Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, контрольная работа
Возникновение споров и конфликтов между субъектами земельных отношений в современных условиях – закономерное явление. Этому способствует еще и не устоявшееся земельное законодательства России с некоторыми проблемами и коллизиями, и различная направленность интересов субъектов земельных отношений, включая варианты злоупотребления своими правами.
Цель реферата – определить понятие, сущность и специфические особенности земельного спора, как сложного, комплексного правового института.
Введение
1. Понятие земельного спора
1.1 Юридические споры
1.2 Земельные споры
2. Классификация земельных споров
3. Система органов рассматривающих земельные споры и их полномочия
Заключение
Список используемой литературы
Как было сказано выше разновидностей земельных споров в настоящее время великое множество и универсальной классификации нет и, наверное, не будет.
В качестве примеров можно привести следующие виды споров15:
– споры о признании права собственности на землю;
– споры о приватизации земельных участков и об обжаловании отказа в приватизации;
– споры об определении порядка пользования земельным участком;
– споры об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на землю;
– споры об оспаривании (признании недействительными) сделок с землей;
– споры о разделе земельного участка между собственниками;
– споры об определении границ земельного участка, в том числе споры по межеванию;
– споры о переводе земель из одной категории в другую;
– споры об изменении категории земельного участка и его разрешенного использования;
– споры о предоставлении и изъятии земельных участков;
– споры об изъятии земельного участка из чужого незаконного владения;
– споры о признании права постоянного (бессрочного) пользования;
– споры об устранении препятствий в пользовании земельным участком, не связанные с лишением владения;
– споры о признании и установлении сервитута;
– споры по договорам аренды земли (заключение, изменение, расторжение, продление на новый срок, арендная плата);
– споры о предоставлении земельных участков, изъятых из оборота, либо ограниченных в обороте
– споры о признании права на самовольную постройку на земельном участке;
– споры по другим категориям земельных дел.
Поговорим подробнее о некоторых из них.
Споры, связанные с предоставлением земель участков в аренду.
Как уже было отмечено выше, юридические лица за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участком на право аренды земельных участков или приобрести эти участки в собственность, а религиозные организации, кроме того – переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до I января 2006 г.16 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации(пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ вред. 08.12.03).
Аренде земельных
участков посвящена статья 22 Земельного
кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, условия
аренды и выкупа земельных участков
на которых находятся
Сдача в аренду
участков, находящихся в государственной
или муниципальной
Как правило, по тематике раздела рассматриваются споры о понуждении соответствующего органа власти к заключению договора аренды. Указанные споры возникают в связи с тем, что заявитель считает незаконным отказ в заключении договора аренды и указывает на неправомерное бездействия государственного органа или органа местного самоуправления.
В случае, если
из материалов дела следует, что компетентным
органом принято решение о
предоставлении земельного участка, проведены
соответствующие
При этом суды исходят из того, что объектом договора аренды может быть только такой земельный участок (его часть), в отношении которого достигнуто соглашение по всем его характеристикам и условиям использования. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить земельный участок, подлежащий передаче: местоположение, размер. Земельный участок должен иметь границы, описанные и удостоверенные в установленном порядке. Обязательным приложением к договору является кадастровая карта (план) земельного участка. Объектом договора аренды не может быть земельный участок, который изъят из оборота в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в удовлетворении требований, как правило, связан с:
– отсутствием распорядительного документа о предоставлении истцу требуемого земельного участка, границы земельного участка не определены, за выдачей кадастровой карты истец не обращался18;
– отменой распорядительного документа;
– обременением спорного участка правами аренды третьего лица19;
– отсутствием доказательств о наличии принадлежащих ему объектов недвижимости на спорном земельном участке20.
Следующий, не столь
многочисленный (8%) блок вопросов составляют
иски, заявленные прокурорами о признании
недействительными договоров
Нарушения, допущенные при заключении договоров, как правило, связаны с тем, что конкурс или аукцион о продаже права аренды уполномоченным органом не проводится или проводится с нарушением установленного порядка, а именно: проведением торгов до истечении установленного тридцатидневного срока, исчисляемого с даты объявления конкурса, заключение договора аренды позднее установленного пятидневного срока со дня подписания протокола результатов торгов и др.
Например, первый заместитель прокурора Брянской облаcтиобратился в арбитражный суд с заявлением в интересах администрации муниципального образования г. Стародуб Комитету по управлению муниципальном имуществом Стародубского района (КУМИ), ПБОЮЛ и учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области о признании недействительными торгов, по итогам которых был заключен договор аренды земельного участка, и государственной регистрации договора. В части признания недействительными торгов решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, требования заявителя были удовлетворены.
При этом суд исходил из
того, что в соответствии с Правилами
организации и проведения торгов
по продаже находящихся в
Споры о предоставление в собственность земель сельскохозяйственного назначения
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Законодательство, действовавшее до вступления в силу Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участковсельскохозяйственного назначения не допускалась.
Федеральный закон от 24.07.02
№101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» установил, что оборот
земель сельскохозяйственного
Согласно разъяснениям Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.03.05 №11), если приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией право собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволяющим приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
В случаях, когда на день вступления Федерального закона от 07.07.03 г. №113 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в силу с момента его официального опубликования – с 10.07.03 г.) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.04 г. Должна осуществляться по правилам, установленным ст. 19.1 Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.Согласно ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам изъявившим желание вести крестьянское(фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О крестьянском(фермерском) хозяйстве».Так, заместитель прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы Еткульского района «О предоставлении земельного участка в собственность гражданина Л. в связис несоответствием его п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.02 г. №576, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации.В удовлетворении требований было отказано, поскольку, как следует из материалов дела, постановлением от 18.11.02 г. Л. в соответствии со ст. ст. 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 1,0 га, в том числе пашни 1,0 га из фонда перераспределения, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства главой которого утвержден Л.
Отказывая в признании постановления недействительным суд исходил из того, что при бесплатном предоставлении участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства орган местного самоуправления действовал в пределах полномочий, предоставленных ему в силу п. 10 ст. 3, ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 12, ст. 3 Закона Челябинской области от 05.12.97 г. №30 – ОЗ «О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области», п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 11 Закона Челябинской области от 10.04.98 г. №39-ОЗ «О земельных отношениях».
Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения22.
Споры связанные с переводом земель из одной категории в другую
Рассматриваемые в настоящем разделе судебные решения касаются применения положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; промышленности энергетики, транспорта! связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации (статья 8) устанавливают основы перевода земель из одной категории в другую таким образом, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов российской Федерации; земель иного целевого назначения органами местного самоуправления23.
Согласно пункту
3 статьи 8 Земельного кодекса Российской
федерации нарушение