Земельные реформы в странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Сегодня отсутствует целостная система законодательного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, на основе которых начиналась земельная реформа, в значительной мере устарели и отменены, хотя созданные ими земельные права и обязанности продолжают существовать. Некоторые вопросы остаются неурегулированными, а по ряду вопросов законодательные решения носят декларативный характер, так как нет правовых норм, устанавливающих порядок (механизм) исполнения предписаний закона. В различных законодательных актах нередко встречаются противоречия между правовыми нормами по одному и тому же вопросу.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................

1. Исторические этапы развития земельной реформы в России ......................................

1.1 Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. ........................................

1.2 Земельная реформа 90-х годов XX века.......................................................................

1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России............

2. Земельные реформы в странах Запада.............................................................................

2.1 Земельные реформы в Европе.......................................................................................

2.2 Феномен земельных реформ в Китае.............................................................................

Заключение ..........................................................................................................................

Список использованной литературы ..................

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.................................................................................................................................

 

1. Исторические этапы  развития земельной реформы в  России ......................................

 

1.1 Регулирование земельных  отношений в России до 1861 г.  ........................................

 

1.2 Земельная реформа 90-х годов XX  века.......................................................................

 

1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России............

 

2. Земельные реформы в странах Запада.............................................................................

 

2.1 Земельные реформы в Европе.......................................................................................

 

2.2 Феномен земельных реформ в Китае.............................................................................

 

Заключение   ..........................................................................................................................

 

Список использованной литературы ..................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Земельная реформа - важнейшая  часть экономической реформы, имеющей  целью формирование социально ориентированной  рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной  собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это  обусловливает радикальное изменение  земельного строя, который был основан  на исключительной собственности государства  на землю.

Первостепенным компонентом  земельной реформы, необходимым  средством решения стоящих перед  нею задач являются право, юридическое  закрепление и развитие реформируемых  земельных отношений.

Процесс реформирования земельных  отношений развивается постепенно. Вначале была законодательно отменена монополия государственной собственности  на землю. Право частной собственности  на землю в первую очередь было введено в сельском хозяйстве  и лишь для граждан. Позже право  собственности на землю было установлено  также для юридических лиц (Указы  Президента РФ от 25 марта и 14 июня 1992 г.).

В собственность граждан  переданы земельные участки для  ведения личного подсобного и  крестьянского хозяйства, садоводства  и животноводства, а также для  иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Членам колхозов, других кооперативных  сельскохозяйственных предприятий, акционерных  обществ, в том числе созданных  на базе совхозов и других государственных  сельскохозяйственных предприятий, земельные  участки передавались в коллективно-совместную или коллективно-долевую собственность.

При проведении земельной  реформы в соответствии с законодательными и иными правовыми актами земельные  участки передавались в собственность  граждан бесплатно и за плату. Для крестьянского хозяйства  земля передавалась бесплатно в  пределах средней земельной нормы, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного работающего  в сельском хозяйстве. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до установленных предельных размеров могла приобретаться в собственность за плату.

Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки  передавались в собственность граждан  в пределах норм, установленных местными органами власти. Для ведения садоводства  и животноводства бесплатно передавались все ранее используемые земли, а  также вновь предоставляемые  малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

При введении права частной  собственности на землю законодательство устанавливало существенные ограничения  по распоряжению этой собственностью. По сути дела, устанавливался десятилетний мораторий на продажу земель. Позже  Указом Президента РФ (27 октября 1993 г.) мораторий на продажу земли был  отменен, всем собственникам земельных  участков предоставлено право продавать, дарить, сдавать в аренду и совершать  иные сделки с этими участками. Таким  образом, стали создаваться правовые предпосылки для формирования земельного рынка.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., право частной  собственности на землю и свободу  распоряжения ею установила как одно из основных прав граждан и их объединений, охраняемых законом. Право собственности  гражданина на землю в соответствии со ст. 17, 35, 36 и 64 Конституции РФ - одна из основ правового статуса личности в Российской Федерации. Именно поэтому  в новом земельном законодательстве необходимо принципиально решить проблемы осуществления права частной  собственности на землю и создания юридического механизма земельного рынка.

Сегодня отсутствует целостная  система законодательного регулирования  земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, на основе которых  начиналась земельная реформа, в  значительной мере устарели и отменены, хотя созданные ими земельные  права и обязанности продолжают существовать. Некоторые вопросы  остаются неурегулированными, а по ряду вопросов законодательные решения  носят декларативный характер, так  как нет правовых норм, устанавливающих  порядок (механизм) исполнения предписаний  закона. В различных законодательных  актах нередко встречаются противоречия между правовыми нормами по одному и тому же вопросу.

В настоящее время идет разработка проекта нового Земельного кодекса Российской Федерации и  ряда земельных законов, которые  в своей совокупности направлены на создание взаимосвязанной системы  правовых норм в области земельного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Исторические этапы развития земельной реформы в России

 

1.1 Регулирование  земельных отношений в России  до 1861 г.

