Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:47, лекция
Понятие и краткая история развития водного права.
Водное законодательство и водные правоотношения.
Принципы водного законодательства.
1.4 Функции и полномочия органов управления водным хозяйством.
Основанием
юридической ответственности за
нарушения водного
Состав водного правонарушения традиционен. В него входят четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная сторона.
Субъектами водных правонарушений могут являться физические лица, юридические лица и должностные лица. Это также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
3.2Уголовная и административная ответственность.
За водные преступления, совершенные
на территории Российской Федерации, ответственность
предусмотрена Уголовным
Конкретизируется уголовная
Порядок
использования подземных водных
объектов, пригодных для целей
питьевого водоснабжения
На территориях,
на которых отсутствуют
Одним из
видов юридической
Так, к административным водным правонарушениям можно отнести одно из деяний, предусмотренных ст.8.5 Кодекса. Объективная сторона рассматриваемого состава выражается, в частности, в искажении сведений о состоянии водных объектов, лицами, обязанными сообщать такую информацию. Этот состав, как и вся статья, является новой. Она включена в текст КоАП РФ по аналогии со ст.237 Уголовного кодекса Российской Федерации и содержит общие формальные составы с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне.
Предмет правонарушения – экологическая информация, т.е. существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на этот объект4.
Дела о данном водном правонарушении могут рассматривать (в пределах своей компетенции применительно к объекту контроля и надзора) должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной водных объектов. Таким органом в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400. Так, в ст.5.1.5 этого документа сказано, что названная служба осуществляет контроль и надзор за исполнением и охраной водных объектов5.
3.3Гражданско- правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность за нарушения водного законодательства является одним из видов гражданско-правовой экологической ответственности. Данный вид ответственности предусмотрен, например, в главе 14 Водного кодекса Российской Федерации, принятом в 1995 году. В ней сказано, что наложение административного штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Как гласит ст.131 названного документа, граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом, ущерб возмещается на основании соответствующих методик, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Так, например, 11 февраля 1998 года федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды была утверждена Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод6.
Указанный документ содержит, в частности, рекомендации по исчислению размера ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате, экологических правонарушений, приведших к загрязнению питьевых и минеральных подземных вод. Как сказано в положениях Методики, масштаб вреда, нанесенного в результате экологического правонарушения, может быть определен на основании фактически установленных, инструментально измеренных и документально подтвержденных данных. Суммарная величина ущерба от загрязнения подземных вод определяется как сумма отдельных объемов ущерба, нанесенных различным природным средам (объектам, ресурсам) и природопользователям.
Сбор
доказательств, необходимых, в частности,
для подтверждения факта
3.4Дисциплинарная ответственность.
Эта ответственность применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками (например, исполняющими функции контроля (надзора) и другими лицами) своих трудовых обязанностей. Так, неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного учета вод, ненадлежащее исполнение работ при обслуживании ГТС и т.д. может повлечь дисциплинарную ответственность лиц, виновных в этих проступках.
Ответственность
предусматривается
Различают
общую и специальную
Необходимо
дисциплинарную ответственность, как
форму юридической
Дисциплинарные
взыскания налагаются администрацией
только той организации, с которой
работник состоит в трудовых правоотношениях.
Право применять
3.5Юридическая ответственность за загрязнение водных объектов.
Юридическая ответственность за загрязнение водных объектов является составным элементом правовой охраны вод. Применение санкций за правонарушения в данной сфере предусматривалось еще законодательными актами древности. В частности, Хеттское законодательство за загрязнение водоемов предусматривало штраф. Кроме того, виновные несли за это ответственность всем своим имуществом.
За загрязнение
водных объектов возможно применение
различных видов юридической
ответственности. Так, уголовно-правовая
ответственность за загрязнение
вод активно применялась
Уголовно-правовая
ответственность за загрязнение
водных объектов предусмотрена и
современным законодательством
зарубежных стран. В частности, австрийское
уголовное право также
3.6Юридическая ответственность за засорение водных объектов.
По законодательству Российской Федерации за засорение водных объектов (англ. cloggingofwaterobjects) могут наступать различные виды юридической ответственности. Так ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает санкции за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь, в том числе, их засорение. В то же время, если засорение водного объекта наступило, и причинен существенный вред, то возможно наступление уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ. Данные требования административного и уголовного законодательства сформированы с учетом и на основе определенных статей ВК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого административного деяния выражается в действии или бездействии, нарушающих правила охраны водных объектов. При этом, возможно наступление последствий в виде засорения водных объектов. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость установления причинной связи между деянием и последствиями.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, хотя в отельных случаях вина деяние может быть совершено по неосторожности. В то же время, некоторые исследователи полагают, что при совершении анализируемого деяния, возможна только умышленная форма вины.
3.7Юридическая ответственность за истощение водных объектов.
За истощение водных объектов также установлена юридическая ответственность. Так, по ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает уголовно-правовая ответственность за истощение поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Предмет данного преступления – воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, ледники. Хранилища воды, не имеющие экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.п.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их истощение, в зависимости от характера деяния, может образовывать состав диверсии (ст. 281 УК РФ), преступление против жизни и здоровья (гл. 16), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК).