Земельный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
Изучение экологического мониторинга земель.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие мониторинга земель;
Изучить основные цели и задачи мониторинг земель;
Проанализировать состояние земельного фонда России и ХМАО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ 4
1.1. Виды мониторинга земель 6
1.2. Методы и способы проведения мониторинга земель 8
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Категории земель земельного фонда РФ 11
2.2. Состояние земельного фонда ХМАО 15
2.3. Качественная характеристика состояния земель 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

мониторинг земель.docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ 4

1.1. Виды мониторинга земель 6

1.2. Методы и способы проведения мониторинга земель 8

2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11

2.1. Категории земель земельного фонда РФ 11

2.2. Состояние земельного фонда ХМАО 15

2.3. Качественная характеристика состояния земель 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

                                                                                                                                  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношение общества и  природы, в наше время, достигли такую остроту, что они формируют угрозу для существования человека и всего живого на нашей Земле.

Земельные ресурсы в одно из важнейших богатств человечества. От того, как распорядиться им, во многом зависит благополучие нынешнего  и судьба будущего поколений. Значимость земли определяется в сельском хозяйстве, процесс производства связан со свойствами земли. Земля является самым важным орудием потребления и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием. Землю можно рассмотреть как средство труда – характеризующегося хорошим плодородием почв и плодотворностью растений, и как предмет труда технико – технологическими и пространственными свойствами. От верного употребления почв зависит функционирование всех областей народного хозяйства, благосостояние общества.

Задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования земельными ресурсами является организация мониторинга земель, наблюдение за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под действием природно – антропогенных факторов. Установка качества окружающей среды, предотвращать загрязнения земель, обеспечение их производительности.

Целью курсовой работы является:

Изучение  экологического мониторинга земель.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие мониторинга земель;
  2. Изучить основные цели и задачи мониторинг земель;
  3. Проанализировать состояние земельного фонда России и ХМАО.
  1. ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

Мониторинг земель – это  наблюдение за состоянием земельного фонда для обнаружения изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и  устранения последствий  неблагоприятных процессов [2].

Земля является важной частью природной среды, характеризующейся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющейся главным средством производства в сельском хозяйстве, а также пространственным основанием для размещения предприятий и организаций всех областей народного хозяйства. Так как земля является важной частью окружающей среды, то вопросы изучения земель требуют государственного подхода, который должен осуществляться на основе наблюдений. Мониторинг земель выполняет основную роль связывающих всех мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус.

С помощью мониторинга  можно выявить напряженные ситуации, находить неблагоприятные факторы  воздействия и наиболее подверженные компоненты биосферы. Большую роль в управлении экономикой должно играть ограничение антропогенных воздействий рамками экологических возможностей, нацеленное на оптимизацию взаимодействия общества с природой, наилучшего использования возобновимых природных ресурсов. В связи с этим ответственным элементом мониторинга является оценка состояния окружающей среды. Этапом такой оценки является выбор характеристик и показателей, измерения. В результате измеренных полученных данных можно определить состояние природной среды.

Объектом мониторинга  земель является земельный фонд страны, а задачами являются [2]:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды;
  • своевременное выявление изменений качеств земельного фонда, их оценка, анализ и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий;
  • информировать государственного земельного кадастра, мониторингов других природных сред, рационального природопользования и землеустройства;
  • информационное обеспечение государственных органов и частных лиц о состоянии и возможных последствиях, происходящих на земле.

Актуальность государственного мониторинга земель обусловлена, в  частности, тем, что уровень экологически допустимого воздействия на землю  в ряде регионов страны превышен, имеется угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель, эрозия почв, истощение плодородного слоя, засоление земель, заболачивание и переувлажнение земель, деградация пастбищ и сенокосов, массовое подтопление земель, техногенное загрязнение земель.

 

    1. Виды мониторинга земель

По территориальному охвату различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель.

Глобальный мониторинг земель рассматривает глобальные изменения, происходящие на планетарном уровне. Позволяет оценить нынешнее состояние  Земли, с целью предупреждения о  возникающих глобальных ситуациях. Наблюдения ведут различные станции на различных регионах планеты [2].

