Земельные споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Возникновение споров и конфликтов между субъектами земельных отношений в современных условиях – закономерное явление. Этому способствует еще и не устоявшееся земельное законодательства России с некоторыми проблемами и коллизиями, и различная направленность интересов субъектов земельных отношений, включая варианты злоупотребления своими правами.
Цель реферата – определить понятие, сущность и специфические особенности земельного спора, как сложного, комплексного правового института.

Содержание работы

Введение
1. Понятие земельного спора
1.1 Юридические споры
1.2 Земельные споры
2. Классификация земельных споров
3. Система органов рассматривающих земельные споры и их полномочия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Как было сказано  выше разновидностей земельных споров в настоящее время великое  множество и универсальной классификации нет и, наверное, не будет.

В качестве примеров можно привести следующие виды споров15:

– споры о признании права собственности на землю;

– споры о приватизации земельных участков и об обжаловании отказа в приватизации;

– споры об определении порядка пользования земельным участком;

– споры об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на землю;

– споры об оспаривании (признании недействительными) сделок с землей;

– споры о разделе земельного участка между собственниками;

– споры об определении границ земельного участка, в том числе споры по межеванию;

– споры о переводе земель из одной категории в другую;

– споры об изменении категории земельного участка и его разрешенного использования;

– споры о предоставлении и изъятии земельных участков;

– споры об изъятии земельного участка из чужого незаконного владения;

– споры о признании права постоянного (бессрочного) пользования;

– споры об устранении препятствий в пользовании земельным участком, не связанные с лишением владения;

– споры о признании и установлении сервитута;

– споры по договорам аренды земли (заключение, изменение, расторжение, продление на новый срок, арендная плата);

– споры о предоставлении земельных участков, изъятых из оборота, либо ограниченных в обороте

– споры о признании права на самовольную постройку на земельном участке;

– споры по другим категориям земельных дел.

Поговорим подробнее  о некоторых из них.

Споры, связанные  с предоставлением земель участков в аренду.

Как уже было отмечено выше, юридические лица за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участком на право аренды земельных участков или приобрести эти участки в собственность, а религиозные организации, кроме того – переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до I января 2006 г.16 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации(пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ вред. 08.12.03).

Аренде земельных  участков посвящена статья 22 Земельного 
кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, условия  аренды и выкупа земельных участков на которых находятся приватизированные  объекты движимости, определяются Федеральным  законом от 21.12.01 г.№178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (статья 28). По желанию собственника объекта расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок до 49 лет.

Сдача в аренду участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, может осуществляться путем проведения конкурсов и аукционов. Порядок  их проведения определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.02 №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Как правило, по тематике раздела рассматриваются споры о понуждении соответствующего органа власти к заключению договора аренды. Указанные споры возникают в связи с тем, что заявитель считает незаконным отказ в заключении договора аренды и указывает на неправомерное бездействия государственного органа или органа местного самоуправления.

В случае, если из материалов дела следует, что компетентным органом принято решение о  предоставлении земельного участка, проведены  соответствующие землеустроительные работы по определению площади земельного участка, произведена оплата за оформление договора17, суды удовлетворяют заявленные требования и принимают решение о понуждении соответствующего органа заключить договор аренды земельного участка.

При этом суды исходят  из того, что объектом договора аренды может быть только такой земельный участок (его часть), в отношении которого достигнуто соглашение по всем его характеристикам и условиям использования. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить земельный участок, подлежащий передаче: местоположение, размер. Земельный участок должен иметь границы, описанные и удостоверенные в установленном порядке. Обязательным приложением к договору является кадастровая карта (план) земельного участка. Объектом договора аренды не может быть земельный участок, который изъят из оборота в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в удовлетворении требований, как правило, связан с:

– отсутствием распорядительного документа о предоставлении истцу требуемого земельного участка, границы земельного участка не определены, за выдачей кадастровой карты истец не обращался18;

– отменой распорядительного документа;

– обременением спорного участка правами аренды третьего лица19;

– отсутствием доказательств о наличии принадлежащих ему объектов недвижимости на спорном земельном участке20.

Следующий, не столь  многочисленный (8%) блок вопросов составляют иски, заявленные прокурорами о признании  недействительными договоров аренды земельных участков. В данном случае речь идет о нарушении органами местного самоуправления правил о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды и о распоряжении земельным участком ненадлежащим лицом.

