Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - полное и всестороннее исследование земельного налога в РФ, его сущности, роли, целей, задач, характеристики элементов, расчет налога на примере с заполнением декларации, а также выявление проблем взимания земельного налога.
Задачи:
1. Изучить существующее законодательство по земельному налогу.
2. Изучить историю введения, роль, существующие проблемы по взиманию земельного налога.
3. Расчет налога с заполнением декларации.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика налога
1.1 История введения в действие
1.2 Зарубежный опыт
1.3 Классификация налога
2. Основы построения налога
2.2 Существенные элементы закона о налоге
2.3 Факультативные элементы закона о налоге
3. Проблемы взимание земельного налога
4. Расчет налога на конкретном примере
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 44.30 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2006 года начала действовать  глава 31 "Земельный налог" НК РФ, практическое применение которого выявило  некоторые сложности при начислении налога на землю.

Исходной базой формирования доходов  бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными  и местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность  бюджетов, но и активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам  РФ без вмешательства центра формировать  свои бюджеты и разрабатывать  прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу. Сегодня  речь должна идти о финансовом обеспечении  самостоятельности бюджета и  на уровне региона, о создании системы  доходов каждого уровня власти. Несмотря на то, что в Законе РФ "Об основах  налоговой системы в РФ" местным  налогам отведено значительное место, действующую систему местных  налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система  местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным  налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением  статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ", существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов  и сборов, разработанные Минфином, которые к тому же местными органами власти как правило игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые  и принимаемые органами местного самоуправления, как правило имеют  массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Так, Пунктом 1 статьи 39 федерального закона № 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местные налоги и  сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными  органами местного самоуправления самостоятельно, а подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 этого  Закона указано, что установление местных  налогов и сборов находится в  исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В практике работы налоговых инспекций  имеют место случаи, когда юридическое  лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта Российской федерации, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную  статью, считает, что не обязательно  уплачивать местные налоги по своему фактическому месту нахождения (осуществления  деятельности). Но это считается  неправомерным в соответствии с 1 пунктом статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", которая гласит, что  решение органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению всеми  расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. И таких  упущений множество.

Также, одной из проблем взимания земельного налога является то, что  в муниципальные образования  от налоговых органов не поступают  списки плательщиков налогов. Плательщики  налогов могут представить только данные о кадастровом номере объекта, за который платится налог, а уже "кто и что стоит за кадастровым  номером" можно узнать от "Роснедвижимости".

Стоит подчеркнуть, что при этом, проблема состоит еще и в том, что есть разногласия в информации, полученной от органов Роснедвижимости  и Росрегистрации. В результате этого  около 26-ти процентов информации о  земельных участках нет возможности  занести в базу данных. Для решения  создавшейся проблемы можно предложить провести инвентаризацию земельных  участков: в сельских поселениях - по данным похозяйственных книг, в городских - по сведениям землеустроителей. Тогда  будет ясна картина - кто привлечен  к уплате налогов, а кто - нет.

Проблема состоит и в том, что на инвентаризацию земельных  участков нужны также дополнительные финансы. У местных бюджетов таких  средств нет. Федеральные средства на это не выделены.

Новая проблема, которая появилась  в сфере взимания земельного налога -- налогообложение земли под многоквартирными многоэтажными домами.

Также существуют проблемы в области  определения налоговой базы.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая  база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения. Сама кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. Кроме того, на основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в  отношении каждого земельного участка  как его кадастровая стоимость  по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

Для установления кадастровой стоимости  земельных участков проводится государственная  кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). При этом в соответствии с  п. 10 Правил проведения государственной  кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 г. № 316 (в ред. от 11.04.06г.), результаты государственной  кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации по представлению  территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако далеко не везде такая работа была проведена, и по многим земельным  участкам кадастровой оценки нет. Что  же делать законопослушному налогоплательщику?

В письме Минфина России от 6.06.06 г. № 03-06-02-02/75 рассмотрены три возможных  варианта развития событий.

Если результаты государственной  кадастровой оценки земель по состоянию  на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта  этого года (как того требует п. 14 ст. 396 НК РФ то в отношении этих земельных участков авансовые платежи  и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

По этой причине налогоплательщик может представить в налоговые  органы по истечении налогового или  отчетного периода только "нулевую" налоговую декларацию или налоговый  расчет по авансовым платежам.

После утверждения результатов  государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую  декларацию за соответствующий налоговый  период. Если же кадастровая стоимость  земельного участка будет доведена до налогоплательщика еще до окончания  срока уплаты авансовых платежей по налогу за III квартал календарного года (исходя из положений ст. 397 и 398 НК РФ - до 31 октября), то ему необходимо будет подать уточненные налоговые  расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых  платежей.

Возможен и другой вариант развития событий. Результаты государственной  кадастровой оценки земель по состоянию  на 1 января календарного года могут  быть утверждены до 1 марта этого  года. Однако этого недостаточно, поскольку  органами местного самоуправления должен быть разработан порядок доведения  кадастровой стоимости земельных  участков до налогоплательщиков. Если такого порядка не будет и налогоплательщики  к установленному сроку не будут  располагать информацией о кадастровой  стоимости своих участков, то они  могут представить в налоговые  органы только "нулевую" налоговую  декларацию (или налоговый расчет по авансовым платежам).

Соответственно после того, как  необходимый порядок доведения  информации появится и кадастровая  стоимость земельного участка станет известна налогоплательщику, он обязан согласно ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию (при необходимости - уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за I и II кварталы календарного года).

