Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа
Действующее земельное законодательство предусматривает административную, дисциплинарную, уголовную ответственность, прекращение прав на земельные участки как специальную земельно-правовую ответственность, а также возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями как форму гражданско-правовой ответственности.1 Но несмотря на это, применение на практике вышеприведённых мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация объяснена во многом несовершенством российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного. Все сказанное в совокупности делает рассматриваемую тему достаточно важной и актуальной.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и состав земельного правонарушения: объект, субъекты, объективная и субъективная стороны……………………………..6
ГЛАВА 2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства…………………………………………………12
2.1. Понятие юридической ответственности………………………………....12
2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения….14
2.3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения……………..16
2.4. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения……20
2.5. Имущественная ответственность за земельные правонарушения……..23
2.6. Специальная земельно-правовая ответственность……….……………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..28
Список литературы………………………………………………………..........30
2. Те же деяния, совершённые в
зоне экологического бедствия
или в зоне чрезвычайной
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека,-
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Под целями охраны земель понимается предотвращение деградации, загрязнения, нарушения земель, а также других негативных воздействий хозяйственной деятельности.
Вред здоровью человека, животному миру, лесам – всё это влечет порча земли.
Рассмотрев данную статью с точки зрения уголовного права, а именно выявив элементы состава преступления, можно выделить объективную сторону преступления. Она состоит в совершении хотя бы одного из указанных в данной статье деяний. При этом противоправное деяние может выполняться как действием, так и бездействием.
Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.18
Субъектом данного преступления является лицо, которое по роду своей работы может использовать удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества, например работники агрохимслужбы, обработчики полей, лесов, а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.
Помимо вышеприведённых статей в Уголовном Кодексе РФ также имеются и другие нормы, за нарушение которых может наступить уголовная ответственность, в частности это статья 255 (Нарушение правил охраны и использования недр) и статья 262 (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов)
Как вывод, можно отметить мнения Г.Е. Быстрова и Р.К. Гусева, которые полагают, что жёсткость и размеры уголовных санкций не соответствуют уровню общественно опасных последствий преступлений социально-экономического характера и тяжести причинения вреда установленного земельного правопорядка, так как в результате содеянного десятилетиями может причиняться социально-экономический вред государству.19
2.4. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Земельное законодательство предусматривает также дисциплинарную ответственность за нарушение норм земельного права. В частности это указано в статье 75 Земельного Кодекса РФ:
1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещения и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
2. Порядок привлечения к
Все земельные правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом.
Применение норм дисциплинарной ответственности производится в соответствии с главой 30 Трудового Кодекса РФ, а также положениями и уставами о трудовой дисциплине.
Все деяния (действие или бездействие), нарушающие земельное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинарным проступкам.21
За различные правонарушения предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на менее оплачиваемую работу и увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.
Необходимо отметить, что при наложении данного вида взысканий должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующая работа и поведение работника.
Примером нарушения, которое влечёт дисциплинарную ответственность, может служит деятельность инспектора государственной земельной инспекции, который призван в силу своих служебных обязанностей осуществлять охрану земель, контролировать исполнение всеми землепользователями предписаний земельного законодательства. Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным инспектором служебных обязанностей может повлечь за собой различные виды дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.
Лица, совершившие правонарушение, обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими противоправных действий.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как вывод следует отметить, что дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем лицам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Следовательно, работник должен нарушить правила внутреннего распорядка и правила использования земель одновременно, и, чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения.
2.5. Имущественная ответственность за земельные правонарушения
Имущественная ответственность имеет также другое название – гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения. Данный вид ответственности наступает за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей.
В главе 25 Гражданского Кодекса РФ, а именно согласно части 1 статьи 393 должник (правонарушитель) обязан возместить убытки.
Ущерб может быть связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а также в связи с правонарушением, причинившим вред. Таким образом, все случаи имущественного вреда можно разделить на два вида:
1) Вред, возникающий в результате совершения неправомерных (недействительных) сделок с землей;
2) Вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, не относящихся к сделкам.
