка).

5. с включением  непригодных для осуществления  сельскохозяйственного производства  земель в состав земель лесного  фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Действующее законодательство не содержит определения непригодности  земельного участка для осуществления  сельскохозяйственного производства. Это определение содержится только в акте Министерства сельского хозяйства  СССР (1982 г.), где под непригодными земельными участками сельскохозяйственного  назначения понимаются скалы, обнажения  плотных пород, осыпи, ледники, вечные снега и земли под водой.

В связи с этим делается вывод, что если тот или иной участок  сельскохозяйственных угодий по тем  или иным причинам безвозвратно утратил  свои плодородные качества (например, в результате естественной деградации – опустынивания, заболачивания, засоления  и т.д.) и не может больше выступать  в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных, а также сырья для промышленности, то он может быть переведен с учетом у него иных качеств в другую категорию  земель (земли лесного фонда, земли водного фонда или земли запаса).

На практике необходимость  перевода земель сельскохозяйственного  назначения в земли лесного фонда  связана с тем, что в составе  земель этой категории нередко ошибочно учтены значительные по площади лесопокрытые участки и средние и малые водные объекты. Необходимость перевода в земли запаса, как правило, обусловлена утратой или значительной деградацией почвенного слоя.

Информация о работе Правовые проблемы перевода земель из одной категории в другую