Нарушения, допущенные при заключении договоров, как правило, связаны с тем, что конкурс или аукцион о продаже права аренды уполномоченным органом не проводится или проводится с нарушением установленного порядка, а именно: проведением торгов до истечении установленного тридцатидневного срока, исчисляемого с даты объявления конкурса, заключение договора аренды позднее установленного пятидневного срока со дня подписания протокола результатов торгов и др.

Например, первый заместитель прокурора Брянской облаcтиобратился в арбитражный суд с заявлением в интересах администрации муниципального образования г. Стародуб Комитету по управлению муниципальном имуществом Стародубского района (КУМИ), ПБОЮЛ и учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области о признании недействительными торгов, по итогам которых был заключен договор аренды земельного участка, и государственной регистрации договора. В части признания недействительными торгов решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, требования заявителя были удовлетворены.

При этом суд исходил из того, что в соответствии с Правилами  организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной  или муниципальной собственности  земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.02 №808 КУМИ был организован конкурс по продаже права на заключение договоров земельных участков, в том числе спорного. Однако конкурс был проведен с нарушением организатором процедуры торгов, поскольку материалами дела установлено, что объявление о проведении конкурса было опубликовано 29.10.02, а фактически конкурс состоялся 22.11.02, т.е. до истечения установленного тридцатидневного срока. В соответствии с пунктом 26 Правил организации торгов договор аренды земельного участка должен быть заключен с победителем торгов в срок, не превышающий 5 дней со дня подписания протокола. Однако в данном случае протокол о результатах торгов был подписан 22.11.02, при этом договор аренды был заключен лишь 29.01.03, т.е. с нарушением установленных сроков.Кроме этого, суд также учел, что земельным участком, расположенным в границах муниципального образования г. Стародуб, по сути, распорядилось ненадлежащее лицо – КУМИ Стародубского района. В связи с изложенным результаты торгов, проведенных с нарушением установленных правил, были признаны недействительными, что повлекло «недействительность договора, заключенного с лицом выигравшим торги»21.

Споры о предоставление в  собственность земель сельскохозяйственного  назначения

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного  назначения регулируется федеральным  законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Законодательство, действовавшее  до вступления в силу Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, фактически не содержало  запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного  назначения.

Согласно статье 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участковсельскохозяйственного назначения не допускалась.

Федеральный закон от 24.07.02 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения» установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном  Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).

Согласно разъяснениям Высшего  арбитражного суда Российской Федерации (пункт 8 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации  от 25.03.05 №11), если приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией право собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволяющим приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.

В случаях, когда  на день вступления Федерального закона от 07.07.03 г. №113 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в силу с момента его официального опубликования – с 10.07.03 г.) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.04 г. Должна осуществляться по правилам, установленным ст. 19.1 Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.Согласно ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам изъявившим желание вести крестьянское(фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О крестьянском(фермерском) хозяйстве».Так, заместитель прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы Еткульского района «О предоставлении земельного участка в собственность гражданина Л. в связис несоответствием его п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.02 г. №576, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации.В удовлетворении требований было отказано, поскольку, как следует из материалов дела, постановлением от 18.11.02 г. Л. в соответствии со ст. ст. 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 1,0 га, в том числе пашни 1,0 га из фонда перераспределения, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства главой которого утвержден Л.

Отказывая в  признании постановления недействительным суд исходил из того, что при бесплатном предоставлении участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства орган местного самоуправления действовал в пределах полномочий, предоставленных ему в силу п. 10 ст. 3, ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 12, ст. 3 Закона Челябинской области от 05.12.97 г. №30 – ОЗ «О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области», п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 11 Закона Челябинской области от 10.04.98 г. №39-ОЗ «О земельных отношениях».

Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения22.

Споры связанные  с переводом земель из одной категории в другую

Рассматриваемые в настоящем разделе судебные решения касаются применения положений  статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации  по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного  назначения; земли поселений; земли  специального назначения; промышленности энергетики, транспорта! связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации (статья 8) устанавливают основы перевода земель из одной категории в другую таким  образом, что отнесение земель к  категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов российской Федерации; земель иного целевого назначения органами местного самоуправления23.

Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской федерации нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям,о переводе их из одной категории в другую.

Информация о работе Земельные споры