Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные

1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса

2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП

2.3.3. Кредиты банков

2.3.4.Новые формы кредитных организаций

2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств

2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств

2.3.7. Другие источники привлечения средств

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.6.1. Система общественных объединений

2.6.2. Задачи общественных объединений

2.6.3.Предприниматели и общественные объединения

2.6.4.Государство и объединения предпринимателей

2.6.5. Политика и объединения предпринимателей

2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.8.1. Основные направления и задачи

2.8.2. Результаты реализации программ

2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства

2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕxfcnm 2.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ

 

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

 

1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)

 

1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)

 

1.3.1. Малое предпринимательство  в 1996 - начале 1999гг.: статистические  данные

 

1.3.2. Малый бизнес в период  между съездами: данные социологических  опросов

 

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ

 

2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП

 

2.3.1. Основные проблемы  в области финансирования малого  бизнеса

 

2.3.2. Государственная финансовая  поддержка МП

 

2.3.3. Кредиты банков

 

2.3.4.Новые формы кредитных  организаций

 

2.3.5.Альтернативные источники  привлечения средств

 

2.3.6. Ресурсосберегающие формы  привлечения средств

 

2.3.7. Другие источники привлечения  средств

 

2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

2.6.1. Система общественных  объединений

 

2.6.2. Задачи общественных  объединений

 

2.6.3.Предприниматели и  общественные объединения

 

2.6.4.Государство и объединения  предпринимателей

 

2.6.5. Политика и объединения  предпринимателей

 

2.6.6. Пути развития объединений  предпринимателей

 

2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И  БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ  БИЗНЕСЕ

 

2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ  ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.8.1. Основные направления  и задачи

 

2.8.2. Результаты реализации  программ

 

2.8.3. Программы, предусматривающие  поддержку малого предпринимательства

 

2.8.4. Межгосударственные программы  поддержки малого предпринимательства  в Содружестве Независимых Государств

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

 

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

 

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

 

Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство (далее МП) стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.

 

География устойчивого развития малого предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, около четверти - в Москве.

 

Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

 

Динамику развития малого предпринимательства можно охарактеризовать одним словом - застой: количественные показатели развития малого предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 г.

 

Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению многих предпринимателей и малых предприятий.

 

Кроме того, усиливается существующая опасность замедления простого воспроизводства субъектов малого предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению этого сектора экономики.

 

Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования.

 

Другими словами, государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству, и народу.

 

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства.

 

В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.

 

Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций допущены отступления от того, что уже достигнуто. В частности, не принята и, соответственно, не финансируется Федеральная программа поддержки и развития малого предпринимательства на 1998-1999 гг. Усиливается налоговый пресс. Возрастают административные барьеры.

 

Несмотря на все трудности становления и развития, малый бизнес к 1995 г. превратился в заметную экономическую и политическую силу. Назрела необходимость перемен в политике государства по отношению к малому бизнесу. В качестве инструмента диалога с государством была выбрана форма съезда-. I Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты РФ, состоялся в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов из всех регионов России. Перед съездом ставились следующие задачи:

 

привлечь внимание властей к проблемам малого бизнеса;

добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидировать предпринимателей.

В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания РФ.

 

На пленарном заседании съезда были обозначены основные позиции делегатов, суть которых сводилась к тому, что малый бизнес может стать решающей силой в преобразовании и развитии экономики России, но при условии его признания и поддержки.

 

Президент, представители правительства заверили съезд в своем намерении всемерно помочь малому предпринимательству.

 

Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес Президента, Федерального собрания, Правительства Российской Федерации, конкретных министерств и ведомств.

 

По итогам съезда был принят указ Президента Российской Федерации, декларировавший конкретные меры по поддержке отечественного предпринимателя.

 

После I Всероссийского съезда прошел ряд съездов в регионах России. В послесъездовский период в целом несколько “потеплело” отношение власти к предпринимательству. Активизировалось создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

 

Однако надежды предпринимателей не оправдались.

 

Принятые решения в большинстве своем осталось невыполненными. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания. Возникает вопрос: почему при декларировании важности малого бизнеса для социально-экономического развития страны не принимаются конкретные меры по улучшению его положения, а наоборот, создаются условия, затрудняющие его развитие?

 

Авторы настоящего аналитического сборника, пытаясь найти ответы на этот и другие вопросы, видят свою задачу в том, чтобы, опираясь на научные исследования и экспертные оценки, проанализировать существующее состояние малого бизнеса, показать динамику его развития, выявить факторы, способствующие или препятствующие расширению этого сектора экономики.

 

По понятным причинам далеко не все важные вопросы нашли отражение в данном издании, вместе с тем, авторы рассчитывают на то, что представленные материалы будут полезны делегатам и участникам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий, организаторам поддержки малого бизнеса, руководителям и специалистам министерств, ведомств, региональных администраций.

 

Авторы благодарят Ресурсный центр малого предпринимательства за поддержку в работе и предоставленные материалы, а также сотрудников Института предпринимательства и инвестиций, Московского Фонда поддержки малого предпринимательства и секретариата Консультативного совета по развитию малого бизнеса в странах СНГ за оказанную помощь в подготовке издания.

 

1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ

 

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)

 

Приход в 1985г. нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.

 

Наряду' с общим оживлением в жизни общества (“гласностью”, “плюрализмом” и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

 

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

 

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

 

Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР “О государственном предприятии (объединении)” 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений.

Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом