Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа
Сегодня отсутствует целостная система законодательного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, на основе которых начиналась земельная реформа, в значительной мере устарели и отменены, хотя созданные ими земельные права и обязанности продолжают существовать. Некоторые вопросы остаются неурегулированными, а по ряду вопросов законодательные решения носят декларативный характер, так как нет правовых норм, устанавливающих порядок (механизм) исполнения предписаний закона. В различных законодательных актах нередко встречаются противоречия между правовыми нормами по одному и тому же вопросу.
Введение.................................................................................................................................
1. Исторические этапы развития земельной реформы в России ......................................
1.1 Регулирование земельных отношений в России до 1861 г. ........................................
1.2 Земельная реформа 90-х годов XX века.......................................................................
1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России............
2. Земельные реформы в странах Запада.............................................................................
2.1 Земельные реформы в Европе.......................................................................................
2.2 Феномен земельных реформ в Китае.............................................................................
Заключение ..........................................................................................................................
Список использованной литературы ..................
В России была провозглашена
частная собственность на земельные
участки, используемые для сельскохозяйственного
производства (земли фермеров, садоводов,
земли под личными подсобными
хозяйствами, индивидуальным жилищным
строительством, животноводческими
кооперативами, а также находящиеся
в колхозно-кооперативной и
В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР» и Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.
23 декабря 1992 г. был
принят Закон РФ «О праве
граждан Российской Федерации
на получение в частную
В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.
С ноября 1992 г. по декабрь 1993
г. было продолжено дальнейшее совершенствование
системы регистрации различных
форм землевладения и
Постановлением Правительства
РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден «Порядок
купли-продажи гражданам
В 1992-1993 гг. были также решены
многие политические, экономические, технологические
и социальные проблемы, такие как
ликвидация монополии государственной
собственности на землю и осуществление
перехода к многообразию форм собственности
на землю, владения и пользования
ею; формирование слоя средних и
мелких земельных собственников; улучшение
структуры управления земельными ресурсами;
обеспечение всех желающих граждан
приусадебными и садово-
Важным шагом в правовом
регулировании земельных
Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в РФ.
Затем наиболее значимым документом
явилось Постановление
С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.
1997 г. ознаменовался важным
для развития земельных
В 1998-2001 гг. был принят ряд важных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.
В России в 1991-2001 гг. возникло
приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских)
хозяйств; были расширены земли сельских
населенных пунктов; создан фонд перераспределения
земель; начался процесс приватизации
земли под предприятиями; приняты
законодательные земельные
1.3 Основные направления современных земельных преобразований в России
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 г. «О земельной реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации земельной реформы. Основным стержнем земельной реформы являлся переход от единой государственной собственности на землю к многообразию видов собственности, в том числе - к частной. В комплексе мер, направленных на преобразование земельных отношений центральное место занимает институт частной собственности граждан на земельные участки. Вместе с тем, установление прав частной собственности на землю было ограничено определенными рамками.
Существенную роль в сфере перераспределения земель и юридическом закреплении прав на землю за собственниками сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 г., который снял мораторий на продажу земельных участков гражданами, получившими участки в частную собственность для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Однако начатая в 1991 г. земельная реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
В России завершен 1-ый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования:
1) ликвидирована монополия государственной собственности за землю;
2) проведена реорганизация 23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га земли;
3) сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, им передано 13,8 га земель;
4) создан фонд перераспределения земель;
5) решена в основном
проблема обеспечения граждан
земельными участками. 43,6 млн. граждан
имеют земельные участки для
личных нужд. Введена плата за
пользование землей. Ставки земельного
налога и арендной платы
Основные результаты земельной реформы 1990-2008 гг.:
1. Ликвидирована государственная монополия на владение землей.
2. Осуществлен переход к платному землепользованию.
3. Созданы условия для
гражданского оборота
4. Сформирован слой крестьянско-
5. Созданы целевые земельные фонды, существует специальная категория - земли запаса.
6. Развернута система
государственного земельного
7. Разработана система
государственной кадастровой
Для эффективной реализации
земельной политики, реальное регулирование
земельных отношений в
Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и нестыковки. Эти нестыковки планируется устранить в законодательном порядке в самое ближайшее время.
С 1 июля 2011 г. началась реализация
глобальной земельной реформы в
Российской Федерации. Цель проводимой
реформы заключается в том, что
граждане смогут получать в собственность
и распоряжаться по своему усмотрению
земельными участками, а муниципальные
поселения получат право
Уже сейчас претерпели значительные
изменения законы, касающиеся оборота
земель сельскохозяйственного
Законом будут предусмотрены
меры, которые не позволят при передаче
в собственность россиянам
Те же земли, которые пока
считаются невостребованными, могут
быть отданы в распоряжение муниципалитетов.
Сами муниципальные образования
смогут передавать такие земли фермерам,
работающим на земле. Органы местного
самоуправления уже сейчас могут
отстаивать свои права на невостребованные
земли в судебном порядке. Приоритетное
право оформления таких участков
в собственность будет
В будущем планируется
в законодательном порядке
Многодетные семьи (имеющие
трех и более детей) смогут бесплатно,
без конкурсов и торгов, получить
в собственность земельные
Сейчас правительство
Российской Федерации разрабатывает
Федеральную целевую программу,
касающуюся совершенствования