Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением декларации, а также выявление проблем взимания земельного налога.
Задачи:
1. Изучить существующее законодательство по земельному налогу.
2. Изучить историю введения, роль, существующие проблемы по взиманию земельного налога.
3. Расчет налога с заполнением декларации.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика налога
1.1 История введения в действие
1.2 Зарубежный опыт
1.3 Классификация налога
2. Основы построения налога
2.2 Существенные элементы закона о налоге
2.3 Факультативные элементы закона о налоге
3. Проблемы взимание земельного налога
4. Расчет налога на конкретном примере
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 44.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Финансы и  кредит"

Курсовая работа

По дисциплине "Налоги и налогообложение"

Тема: "Земельный  налог"

Тугариновой Анны Семеновны

группа № 4725-вв

Преподаватель: Коновалова Вера Петровна

Курган 2006

Содержание

Введение

1. Характеристика налога

1.1 История введения в  действие

1.2 Зарубежный опыт

1.3 Классификация налога

2. Основы построения  налога

2.2 Существенные элементы  закона о налоге

2.3 Факультативные элементы  закона о налоге

3. Проблемы взимание  земельного налога

4. Расчет налога на  конкретном примере

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Очевидно, ни у кого не вызовет  сомнений тот факт, что уровень  жизни населения, проживающего в  пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности  получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку  от их решения напрямую зависит уровень  расходов, которые муниципальное  образование может произвести без  ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

В настоящее время вопросы  пополнения местных бюджетов стали  наиболее актуальны по ряду причин, в частности, в связи с сокращением  различного рода дотаций и иного  вида помощи местным органам все  острее встает вопрос о выявлении  новых и совершенствовании уже  применяемых ранее путей пополнения собственных доходов муниципальных  образований.

Актуальность применения местных налогов в той или  иной местности, вероятно, зависит в  большей степени от размера той  доли в местном бюджете, которую  составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем  больше указанная доля и меньше доля дотаций из других бюджетов, тем  очевидно большее влияние оказывают  местные налоги на благополучие муниципального образования.

Пунктом 1 ст. 60 Бюджетного кодекса РФ установлено, что "доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов".

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах  местного самоуправления в РФ" собственными доходами местных бюджетов являются местные налоги и сборы, другие собственные  доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Федерации, закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе. Эти налоги и  сборы перечисляются налогоплательщиками  в местные бюджеты. Несмотря на то что в соответствии с Федеральным  законом N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ" указанный выше Закон  признается утратившим силу с 1 января 2006 г., принципы построения и структура  бюджетов муниципальных образований  останутся неизменными. Однако, несомненно, по ряду причин в ближайшем будущем  они претерпят определенную корректировку.

В своем выступлении  на заседании секции "Финансисты муниципальных образований", состоявшемся в июле 2005 г. в г. Москва, заведующий отделом НИФИ Минфина России А.Г. Игудин подчеркнул, что в России наметилась тенденция снижения уровня налоговой составляющей в бюджетных  доходах 56 территориальных бюджетов, при этом 20 регионов имели уровень  ее ниже 50% (от 6,8 до 47,8%). Кроме того, в  доходах местных бюджетов снизился удельный вес доходов, мобилизуемых на подведомственной территории (без  учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета), с 73,8% в 2000 г. до 60,1% в 2004 г. Доля местных налогов  и сборов в местных бюджетах, составлявшая в 2000 г. 14,4%, снизилась в 2004 г. до 3,9%. Региональные и местные налоги в доходах  территориальных бюджетов составили  в 2004 г. 9,7% (в 2000 г. - 19,0%). Таким образом, возросла зависимость территориальных  бюджетов от федерального, а местных  бюджетов - от региональных (14, 1).

Основным фактором, повлиявшим на установление подобной тенденции, бесспорно, является передача ряда налогов, поступления  от которых ранее зачислялись  в местные бюджеты, на другие уровни бюджетной системы.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный  налог является одним из двух видов  налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог  на имущество физических лиц).

Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным  законом N 141-ФЗ "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  РФ и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации, а также  о признании утратившим силу отдельных  законодательных актов (положений  законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ был  дополнен гл. 31 "Земельный налог". С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон  РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные  правовые акты, вводящие земельный  налог на территории соответствующих  муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных  органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право  решать, использовать или нет возможность  указанных налоговых поступлений  в качестве дохода муниципальной  казны.

Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы  Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при  их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается  земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить  ее за свой счет. В целях необходимости  проведения подобной оценки муниципальные  образования вынуждены проводить  ее за счет местных бюджетов с последующей  компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным на декабрь 2005 г., в подавляющем большинстве  регионов, предполагающих ввести на своей  территории земельный налог, в частности  в Ростовской области, кадастровая  оценка земель осуществлена в полном объеме.