Федеральный мониторинг земель ведут в пределах Государственной границы РФ; при этом проводят необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель.

Региональный мониторинг следит за процессами в пределах какого – либо региона, где эти процессы отличаются по природно – антропогенным характерам.

 Локальный мониторинг веется на территориальном уровне, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтных комплексов.

По характеру стабильности состояния земель различают мониторинг фоновый и импактный. Слежения за состоянием земель, не подвергавшиеся воздействию человека – это фоновый  мониторинг, а импактный это наблюдение за состоянием среды, где наблюдаются  антропогенные воздействия [2].

По происхождению изменения  состояния земель бывают:

  • эволюционные (связанные с историческим развитием процессов);
  • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми);
  • антропогенные(связанные с человеческой деятельностью);
  • чрезвычайные ситуации (связаны с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями и катастрофами);

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель подразделяются на базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); периодические (проводимые через один год и более, с определенными интервалами); оперативные ( непрерывно проводимые). Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи  информации мониторинга земель являются геоинформационные системы (ГИСы), основанные на использовании современной компьютерной техники, функционирование которой обеспечивается унифицированными программными средствами. 

Сбор информации для ведения мониторинга земель обеспечивается проведением различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с высотных самолетов, съемки и наблюдения с помощью средств малой авиации и др.); наземных съемок и наблюдений; а также с использованием фондовых данных [2].

 

 

    1. Методы и способы проведения мониторинга земель

Государственный мониторинг земель представляет собой систему  наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель ведут Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство природных ресурсов РФ при участии заинтересованных министерств и ведомств. Организацию и координацию деятельности указанных министерств и ведомств, а также обобщение данных мониторинга земель осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство природных ресурсов РФ. Эти ведомства ежегодно представляют в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации [10].

Мониторинг земель ведут  разными методами и способами. Для получения информации о состоянии земель применяются:

  • дистанционное зонирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации );
  • наземные съемки и наблюдения;

Для различных оценок состояния  отдельных категорий земель используют данные и материалы специализированных мониторингов отдельных компонентов  окружающей среды, проводимых в рамках государственной системы экологического мониторинга.

 Структуру мониторинга земель составляет комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие изменения [2]:

  • природных ландшафтов, границ и площадей землепользований и землевладений;
  • состояния почв (водная эрозия, опустынивание, деградация почв);
  • состояние геологической среды, рельефа, гидрографической сети;
  • состояния растительности;
  • состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов;

Полученные результаты должны быть точными, количественными и  качественными за определенный период, по этим данным составляют доклады, отчеты, прогнозы которые предоставляются  в государственные органы.

Структура мониторинга земель определяется административно - территориальным делением, использованием земель по их назначению. По административно – территориальной иерархии имеет уровни:

  • мониторинг земель Российской Федерации;
  • мониторинг земель республик в составе РФ, автономных округов и областей, областей и краев;
  • мониторинг земель районов и городов;

На каждом уровне структура  мониторинга земель рассматривает  подсистемы, которые соответствуют категориям земель [2]:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • объектов промышленности, транспорта и иного назначения;
  • природоохранного, рекреационного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земель запасов.

Особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

Введение государственного мониторинга земель связано с реализацией методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации. Основная задача этого этапа – организация оперативного предупреждения органов управления контроля за состоянием и использованием земель, негативных изменениях в них. Отсутствие такой информации не позволяют предоставить необходимые достоверные сведения и данные для введения земельного кадастра, выполнения земельно – оценочных работ с учетом изменений качества земель, планировать и реализовать мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий на землях различных категорий и обеспечить рациональное использование, охрану земель от деградации, разрушения, загрязнения и захламления.

В целях предупреждения и  устранения негативных воздействий  и процессов на земельные ресурсы необходимы дальнейшие совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.

 

 

   

 

  1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Категории земель земельного фонда РФ

В соответствие с данными Росземкадастра площадь земельного фонда РФ на 2010 г. составила 1709,8 млн. га и делятся на 7 категорий, которые приведены в таблице 1 [2]. Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим использования и охраны [2].

Информация о работе Земельный фонд РФ