Земельные реформы в странах Запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Сегодня отсутствует целостная система законодательного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, на основе которых начиналась земельная реформа, в значительной мере устарели и отменены, хотя созданные ими земельные права и обязанности продолжают существовать. Некоторые вопросы остаются неурегулированными, а по ряду вопросов законодательные решения носят декларативный характер, так как нет правовых норм, устанавливающих порядок (механизм) исполнения предписаний закона. В различных законодательных актах нередко встречаются противоречия между правовыми нормами по одному и тому же вопросу.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................

1. Исторические этапы развития земельной реформы в России ......................................

1.1 Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. ........................................

1.2 Земельная реформа 90-х годов XX века.......................................................................

1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России............

2. Земельные реформы в странах Запада.............................................................................

2.1 Земельные реформы в Европе.......................................................................................

2.2 Феномен земельных реформ в Китае.............................................................................

Заключение ..........................................................................................................................

Список использованной литературы ..................

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

Также необходимо разрешить  вопросы, связанные с землями, которые  используются Министерством обороны  и специализированные учреждения. На данный момент эти ведомства платят льготный налог, который составляет всего лишь 0,3 процента от кадастровой  стоимости объектов. Это льготу вполне можно убрать, но делать это нужно  внимательно. Сначала нужно провести тщательный анализ всех объектов недвижимости и проследить то, как они используют вверенные им земельные участки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Земельные реформы  в странах Запада

2.1 Земельные реформы  в Европе

Каково значение изучения правового  регулирования земельных отношений  в зарубежных странах?

Необходимость и цель изучения правового  регулирования земельных отношений  в зарубежных странах обусловлены  потребностью выявить как общие  закономерности в регулировании  земельных отношений, так и особенности  их регулирования в тех или  иных странах.

Коренные изменение в правовом регулировании, происходящие в нашей  стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего социалистического  лагеря, обусловливают необходимость  в сравнительно-правовом анализе  их, выявлении общих закономерностей  и под­ходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много  общего в решении правовых проблем  в странах бывшего социалистического  лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

С этих позиций все зарубежные страны могут быть условно разделены  на две группы: страны с развитой рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений  и страны, в которых осуществляются земельные реформы.

Каковы основные институты земельного права в странах с развитой рыночной экономикой?

В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование земельных  отношений давно приобрело стабильность и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права  в этих странах является институт права собственности, оказывающий  определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права, в силу чего он занимает центральное  место и в самом земельном  законодательстве зарубежных стран, и  в земельно-правовой литературе. На теорию и практику правового регулирования  отношений земельной собственности  оказывает существенное влияние  традиционное деление права зарубежных стран на публичное и частное. В современном зарубежном земельном  праве получила распространение  и нормативное закрепление теория «социальной функции» собственности, в особенности земельной собственности, обосновывающей необходимость государственного вмешательства в отношения собственности  и ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что обосновывается приоритетом  публичных интересов над частными интересами собственника.

Помимо права частной и государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, в зарубежном земельном праве заметное место  занимает институт аренды земли и  арендные отношения. В зарубежном земельном  законодательстве содержится подробная  регламентация аренды земли, прав и  обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов  земельных участков и др.

Одно из центральных мест в зарубежном земельном праве занимают субъекты земельных отношений. Этот институт, по мнению некоторых зарубежных ученых-юристов, является ключевым для понимания  не только земельного, но и ряда других отраслей права.

Каковы основные институты земельных  преобразований в зарубежных странах?

Анализируя происходящие ныне земельные  преобразования в зарубежных странах, можно выделить четыре региона: Восточная  Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская  Америка и Африка.

Для стран Восточной Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии - основными направлениями земельных  преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организация  крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах  являются нормативные положения  о реституции, то есть о возвращении  недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Разумеется, реформирование земельного строя в странах Восточной  Европы имеет определенные особенности, обусловленные спецификой их земельного и аграрного строя, однако в целом  указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений  свойственны каждой из этих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Земельные реформы в Китае

 

Когда в России приступили к реформам, в Китае они уже  шли полтора десятилетия. За неимением  своей модели нам следовало бы позаимствовать опыт Китая, как наиболее приемлемый. Об этом я писал еще  в 1994 году, после возвращения из командировки в эту страну. Опыт ее  наиболее интересен для нас с разных точек зрения. И в России, и  в Китае отправной точкой реформ были одинаковые (социалистические) производственные отношения; и Россия, и Китай —  страны, имеющие огромные территории, с большим многообразием почвенно-климатических  и экономических условий. Наконец, китайские реформы давали огромный социально-экономический эффект и  буквально на глазах преобразовывали  страну. Но наши реформаторы и их идеологи напрочь отрицали китайский  опыт. Дескать, признать китайские аграрные реформы — значит цепляться за “китайский рынок с социалистическим лицом”. У такого рода реформаторов главное не экономика, а идеология, то есть разрушение старой государственной  системы. Они не воспринимают “рынок с социалистическим лицом”, который  вот уже три десятилетия обеспечивает 8,5—10 процентов прироста валовой  продукции сельского хозяйства  в год. Зато были в восторге от ельцинских реформ, хотя они вели экономику  к развалу, резко снижали жизненный  уровень народа.

В Китае главное средство производства в сельском хозяйстве  — земля остается в государственной  собственности. По мнению китайских  ученых-экономистов, переход к частной  собственности на землю означал  бы появление очень мелких, крохотных  структур, что привело бы к ограничению  применения сельхозмашин, сдерживало бы развитие производительных сил в  деревне.