И, наконец, вполне вероятна такая  ситуация. Может быть и определена кадастровая стоимость участка, и разработан порядок доведения  данных сведений до налогоплательщика, но фактически информация о стоимости  участка доведена не будет. В такой  ситуации нужно подать "нулевую" налоговую декларацию и ждать  момента получения необходимых  сведений. После получения информации о кадастровой стоимости участка  следует представить в налоговую  инспекцию уточненную налоговую  декларацию (при необходимости уточненные налоговые расчеты по авансовым  платежам по налогу за I и II кварталы календарного года).

 

4. Расчет налога на конкретном  примере

С 1 января 2006 года на всей территории России введена новая методика расчета  земельного налога - на основании кадастровой  оценки земельных участков.

Для определения земельного налога используется следующая формула:

ЗН = НБ х Нст

НБ - налоговая база для расчета  налога

Нст - налоговая ставка

Налоговая база - кадастровая стоимость  земельного участка, всего - 3865386 руб.

Налоговая ставка - 1,5%

Налоговых льгот - нет.

ЗН = 3865386х1,5/100 = 57981 руб.

Авансовый платеж - 57981:4 = 14495 руб.

 

Заключение

Земельный налог относится к  местным налогам и взимается  на территории субъекта федерации.

На территории РФ земельный налог  был введен в действие Федеральным  законом от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О  плате за землю".

Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ было установлено, что с 1 января 2006 года перестает действовать  Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О  плате за землю" В силе осталась только статья 25 этого закона, которая  устанавливает, как определять нормативную  цену участка.

Главное изменение - земельный налог  стал истинно местным налогом, введение и отмена которого находится теперь в исключительной компетенции уполномоченных органов. Глава 31 НК РФ на федеральном  уровне закрепляет основные элементы налога - налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога. Уполномоченные органы при введении земельного налога определяют конкретные размеры налоговых  ставок (не более установленных статьей 394 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога (этот срок не может быть более  ранним по сравнению с установленным  НК РФ), а также могут устанавливать  дополнительные налоговые льготы и  порядок их применения.

Статья 388 НК РФ относит к налогоплательщикам земельного налога организации и  физических лиц, обладающих земельными участками на праве:

собственности;

постоянного (бессрочного) пользования;

пожизненного наследуемого владения.

Здесь же делается оговорка о том, что организация или физическое лицо не являются налогоплательщиками  земельного налога, если обладают правом безвозмездного срочного пользования  земельным участком или если участок  передан им по договору аренды.

Наличие у организации или физического  лица соответствующих вещных прав устанавливается  на основании правоустанавливающих документов, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним", или иных правоустанавливающих документов (ст. 8 Закона № 141-ФЗ).

По Закону о плате за землю  налог уплачивается исходя из средних  ставок налога в рублях за квадратный метр в зависимости от территориального расположения (дифференциация проведена  как на федеральном, так и на местном  уровне). В связи с этим в действовавшей  системе исчисления земельного налога имели место весьма многочисленные градации при установлении конкретного  размера налога в отношении земельных  участков различного целевого назначения, причем эти градации не всегда являлись экономически обоснованными. Глава 31 НК РФ предусматривает механизм уплаты налога исходя из кадастровой стоимости  земельного участка по данным кадастрового учета на 1 января соответствующего налогового периода (ст. 390, 391 НК РФ).

Статьей 393 НК РФ предусмотрены всего  две ставки:

0,3 % в отношении земельных участков  сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и жилищно-коммунального  хозяйства, для личного подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества  или животноводства;

1,5 % в отношении всех прочих  земельных участков.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ сведения о кадастровой стоимости  земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок до 1 марта  налогового периода в порядке, установленном уполномоченными органами. Пункты 15 и 16 статьи 396 НК РФ воспроизводят положения, аналогичные предусмотренным статьей 8 Закона о плате за землю (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ), которые увеличивают ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищное строительство. В то же время уполномоченным органам предоставлено право введения дифференцированных налоговых ставок (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Еще одним важным новшеством главы 31 НК РФ является порядок утверждения  формы авансового расчета и налоговой  декларации по земельному налогу - их должен утвердить Минфин России.

Помимо вышесказанного необходимо отметить отражение в главе 31 НК РФ общей тенденции в области  налогообложения - отказ государства  от предоставления налоговых льгот, за исключением льгот для социально-значимых категорий налогоплательщиков или  в отношении стратегических объектов налогообложения. Федеральный законодатель предоставляет право уполномоченным органам вводить дифференцированные ставки налога (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также  налоговые льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ), однако для уполномоченных органов в  свете проводимой реформы межбюджетных отношений и без того стоит  проблема увеличения доходной составляющей бюджета. Поэтому не стоит надеяться  на сохранение налоговых льгот на региональном уровне.

В заключение, хотелось бы заметить, что  в настоящее время существует огромное количество проблем взимания налога, не на все проблемы еще найдены  решения. Земельный налог, как таковой, новый. Во всех экономических журналах он вызвал массу споров. У бухгалтеров  возникает путаница в отчетности по этому налогу, но, без сомнения, пройдет некоторое время, споры  утихнут, проблемы разрешаться различными путями и земельный налог станет точным и понятным.

 

Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской  Федерации, часть первая

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая

3. Решения от 21 сентября 2005 г. № 219 "О земельном налоге на территории г. Кургана" (в ред. решений Курганской Городской Думы от 16.11.2005 № 267, от 17.05.2006 № 135).

Информация о работе Земельный налог