Всем вышесказанным обусловлена  актуальность выбранной мною темы курсовой работы.

Целью моей работы является изучение нововведений связанных с  введением в действие главы 31 НК РФ, путем анализа существующей литературы по данному вопросу.

Объектом курсовой работы являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие земельный налог  и практику его реализации.

Предмет исследования составляет комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование и  применение норм земельного налога, которые  регулируют основания и пределы  платы за землю.

Цель данной курсовой работы - полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением  декларации, а также выявление  проблем взимания земельного налога.

Задачи:

1. Изучить существующее  законодательство по земельному  налогу.

2. Изучить историю введения, роль, существующие проблемы по  взиманию земельного налога.

3. Расчет налога с  заполнением декларации.

 

1. Характеристика налога

1.1 История введения в  действие

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы  определения дохода с земли в  разное время и в различных  странах были разнообразны. Самый  старый способ состоял в измерении  земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам -- в Англии, по гуфам -- в Германии, по сохам - в  России. Но уже на довольно ранней ступени  цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют  по их плодородию. Так, в древней  Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и  долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

С развитием техники  обложения появились более совершенные  способы и приемы, в основе которых  лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был  выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью  можно было установить более или  менее равномерный поземельный  налог. С другой -- кадастр не мешал  владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение  кадастра как "совокупности всех мер, служащих к точному определению  объекта, т. е. чистого дохода с земли".

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание  рекомендаций финансовой науки и  практического опыта позволили  выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

От общего понятия о  кадастре перейдем к доходности и  устройству поземельного налога на примере  России.

В России поземельный налог  был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный  налог. Последний определялся качеством  и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной  системы налогов к подворной, посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену  приходит подушный налог. С тех пор  Россия не знала поземельного налога (7, 57).

В 1875 г. в бюджете России появился новый "государственный  поземельный" налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего  с 1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным  налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских  повинностях местными сборами, кроме  казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин  подлежащей обложению земли на средний  по губернии или области оклад  налога с десятины удобной земли  и леса, утверждаемый в законодательном  порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. в Архангельской  и Олонецкой губерниях до 17 коп. с десятины В Курской губернии (7,73). По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.

Большое значение имел поземельный  налог, взимавшийся с государственных  крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи  крестьяне, кроме налога, платили  еще оброк своим помещикам, а  государственные крестьяне платили  только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена  оброчная подать с государственных  крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. - в губерниях 4-го класса. Законом  от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована  в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами  давали госбюджету России основные земельные  доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных  земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика. Например, по г. Кургану, налоговых доходов за 6 месяцев 2006 года собрано 113% к плановым назначениям - 413,7 млн.рублей. Основную долю налоговых доходов города составил налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 301,5 млн.рублей или 72,9% от всех налоговых  доходов. Следующим по значению для  городского бюджета является единый налог на вмененный доход, который  составил в I полугодии 15% от всех налоговых  доходов или 61,9 млн.рублей. По земельному налогу в бюджет поступило около 33 млн. рублей, а это 7,9% налоговых поступлений. Еще примерно 4% от всех налоговых доходов города, или 17,5 млн.рублей, составили госпошлина и прочие налоги. Прирост по данным статьям произошел на 2 млн. рублей.

Рис. 1. Собираемость налогов  по г. Кургану.

1.2 Зарубежный опыт

За рубежом земельный  налог (вариация названия - поземельный  налог) также имеет место быть. Причем он тоже относится к классу местных налогов.

Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные  участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета  на будущий год. Причем ставки не могут  превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные  участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного  или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости  участка. От данного налога освобождается  государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов  и предназначенные для сельскохозяйственного  использования. Освобождены от этого  налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки  затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку  и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости  участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной  собственности. Могут временно освобождаться  от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии поземельным налогом  облагаются предприятия сельского  и лесного хозяйства, земельные  участки. Обычная ставка - 1,2 %. Освобождены  от поземельного налога государственные  предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены.

Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под  лесные хозяйства и прочими земельными участками.

1.3 Классификация налога

Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ было установлено, что с 1 января 2006 года перестает действовать  Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О  плате за землю" В силе осталась только статья 25 этого закона, которая  устанавливает, как определять нормативную  цену участка. В соответствии с главой 31 НК РФ на территории г. Кургана Земельный  налог взимается согласно Решения  от 21 сентября 2005 г. № 219 "О земельном  налоге на территории г. Кургана" (в  ред. решений Курганской Городской  Думы от 16.11.2005 № 267, от 17.05.2006 № 135).

Информация о работе Земельный налог