Земельное право и иные отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаи¬модействии с другими отраслями российского права.
Самая тесная связь у земельного права с конституцион¬ным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отрас¬лей российского права, в том числе и земельного .

Содержание работы

1. Земельное право и иные отрасли права 3
2. В соответствии с Лесным кодексом РФ не все леса признаются входящими в состав лесного фонда. Установите какие категории земель с наличием растительности не включаются в состав лесного фонда. Что является основанием для разграничения лесов, входящих в лесной фонд, от иных лесов? 7
3. Задача 17
Список литературы………………………………………………………… …...23

Файлы: 1 файл

Kontr_zem_pravo.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования 

 «Кемеровский государственный  университет»

 

 

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

 

ВАРИАНТ 1

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

группы ЮЗС-092

Михайлова Л.С.

                                                                                Проверил: доцент Хворостов А.Ю.

 

 

 

 

Контрольная работа                                   Контрольная работа

Допущена к защите                                   защищена с оценкой «____________»

__________________             _________________

подпись руководителя             подпись руководителя

«____»__________2012г.                       «____»_______________2012г

 

 

 

г. Новокузнецк 2012 г.

 

 

2

Содержание

 

 

3

1. Земельное право и иные отрасли  права

 

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное  право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями российского права.

Самая тесная связь у земельного права с конституционным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного1.

Применительно к земельному праву  такими положениями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на владение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Кроме того, важное значение для земельного права имеют нормы Конституции Российской Федерации2, устанавливающие порядок и условия пользования землей на основе федерального закона, а также отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и принятие земельного, водного, лесного законодательств и законодательства о недрах (ст. 72).

Земельное право тесно связано  с административным правом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и

4

распорядительной деятельности органов  государственной власти, в том  числе и в области организации  использования и охраны земель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управленческие функции в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции являются, например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство лесного хозяйства и ряд других органов.

Основополагающее значение для  земельного права имеет его связь  с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений3.

Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса  РФ, земельные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, размещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения признаны недвижимым имуществом. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение земельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гражданского законодательства.

Общую сферу правового регулирования  земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, вопросы права собственности и

5

иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства и ряд других. Например, регулируя отношения собственности на землю и определяя правомочия собственников земельных участков и обладателей иных вещных прав на них, гражданское законодательство ссылается на земельное законодательство, которое должно регулировать соответствующий вопрос. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других - указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.

Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, эти вопросы регулируются прежде всего гражданским правом, однако учитываются следующие обстоятельства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде случаев применяются специальные методики. Во-вторых, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями, например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством.

Не случайно, что одним из принципов  земельного законодательства является вышеупомянутый принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжений земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране

 

6

окружающей среды4, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ).

Тесная связь существует между  земельным правом, с одной стороны, и другими природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.) с другой стороны. Несмотря на специфику земельных, водных, горных, лесных отношений, обусловленную особенностями их объектов, между этими отраслями права есть большое сходство. Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов5.

Тесная связь земельного права  с экологическим правом обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, функционирующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природной среды и окружающей (природной) средой в целом. Так, земельное право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обеспечивающие охрану земель как неотделимой части окружающей среды (требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т.д.).

7

2. В соответствии с Лесным  кодексом РФ не все леса  признаются входящими в состав  лесного фонда. Установите какие  категории земель с наличием растительности не включаются в состав лесного фонда. Что является основанием для разграничения лесов, входящих в лесной фонд, от иных лесов?

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного  фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ.

Правовой режим земель лесного  фонда — это установленный  законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны.

Лес — это составная часть  природной среды, важнейший элемент  глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду6.

Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

 

 

8

Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России.

Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе  низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с- предпринимательской деятельностью.

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое  и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

Юридическое понятие леса связано  с формированием понятия лесного фонда России.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г № 200-ФЗ ( ред. от 06.12.2011г)7 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Включение земель в состав лесного  фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ8.

К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами,

9

сельскохозяйственными угодьями и  др.), а также земли, расположенные  в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

Согласно ЛК РФ к участкам лесного  фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования применяются положения  гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Эти же правила применяются к участкам лесов, не входящих в лесной фонд.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Не входят в лесной фонд земли, на которых хотя и произрастает лесная растительность, но они имеют иное целевое назначение. ЛК РФ исключает из лесного фонда древесно-кустарниковую растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий9.

Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологических систем лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как

10

пространственный базис, на котором  произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

Целевое назначение лесных правоотношений заключается в создании правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения.

Перевод земель лесного фонда первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.12.2004г №172-ФЗ (ред. от 19.07.2011г) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Земельные участки лесного фонда, находящиеся в границах сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться в собственность, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства.

Информация о работе Земельное право и иные отрасли права