 

Сложившийся земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством к новым историческим потребностям.

Формировался земельный  фонд России через Генеральное межевание, развернувшееся с середины XVIII в. и  продолжавшееся десятилетия.

 Начало Генеральному  межеванию было положено в  1754 г. в рамках правовой политики  «просвещенного абсолютизма». В  1765 г. правительством Екатерины  II был опубликован манифест о  началах предстоящего отмежевания  частновладельческих земель в  России, а в 1766 г. - «Генеральные  правила» и «Наставления землемерам»  по проведению межевания. Эти  правовые акты более чем 100 лет играли основополагающую  роль в организации и регулировании  земельного кадастра в России.

Земельная реформа 1861 г. не затронула  в целом земельно-правовые отношения  России. Она была осуществлена в  соответствии с принципами, сформулированными  при императоре Александре II. Все  виды поземельной собственности  и поземельных прав, зафиксированные  Сводом законов, сохранились без  существенных изменений.

Причины земельной реформы  в России кратко были выражены в  преамбуле Манифеста Александра II: «...Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия... не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроить их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния...».

Россия пребывала в  тисках феодально-крепостнической  замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в  период раннего средневековья, то в  России - лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь некоторые феодальные повинности.

Объективные и субъективные (консервативные традиции) факторы  сделали безуспешными попытки Александра I, издавшего в 1803 г. указ «О свободных  хлебопашцах», и Николая I, издавшего  в 1842 г. указ «Об обязанных крестьянах», реформировать крепостнические  отношения в отношении свободного найма.

Основным законодательным  актом, определяющим способы и пути освобождения крестьянства от крепостной зависимости, явилось Высочайше  утвержденное Общее положение о  крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, содержащее 207 статей.

Анализ содержания данных нормативно-правовых актов показывает, что принципы земельной реформы, избранные Секретным комитетом (образован  в январе 1857 г. для подготовки проекта  освобождения крестьян), - «осторожность  и постепенность» - нашли в них  свою реализацию.

Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа  земли) и в порядке выкупа крестьянами  у помещиков в собственность  своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в  постоянное пользование).

В последнем случае был  предусмотрен механизм правительственной  помощи крестьянам: правительство ссужало  под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами  на определенный срок.

На период реформации земельных  отношений вводился взамен крепостничества  новый правовой институт - «постоянные  поземельные отношения между  помещиком и водворенным на его  земле крестьянином», оформляемый  специальным документом - уставной грамотой. Этот институт прекращался  по двум основаниям: в случае добровольного  отказа крестьянина от пользования  предоставленным ему наделом  или перехода крестьянина в установленном  законом порядке в другое сословие.

Одновременно был введен новый институт - сельских обществ  и волостей.

Надельная земля предоставлялась  не каждому лицу в отдельности, а  крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя - домохозяина, который нес ответственность  перед общиной за исправное отбывание  повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости  от домохозяина (без него нельзя было уйти на заработки, изменить место жительства и т.п.).

В результате реформы, таким  образом, была создана взамен крепостного  права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму.

 Вновь образованная  система земельных отношений  явилась переходной к созданию  капиталистической (рыночной) системы  сельского хозяйства. Реформа  1861 г. сохранила исторически сложившиеся  две основные формы землевладения:  общинное на большей территории  России и подворное - преимущественно  в западной ее части.

 Важную роль в вовлечении  земли в орбиту товарно-денежных  отношений сыграли созданные  под общим ведомством Министерства  финансов России Крестьянский  поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский  поземельный банк (с 1885 г.). Эти  банки давали денежные ссуды  в обеспечение покупки земель  в собственность либо под залог  недвижимости.

 

 

1.2 Земельная реформа 90-х годов XX века

 

Земельная реформа, начатая  в России в 1990 г., имела следующие  цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения  и землепользования; обеспечение  социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения  земель; создание равных экономических  условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма  регулирования земельных отношений  и стимулирования рационального  использования и охраны земель; прекращение  процесса деградации земли и других связанных с нею природных  ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало  путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами  права собственности на имущество  сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили  друг другу.

В апреле 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был изменен  порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также арендовать земельные  участки.

На основании Закона РСФСР  от 14 июля 1990 г. «О республиканских министерствах  и государственных комитетах  РСФСР» был создан Государственный  комитет РСФСР по земельной реформе.

В конце 1990 г. Верховный Совет  РСФСР принял законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной  реформе»; «О социальном развитии села». Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» было установлено, что член колхоза (работник совхоза) имел право  выйти из его состава и создать  крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации  предприятия. Кроме того, этот закон  определил права собственников  земельных долей.

Информация о работе Земельные реформы в странах Запада