Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа
Действующее земельное законодательство предусматривает административную, дисциплинарную, уголовную ответственность, прекращение прав на земельные участки как специальную земельно-правовую ответственность, а также возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями как форму гражданско-правовой ответственности.1 Но несмотря на это, применение на практике вышеприведённых мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация объяснена во многом несовершенством российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного. Все сказанное в совокупности делает рассматриваемую тему достаточно важной и актуальной.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и состав земельного правонарушения: объект, субъекты, объективная и субъективная стороны……………………………..6
ГЛАВА 2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства…………………………………………………12
2.1. Понятие юридической ответственности………………………………....12
2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения….14
2.3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения……………..16
2.4. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения……20
2.5. Имущественная ответственность за земельные правонарушения……..23
2.6. Специальная земельно-правовая ответственность……….……………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..28
Список литературы………………………………………………………..........30
Как и в любом правонарушении, вина является обязательным признаком земельного правонарушения. Но при этом в соответствии с гражданским законодательством и в сфере земельных правоотношений есть место отдельным случаям безвиновной ответственности. Так вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт.8 К тому же в гражданском законодательстве закреплен принцип безвиновной ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.9 Например, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.10
Все четыре вышеприведённых элемента, а именно объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона земельного правонарушения в своей совокупности образуют состав земельного правонарушения. Именно данная элементная структура из четырёх частей состава правонарушения одобрена подавляющим большинством юристов, которые работают с проблемой юридической ответственности за земельные правонарушения. Важно отметить, что отсутствие хотя бы одного из данных элементов состава правонарушения полностью исключает возможность наступления ответственности. То есть, только при наличии состава земельного правонарушения появляется основание для привлечения к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
ГЛАВА 2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1. Понятие юридической ответственности
Одна из важнейших ролей земельных отношений закреплена в Конституции Российской Федерации, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Помимо этого Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.11
Право собственности и другие вещные права на землю регулируются главой 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Земельным кодексом, в частности главы 3 и 4. Нормативную базу земельных отношений формирует Указ Президента Российской Федерации №337 от 7 марта 1996 года "О реализации конституционных прав граждан на землю".
По сравнению с другими природными ресурсами следует отметить, что земля выполняет более широкие и значимые функции в системе общественных отношений. На использовании и охране земель негативно сказываются различные нарушения земельного правопорядка, неисполнение, либо ненадлежащее исполнение правовых требований.
Одним из важнейших элементов обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов принято считать применение средств воздействия, которые направлены на устранение нарушений норм земельного законодательства и прекращение их дальнейшего развития, а также восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к юридической ответственности.
В действующем Земельном кодексе РФ предусматривается возможность применения к лицам, нарушивших земельное законодательство, всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, имущественной, а также специальной земельно-правовой ответственности.
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: административного проступка, уголовного преступления, дисциплинарного проступка, гражданско-правового нарушения.12 При этом важно разграничить само правонарушение.
Административный проступок – это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются к ответственности специально уполномоченными органами в соответствии с Административным кодексом РФ и другими законодательными актами, предусматривающими эту ответственность. 13
Согласно 14 статье Уголовного Кодекса РФ уголовным преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.14 И именно такими признаками, как общественно опасное деяние и угроза наказания преступление разграничивается от остальных правонарушений.
Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине лица возложенных на него трудовых обязанностей. При этом в отношении работников, совершивших данное правонарушение, накладываются дисциплинарные взыскания. Данные взыскания установлены Трудовым кодексом РФ, а также рабочими уставами и положениями. 15
Что касается гражданско-правового нарушения, то его понятие не сформулировано в российском законодательстве. Но существуют различные точки зрения по данному термину. В зависимости от характера нарушения можно различать договорные и внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением одной из сторон обязательств договора, а вторые – с несоблюдением требований норм права.
Следует заметить, что каждому из видов правонарушения соответствует определённая юридическая ответственность, что прямо указывается в Земельном кодексе РФ. При этом нормы Земельного кодекса, говорящие об определённых видах правонарушений, носят бланкетный характер. Таким образом, нормы отсылают за разъяснениями к другим источникам, где имеется возможность рассмотреть различные виды ответственности за нарушения земельного законодательства.
2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения
Согласно статье 23.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), статьей 8.5 (в части информации о состоянии земель), статьями 8.6, 8.7, 8.8 Кодекса об административных правонарушениях.
За нарушение норм земельного законодательства применяется административная ответственность в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. В частности, в Кодексе об административных правонарушениях приведены статьи, за нарушение которых лицо привлекается к административной ответственности. Можно привести пример из главы 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности»:
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
1. Пользование недрами без
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Для привлечения физического лица к административной ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо надлежащим образом зафиксировать факт правонарушения.
Что касается должностного лица, то оно подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юридическое лицо привлекается к административной ответственности за нарушение земельного законодательства при ненадлежащем выполнении своих обязательств или ввиду отсутствия специального разрешения (лицензии) на выполнение определённых действий.
Mepы административной ответственности представляют собой систему административных санкций, которые налагаются на лиц, совершивших административное правонарушение.16
Административные наказания являются одним из видов мер административного принуждения и обладают всеми присущими им признаками.
Что касается земельных правонарушений, то, как вывод следует отметить, что из предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях видов административных взысканий в большинстве случаев применяются административные наказания в виде административных штрафов в денежном эквиваленте.
2.3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения
Уголовная ответственность за земельное правонарушение в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением. 17
Согласно этой точки зрения, за посягательство на установленный земельный правопорядок, как общественно опасное деяние, наступает уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность.
Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землёй
Регистрация заведомо незаконных сделок с землёй, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения,-
Наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.
Данное преступное деяние посягает на отношение права собственности на землю и на права граждан и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся землей.
Если рассмотреть данное преступление через элементы состава преступления, то можно выделить следующее:
Объективной стороной данного противоправного деяния следует считать совершение любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации незаконных сделок, искажения сведений кадастра, умышленного занижения размеров платежей.
Государственный кадастр недвижимости содержит в себе сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель в Российской Федерации, сведения о наличии земель, распределении их по категориям, угодьям, также данные о собственниках земли, землевладельцах, землепользователях, арендаторах, и помимо этого экономическую оценку земли.
Ежегодный земельный налог с собственников земли, землевладельцев и землепользователей, но за исключением арендаторов, которые вносят арендную плату арендодателю – эти сведения содержатся в данных о платежах за использование земли. При этом также взимается нормативная цена земли, которая установлена для покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка.
Следующим элементом состава преступления является его субъект. В правонарушении по данной статье субъектом является должностное лицо, которое наделено полномочиями по исполнению законов и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей за землю.
Следует отметить, что в случае, когда имеется корыстная заинтересованность должностного лица, и она связана с получением лицом взятки, применяется совокупность преступлений, которая предусмотрена данной статьей, а также статьёй 290 Уголовного Кодекса РФ.
Статья 254. Порча земли.
1. Отравление, загрязнение или иная
порча земли вредными
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Информация о работе Земское и городское самоуправление в дореволюционной России