Говоря о первом виде имущественного вреда, земельные правонарушения могут выражаться в виде неправомерных сделок, совершенных с нарушением требований законодательства. Сделки, совершённые подобным образом признаются недействительными. Признаки недействительности сделок с имуществом, в том числе и с землей, установлены гражданским законодательством, Они содержатся в главе 9 Гражданского Кодекса РФ, и закреплены в статьях 166 по 181.
Согласно главе 25 Гражданского Кодекса за земельные правонарушения предусмотрены различные виды ответственности, такие как статья 394 (Убытки и неустойка) и статья 396 (Исполнение обязательств в натуре).
Говоря про убытки, то считается, что содержание убытков, причиненных в результате земельного правонарушения, заключается в расходах, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Например, это утрата или повреждение имущества, которые могут выражаться в порче земель, утрате возможности ее обработки и использовании в определенных целях.
Что касается статьи 396 Гражданского Кодекса, то лицо, виновное в нарушении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре. Например, это может быть восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений или снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановление межевых и информационных знаков, устранение других земельных правонарушений и исполнение возникших обязательств. Следует отметить, что лицо, совершившее правонарушение, может быть привлечено к исполнению обязательств в натуре только по решению суда.
Глава 59 Гражданского кодекса устанавливает обязательства вследствие причинения вреда. Статья 1064 ГК РФ содержит общие положения ответственности за причинение вреда:
1. Вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, а также
вред, причиненный имуществу
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. 22
2.6. Специальная земельно-правовая ответственность
Под специальной земельно-правовой ответственностью понимается принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства.
Поскольку прекращение права на землю имеет характер санкций за неисполнение определёнными субъектами требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности.
Институт земельно-правовой ответственности был предусмотрен был предусмотрен ещё в СССР. В частности об этом говорилось в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года. Данный нормативный акт предусматривал санкции за земельные правонарушения, выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности.
Однако в науке на данный момент встаёт вопрос: существует ли на самом деле специальная ответственность? И у учёных имеются различные точки зрения на это счёт. Одни считают, что такое вида ответственности нет и не может быть.23 Другие имеют точку зрения, что специальная ответственность существует.24 Третьи высказывают суждения о том, что «ни одна отрасль права не может функционировать без собственного института юридической ответственности». 25
Для того, чтобы рассмотреть данный вид ответственности, и выяснить, существует ли он на самом деле, следует определить критерии, по которым возможно выделить самостоятельный вид юридической ответственности.
Первым критерием является объект посягательства, в качестве которого будут выступать земельные отношения, касающиеся права собственности и землепользования, охраны земли, прав и интересов других участников земельных отношений.
Вторым критерием является кодифицированный акт, которым является Земельный Кодекс РФ. В его статьях закреплены основания привлечения лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к ответственности (ст. 45-47), а также сама процедура привлечения (ст.54).
Следующим критерием являются особые субъекты правонарушения. Ими выступают собственники, землевладельцы, землепользователи или арендаторы земельных участков.
Последним критерием является санкция за земельное правонарушение. Она заключается в прекращении права на земельный участок.26
Согласно мнению Анисимова А.П., специальная земельно-правовая ответственность обладает определёнными целями, которыми являются лишение права специального природопользования, пресечение экологического правонарушения, недопущение дальнейшего ухудшения качества окружающей среды либо конкретных природных объектов, восстановление нарушенного эколого-правового отношения.27
Таким образом, вопрос о существовании специальной земельно-правовой ответственности стоять не должен.
Как уже было сказано выше, специальная ответственность предполагает принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства. Данная санкция (изъятие) не может быть отнесена к числу административных или гражданско-правовых санкций. К числу первых, потому что статья 3.2 Кодекса об административных правонарушениях не упоминает среди видов административных наказаний прекращение прав на землю. А к числу вторых, потому что диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривающих изъятие земель в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения, имеют бланкетный характер и содержат отсылку к нормам земельного законодательства.
Информация о работе Земское и городское самоуправление в дореволюционной России