Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:47, лекция
Понятие и краткая история развития водного права.
Водное законодательство и водные правоотношения.
Принципы водного законодательства.
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.
Важнейшая функция государственного управления - планирование рационального использования водных объектов - осуществляется посредством разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Устанавливаются также лимиты водопользования, представляющие собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод. Кроме того, для каждого субъекта РФ устанавливаются квоты изъятия (забора) воды.
Управление использованием и охраной вод, как принадлежащего государству жизненно важного ресурса, предполагает постоянное получение сведений об их состоянии, наблюдение за ними, что достигается посредством учета и реестра водных объектов, мониторинга за их состоянием и контроля (надзора) в области водных отношений.
Лекция №2 (2 часа)
Тема: «Право собственности и другие вещные права на водные объекты».
1 Вопросы лекции:
1.2Объекты и субъекты права
собственности на водные
1.3.Право собственности на
1.4.Право федеральной
1.5Право собственности на
2 Литература.
2.1 Основная
2.1.1 Сиваков
Д.О. Водное право: Учебно-
2.2 Дополнительная
2.2.1 Конституция РФ. - М.: Известия, 1993.
2.2.2Водный
кодекс Российской Федерации//
2.2.3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ //СЗ РФ.
2.2.4 Сиваков Д.О. Учебно-практическое пособие по водномуправу. М.: Юстицинформ, 2007. - 262 с
3.1 Понятие права собственности на водные объекты.
Право собственности
- фундаментальное понятие
теорией и отражается в российском законодательстве.
Согласно ст. ст. 209 - 211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования ираспоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Ноуже в самом ГК РФ (ст. ст. 209, 129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты".
Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсамиограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другиеприродные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в
той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животныймир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так иводным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой правасобственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным
объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения иводообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается взапрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).
Своеобразие отношений собственности на водные объекты заключается в текучем предметеправа собственности, да еще и с довольно трудно определяемыми границами. В ВК РФ 1995 г.было выражено представление о поверхностных водных объектах как о единстве поверхностныхвод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Отныне, согласно ВК РФ 2006 г.,береговая линия, а следовательно, и граница водного объекта устанавливаются законодателем.
Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется посреднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов иводохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.
3.2Объекты и субъекты права собственности на водные объекты.
Вода относится к одним из важнейших природных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность человека, существование и развитие природы.
Вопросы водоохраны регулируются многочисленными законодательными и иными нормативными актами РФ, ее субъектов, региональными актами. Правовой основой регулирования водных отношений является Водный кодекс РФ (ВК РФ).
В соответствии с законодательством объектами водных отношений являются:
1) поверхностные воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах, под которыми понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, т. е.:
– поверхностные
водотоки и водохранилища на них
(реки, ручьи, каналы межбассейнового
перераспределения и
– поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды);
– земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно, берега водного ресурса);
– ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, снежники – естественное неподвижное скопление снега и льда, сохраняющееся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части;
2) подземные
воды, находящиеся в подземных
водных объектах, под которыми
понимается сосредоточение
3) территориальное море РФ – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;
4) внутренние
морские воды – морские воды,
расположенные в сторону
5) водные объекты особого пользования;
6) водные объекты общего пользования.
Объектами
охраны являются также прилегающие
к водным объектам территории и сооружения,
возведенные в связи с
Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Водные
объекты, включенные в состав водного
фонда, подлежат регистрации в государственном
водном кадастре. Этот фонд находится
под защитой и охраной
В состав
водного фонда не входят замкнутые
непроточные водоемы
Субъекты охраны и использования вод: РФ, ее субъекты, муниципальные образования, органы исполнительной власти и их должностные лица, физические и юридические лица (водопользователи).
Водопользователи – граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами. Водопотребители – граждане и юридические лица, получающие от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Если водопользователем является юридическое лицо, то оно вправе использовать водные ресурсы только после получения лицензии на водопользование.
3.3Право собственности на водные объекты у государства.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ.
В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), водные объекты, принадлежащие на праве собственности ее субъектам (собственность субъектов РФ).
3.4Право федеральной собственности на водные объекты.
В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:
– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;
– подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
– водные объекты, объекты расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
– водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т. е. идущих на нерест из соленых вод в пресные) и катадромных (т. е. идущих на нерест из пресных вод в соленые) видов рыб;
– трансграничные (пограничные) водные объекты;
– внутренние морские воды;
– территориальное море РФ;
– водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий (например, водно-болотный заповедник);
– водные объекты,
являющиеся частью территории курортов
или лечебно-оздоровительных
3.5Право собственности на водные объекты субъектов Российской Федерации.
В числе объектов собственности субъектов РФ находятся водные объекты, выделяемые при совпадении двух признаков:
– расположение их акваторий и бассейнов полностью на территории данного субъекта РФ;
– отсутствие юридически значимого акта закрепления объекта по указанным выше основаниям в федеральной собственности.
3.6Право муниципальной
Муниципальная
собственность допускается
В муниципальной собственности – городских и сельских поселений, других муниципальных образований – находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.
Признак водных объектов муниципальной собственности – предназначенность его для муниципальных нужд, обособленность объекта.
Лекция №8 (2 часа)
Тема: «Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства».
1 Вопросы лекции:
1.7 Юридическая ответственность за истощение водных объектов.
2 Литература.
2.1 Основная
2.1.1 Сиваков
Д.О. Водное право: Учебно-
2.2 Дополнительная
2.2.1 Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»//СЗ РФ. 2002. № 2. Ст.133.
2.2.2Водный
кодекс Российской Федерации//
2.2.3 Ивакин В.И. Юридическая ответственность за водные правонарушения по новому Водному кодексу Российской Федерации//Аграрное и земельное право. 2006. № 10, с.69-81.
2.2.4 Сиваков Д.О. Учебно-практическое пособие по водномуправу. М.: Юстицинформ, 2007. - 262 с
3.1Понятие юридической ответственности и основания ее применения.