Реформаторы, думающие о  росте производства и улучшении  благосостояния народа, исходят из примата экономики над идеологией. В Китае, где в основе реформ была экономика, за последние 30 лет производство ВВП на душу населения увеличилось  более чем в 4 раза, страна вышла  на первое место в мире по производству мяса, увеличив его объем с 19,2 млн т в 1986 году до 63,4 млн т в 2001 году. Потребление мяса, рыбы и морепродуктов с 1970 по 2003 год возросло более чем в 5 раз, молочных — почти в 7 раз, овощей — почти в 5 раз, фруктов — больше чем в 10 раз.

В 1978 году Дэн Сяопин провозгласил три принципа, три теоретических  положения, по которым должна идти реформа:

1. Не мешать развитию  производительных сил.

2. План не эквивалентен  социализму, как и рынок — капитализму,  ибо и в том и другом случаях  существуют и план, и рынок.

3. Раскрепощать сознание  людей и способствовать росту  их благосостояния.

Там собственность отделена от землепользования, существует аренда. У нас же более 80 процентов сельскохозяйственных земель передано в частную собственность. В 1992 году общественные земли были разделены  на паи. Свыше четверти земельных  долей вообще не востребованы. Большинство  земледельцев являются лишь виртуальными собственниками. Они не могут выделить в натуре свои участки. По мнению министра А. Гордеева, это одна из главных причин крайне низкой эффективности использования российских угодий.

В Китае платное землепользование на основе аренды обеспечивает полную свободу и самостоятельность. В  арендаторе соединяются функции  землепользователя и собственника результатов производства. Аренда не разрушает глубинных основ экономического строя, не меняет всего уклада деревенской  жизни, а эволюционным путем формирует  самостоятельных хозяев — партнеров  по рыночным отношениям и создает  предпосылки экономического равенства  всем товаропроизводителям в условиях многообразных форм хозяйствования.

Непосредственное знакомство с опытом китайских реформ позволило  сделать следующие выводы:

1. Главные цели реформ  — недопущение общественных потрясений. Они ведут не к “затягиванию  поясов”, как в России, а к  наращиванию производства продовольствия, улучшению жизненного уровня  трудящихся за счет раскрепощения  их творческого потенциала. Китай  сегодня не боится никаких  глобальных вызовов.

2. Реформы носят эволюционный  характер. Каждый элемент их (аренда  земли, продажа права пользования,  многообразие форм хозяйствования, сокращение плана закупок, либерализация  цен и т. д.) проходит длительную  экспериментальную проверку в  ряде провинций, и лишь после  этого они начинают внедряться  по всей стране.

3. Реформы проводятся  снизу. Верхние эшелоны власти  не исходят из заранее выбранной  модели. Выбор направления реформ  определяют практика и учет  интересов крестьян.

4. Вся земля остается  в социалистической собственности.  Городская — у государства,  сельскохозяйственная — у коллективов  крестьян. Собственность земли отделена  от землепользования. Продается  право пользования землей, то  есть аренда, и таким образом  земля становится объектом рыночных  отношений. Все это способствует  росту трудовой активности крестьян, более эффективному использованию  земли. Новые организационные  формы хозяйствования, работа на  рынок раскрепостили творческий  потенциал, повысили производительность  труда.

5. Семейная аренда на  мелких участках сдерживает развитие  производительных сил, ограничивает  применение современной техники  и технологий, а следовательно,  не позволяет повышать эффективность  производства. Для устранения этих  недостатков создана система  общественных предприятий, коллективных  хозяйственных организаций, обслуживающих  арендаторов.

6. В Китае создан единый  распорядитель — Государственное  управление по земельным ресурсам. Его функции: совершенствовать  земельную политику, разрабатывать  генеральный план использования  земли, заниматься ее отводом,  регистрацией, учетом, оценкой. Средства, получаемые от аренды, в значительной  мере идут на повышение плодородия  земель и их оздоровление.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Земельная реформа - важнейший  элемент структурной перестройки  экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части  развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной  и муниципальной собственности  на землю; укрепление законодательных  гарантий частной собственности  на землю; создание механизмов регистрации  прав на землю в системе государственной  регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над  рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений  на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного  назначения.

В части правового обеспечения  земельной реформы ее законодательная  база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной  реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость  и достаточность их правового  регулирования.

 Главная цель земельных  преобразований в Российской  Федерации состоит в обеспечении  рационального использования и  охраны земель как важнейшего  природного ресурса, создании  правовых, экономических, организационно-технологических  и других условий для воспроизводства  и повышения плодородия почвы,  сохранения сельских, лесных и  других земель, улучшения природной  среды, развития сельских и  городских поселений.

Использование земли в  Российской Федерации является платным  за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Формами платы  за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное  пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные  платежи за потери сельскохозяйственного  производства, плата за пользование  земельным участком при установлении сервитута.

Охрана включает систему  правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование  земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного  изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Главную роль в решении  сложной проблемы становления новых  земельных отношений должно сыграть  государство. С помощью государственного регулирования определяются условия  и механизмы экономического воздействия  на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования  законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

1) разработать и принять  нормативно-правовые документы по  планированию землепользования, правам  на землю и регламенту оборота  земли;

2) отработать практику  целевого использования земли,  имея в виду распределение  земель по характеру использования  (сельскохозяйственные, природоохранные,  городские, жилищного строительства  и т.д.), установить четкий статус  земель каждой категории, создать  механизм государственного контроля  за целевым использованием земельных  участков, ввести ограничения и  обременения на права собственности  на землю;

Информация о работе Земельные реформы в странах Запада