Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".

Файлы: 1 файл

шпоры земельное право.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Группы федеральных  законов, регулирующих земельные отношения:

1. Направленные  на непосредственное регулирование  земельных отношений:

 Земельный  кодекс России 2001 года. Ранее земельные  кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

 Федеральный  закон о введении в действие  ЗК.

 Федеральный  закон «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения» (2002 год, с изменениями  2003-2004 годов).

 Градостроительный  кодекс РФ.

 Федеральный  закон «О разграничении государственной собственности на землю» (2001 год).

 Федеральный  закон «О землеустройстве» (2001 год).

 Федеральный  закон «О государственном земельном  кадастре» (2000 год).

2. Связанные  с использованием земель в  сельскохозяйственных целях.

 Федеральный  закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998 год, изменения вносились в 2000-2003 годах).

 Федеральный  закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003 год, ранее действовал  Закон РСФСР 1990 года).

 Федеральный  закон «О мелиорации земель» (1996 год, изменения вносились в 2003 году).

 Федеральный  закон «О безопасном обращении  с пестицидами и агрохимикатами»  (1997 год, изменения вносились в  2003-2004 годах).

 Федеральный  закон «О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998 год, изменения вносились в 2003 году).

3. Связанные  с регулированием социальной  сферы.

 Федеральный  закон «О территориях традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 год).

 Федеральный  закон «Об особо охраняемых  природных территориях» (1995 год,  изменения вносились в 2001 году).

 Федеральный  закон «О погребении и похоронном  деле» (1996 год, изменения вносились  в 1997-1998, 2000-2003 годах).

4. Акты гражданского  законодательства:

 Глава 17 Гражданского  кодекса РФ «Право собственности  и другие вещные права на  землю».

 Федеральный  закон «О приватизации государственного  и муниципального имущества» (2001 год, изменения вносились в 2003 году, ранее действовал Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» 1997 года).

 Федеральный  закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»  (1998 год, изменения вносились в 2001-2002, 2004 годах).

 Федеральный  закон «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» (1997 год, изменения  вносились в 2001-2003 годах).

5. Акты природо-ресурсного  законодательства:

 Лесной кодекс  Российской Федерации (1997 год, изменения вносились в 2003 году).

 Федеральный  закон «О недрах».

 Федеральный  закон «О животном мире» (1995 год, изменения вносились в  2003 году).

 Федеральный  закон «Об особо охраняемых  природных территориях» (1995 год,  изменения вносились в 2001 году).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3      Земельный строй дореволюционной России

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка. В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. В 1580 г. Церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права. В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г. Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II . Этими принципами стали: а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами- помещиками; б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений. Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения. Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина . Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  столыпинская аграрная реформа.

Главными историческими  вехами, с которыми связывается развитие земельного права дореволюционной  России, стали две земельные реформы. В 1861 г. крестьяне были освобождены  от крепостной зависимости и пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с изданными нормативными актами был реформирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян, включая имущественные, трудовые, семейные, административные. Земельные отношения крестьян строились на принципах установления двух видов собственности на землю – общественной собственности сельского общества и частной собственности крестьян. Однако действовало правило, в соответствии с которым земли в общественную и частную собственность могли быть получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Эти платежи были отменены царским правительством 1 января 1907 г.

В начале XX столетия, когда начал активно развиваться  процесс индивидуализации крестьянского  хозяйства, подготовивший почву  для проведения Столыпинской реформы 1906–1910 гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный порядок землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столыпинских реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однозначна. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой – этот исторический период связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое распространение голода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5  земельный строй 1917

Первым нормативным  актом, внесшим революционные преобразования в земельные отношения, стал Декрет «О земле», принятый Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г. В соответствии с Декретом отменялась помещичья собственность на землю, а земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Одновременно предусматривалось, что земли рядовых крестьян не конфискуются. Частью Декрета стал Крестьянский наказ о земле, по которому право частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно. Помещичьи, удельные, монастырские и другие земли обращались во всенародное достояние и передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Запрещались продажа, аренда, залог и другие способы отчуждения земли. Все граждане, желающие обрабатывать землю своим трудом, получали землю на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы землепользования (общинная, артельная и др.).

Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные  акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 г. создается сложная система земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреждается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы.

Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах  перехода к социалистическому земледелию»  сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений. Данное постановление закрепило политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к коллективным. Все виды единоличного землепользования рассматриваются как «проходящие и отживающие».

Отсутствие  в Земельном кодексе положений о правовом режиме некоторых категорий земель компенсировался за счет принятия специальных актов. Правовой режим лесных земель был установлен Лесным кодексом РСФСР, принятым 7 июля 1923 г. Лесной кодекс вводил понятие единого государственного лесного фонда, включающего все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд сельского хозяйства.

30-е годы –  годы борьбы за коллективизацию  сельского хозяйства. Колхозное  землепользование образовало особый  правовой институт. Закреплен принцип устойчивого, т.е. не допускающего изъятия в связи с выходом отдельных членов, землепользования колхозов. Делается акцент на ужесточении условий единоличного крестьянского землепользования.

С конца 60-х гг. в развитии земельного права встает ряд новых проблем. Развитие производительных сил все ощутимее негативно воздействует на состояние земель, в то время как действующее законодательство фактически не уделяет внимания обеспечению рационального использования и охране земель. Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений. В этих условиях требуется существенное обновление земельного законодательства, которое было проведено путем кодификации норм земельного права. В 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а вслед за ними – земельные кодексы союзных республик, в значительной степени повторившие положения Основ.

После 1968 г. развитие земельного законодательства происходит в рамках подзаконного регулирования. Во исполнение и в развитие Основ принимаются постановления Совета Министров СССР о возмещении убытков землепользователям при отводе земель для государственных и общественных нужд, о государственном контроле над использованием земель, о порядке ведения государственного земельного кадастра. Значительное внимание уделяется вопросам сохранения и улучшения земель, рационализации землепользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6  Земельный строй в России 1990

 

Сразу после  образования Российской Федерации  в 1991 г. как независимого государства  разрабатывается программа крупномасштабного  реформирования земельных отношений. В ее основу положена идея денационализации земель, реализованная в конституционных поправках, законах о собственности в РСФСР (1990), о земельной реформе (1990)1. Развернута программа приватизации земель, реорганизации колхозов и совхозов, создания единоличных крестьянских хозяйств. Более чем через 70 лет отрицания права частной собственности на землю данный институт земельного права становится одним из наиболее важных. Принятием 25 апреля 1991 г. Земельного кодекса РСФСР сделан первый шаг к кодификации земельного законодательства. Но уже с самого начала реализация Земельного кодекса сталкивается с трудностями. Из-за жесткого противостояния политических сил, главным образом по вопросу о собственности, не удается в полной мере развить многие положения этого Закона.

События октября 1993 г., связанные с ликвидацией  органов законодательной власти, символизировали начало нового этапа развития земельного права. В 1993 г. отменяются многие положения Земельного кодекса, а земельное законодательство развивается за счет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, адаптирующих земельные отношения к новым политическим условиям. Снимаются ограничения на распоряжение землями, находящимися в частной собственности, предпринимаются настойчивые усилия по развитию рынка земель. Земельный кодекс 1991 г., оставаясь по своей юридической силе основополагающим земельным законом, в условиях действия указов Президента теряет значимость и становится преградой для реализации земельной политики государственной власти. В 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ, призванный создать долгосрочную фундаментальную основу развития земельных отношений в стране.

Таким образом, земельное право России прошло сложный  исторический путь, пережив только за прошедшие сто с небольшим  лет три крупномасштабные реформы. Эволюцию земельного права определяли две основные тенденции – выделение земельного права в относительно самостоятельную отрасль и затем интеграция с другими природоресурсными отраслями и развитие в рамках экологического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7  Место земельного права в общей системе права России

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесении вопроса о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"