Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:47, лекция
Понятие и краткая история развития водного права.
Водное законодательство и водные правоотношения.
Принципы водного законодательства.
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.
Лекция №1 (2 часа)
Тема: «Основы водных правоотношений».
Вопросы лекции:
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.
2 Литература.
2.1 Основная
2.1.1 Сиваков
Д.О. Водное право: Учебно-
2.2 Дополнительная
2.2.1 Конституция РФ. - М.: Известия, 1993.
2.2.2Водный
кодекс Российской Федерации//
2.2.3 Сиваков Д.О. Водное законодательство в динамике IIЗаконодательство и экономика. 2008. № 7. С. 66-70.
2.2.4 Сиваков Д.О. Учебно-практическое пособие по водномуправу. М.: Юстицинформ, 2007. - 262 с
3.1Понятие и краткая история развития водного права.
Водное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов.
Правовому регулированию подлежат различные виды использования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, судоходство, орошение и т. д.) как естественных (реки, озера моря), так и искусственных водных объектов (каналы, водохранилища, пруды). Нормы водного права содержатся в международных договорах, законах, подзаконных актах, в судебных прецедентах, в обычаях (таковы источники водного права).
Водное право имеет свой метод регулирования, состоящий из специфических способов, средств и приемов воздействия на общественные отношения. Водное право регулирует общественные отношения как путем властных предписаний, так и путем предоставления субъектам этих отношений самостоятельности и равноправия. Первый способ применяется при административном акте предоставления водоема в пользование (либо изъятия такового из пользования), второй – при заключении договоров водопользования. Поэтому водное право имеет черты как публичного, так и частного права.
Правовое регулирование водных отношений имеет долгую историю. В разные исторические периоды развития водного права преимущественно применялся и даже господствовал то один, то другой способ регулирования.
В государствах
с искусственным орошением
В римском праве в качестве земельных и водных сервитутов предусматривались право забора воды из соседнего участка, право прогонять скот к водопою, добывать песок и глину на чужом участке, который вполне мог быть прибрежным.
Именно в ХIХ в. по мере формирования общеевропейского рынка утверждается свобода судоходства по речным и озерным системам, охватывающим несколько государств. Поэтому прежние средневековые препоны при регулировании водных отношений были отменены.
Законодательство
о землях, связанных с водными
объектами, вначале отличалось категоричностью
формулировок (Гражданский кодекс Наполеона
1804 г.). Частная собственность на
землю распространялась и на почвы,
лес, недра, воды, воздушный столб. Это
очень быстро стало противоречить
интересам государства и
В ХIХ в. водные отношения регулировались в основном в рамках гражданского законодательства, предусматривающего широкие права прибрежных землевладельцев на воды. Однако из-за особенностей регулируемых отношений и необходимости применить административные методы в ряде европейских государств уже в XIX в. были приняты специальные водные законы. В Великобритании в 1876 г. был принят Закон о предотвращении загрязнения рек, впервые запрещающий все формы загрязнения. Однако эффективным этот запрет не являлся, а реки Королевства оставались в Викторианскую эпоху зловонными. С середины XIX в. во Франции и Испании также стали приниматься специальные законы в области использования и охраны вод.
В течение
ХХ в. в государствах Европы и Северной
Америки принимаются и
В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая окончательно создала условия для реформирования отношений в области использования и охраны природных ресурсов. Затем в реализацию основного закона был принят Водный кодекс Российской Федерации 1995 г. (далее – ВК РФ), который не раз изменялся и дополнялся. В сущности, в период действия было несколько редакций ВК РФ. На основе ВК РФ 1995 г. стали приниматься другие федеральные законы: «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О безопасности гидротехнических сооружений» 1997 г. и др.
В начале ХХI в. с утверждением и дальнейшим развитием в России рыночных отношений было разработано новое водное законодательство. С 1 января 2007 г. вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – новый ВК РФ, ВК РФ 2006 г.). Принятие ВК РФ 2006 г. означает новый этап развития водного права, в ходе которого должны решаться задачи дебюрократизации, обеспечения «прозрачности» и взаимной ответственности участников водных отношений.
В целом
для этого этапа развития будет
характерно существенное сокращение административных
по своей природе способов регулирования.
Законодатель будет предоставлять
участникам отношений большую
Конституция России - фундаментальный источник российского водного права. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Однако, согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники природных ресурсов (в том числе и водных) владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
При этом в Основном Законе сказано: "природные ресурсы", а последние воплощаются в природных объектах (в том числе и в водных объектах).
Согласно
ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей
среды и обеспечение
Согласно положениям ст. 15 Конституции России 1993 г. и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, российское водное законодательство, будучи тесно связано с международным правом, испытывает на себе его влияние.
Это, прежде
всего, Конвенция ООН по морскому
праву 1982 г. Данная Конвенция была ратифицирована
Федеральным законом "О ратификации
Конвенции Организации
В ВК РФ
2006 г., в отличие от предшествующего
Кодекса 1995 г., предусматривается ряд
принципов водного
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (а значит, и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение имеет прямое отношение к принципам ВК РФ. Оно прямо связано с первым, обозначенным в Кодексе, принципом значимости водных объектов как основы жизни и деятельности человека.
Итак, водные объекты и, следовательно, водный фонд - основа жизни и деятельности человека, необходимая для существования общества. Основой жизни и деятельности человека являются, прежде всего, пресные воды, но не стоит исключать и морские воды, богатые биологическими и другими природными ресурсами. Исходя из названного принципа, водные отношения не могут носить полностью коммерческий характер. Именно поэтому водные отношения регулируются гражданским законодательством лишь в той мере, в которой они не отрегулированы специальным водным законодательством.
Из первого принципа вытекает и второй: приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Следовательно, использование водных объектов вне зависимости от их видов и разновидностей должно быть подчинено экологическим интересам.
Чтобы экологически
ориентировать и организовать водопользование,
законодатель предусматривает требования
к использованию водных объектов,
изложенные в отдельной главе
ВК РФ 2006 г. Данные требования можно
разделить на основные, распространяющиеся
на все виды водопользования, и специальные
по отдельным видам
Приоритет
охраны водных объектов перед их использованием
имеет своей специфической
Целевое
использование водного объекта
во многом созвучно основным началам
земельного законодательства. Однако,
в отличие от земельного фонда, водный
фонд не делится на категории по
правовым режимам, отвечающим целевому
назначению. Один и тот же водный
объект (например, река) или даже его
часть может быть использован
в разных целях: судоходство, лесосплав,
рекреация, рыбное хозяйство и т.д.
Таким образом, целевое использование
водного объекта не исключает
его комплексного характера и
в этом смысле не противоречит принципу
комплексности использования
Вместе с тем целевой характер водопользования не является условным и имеет большое юридическое значение. Согласно ВК РФ 2006 г. цель, вид и способ пользования водным объектом должен быть отражен в договорах водопользования и в решениях о предоставлении в пользование водного объекта.
Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют МПР России, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Как известно, МПР России осуществляет нормативно-правовое регулирование водных отношений. За Росводресурсами закреплено осуществление функций по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом. В частности, именно этому Росводресурсам доверено владение, пользование и распоряжение федеральными водными объектами, заключение договоров водопользования, государственный учет вод и гидротехнических сооружений. В свою очередь, Росприроднадзору доверено осуществление контроля и надзора за состоянием, использованием и охраной водного фонда, за безопасностью ГТС. В конечном итоге, государственное управление в области водных отношений предполагает управление собственностью на водные и водохозяйственные объекты.