Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа
Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их « заморозил » (хотя Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Великобритания до сих пор имеют территориальные претензии на часть территории). Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Общие сведения об Антарктике………………………………………………….…....4
Глава 2 Договор об Антарктике………………………………………………………….….….7
2.1.Подготовка и заключение Договора об Антарктике…………………………………..…..7
2.2. Консультативные совещания…………………………………………………………...…..9
2.3. Принцип мирного использования Антарктики……………………………………...…...14
2.4. Юрисдикция государств в Антарктике………………………………………………...…16
Глава 3 Деятельность Российской Федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике ………………………………………………………………………………….18
3.1.О мерах по обеспечению интересов РФ в Антарктике и деятельности Российской Антарктической Экспедиции в 2002-2005 гг………………………………..……………….18
3.2. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике………………………….20
Глава 4 Заключительные положения Договора об Антарктике……………………………25
Заключение ……………………………………………………………………………………27
Приложение: Договор об Антарктике………………………………………………………28
Список литературы………………………………
10.06.58 г в Вашингтоне между
будущими участниками
Конференция по Антарктике открылась 15.10.59 г в Вашингтоне и завершилась 01.12.59 подписанием Договора об Антарктике, который определяет современный международно-правовой режим этого обширного района нашей планеты. Договор вступил в силу 23.06.61 г.
2.2. Консультативные совещания.
Договор об Антарктике зарекомендовал себя как гибкий и перспективный политический инструмент, и это во многом объясняется тем, что в его рамках действует механизм Консультативных совещаний, созываемых для разработки, рассмотрения и рекомендации мер, содействующих осуществлению целей и принципов договора. Консультативные совещания эффективность сотрудничества государств на основе договора.
Государства, имеющие консультативный статус, и наблюдатели.
В соответствии с договором в работе Консультативных совещаний могут участвовать с правом голоса только 12 государств - первоначальных участников договора, а также присоединившиеся к нему государства в течение того времени, пока они проявляют « свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции» (п.2 ст.IX). Ограничение членского состава Консультативных совещаний только странами, уже продемонстрировавшими в течение многих лет и демонстрирующих в настоящий момент заинтересованность в изучении Антарктики путем проведения там существенной научно-исследовательской деятельности, должно было по замыслу составителей договора, позволить быстрее искать на этих совещаниях практическое решение возникающих вопросов.
Согласно договору, государство, выполняющее требования, содержащиеся в п.2 ст. IX, автоматически получает право назначать представителей для участия в Консультативных совещаниях. Какого-либо согласия участников этих совещаний не требуется. Вместе с тем первоначальные 12 государств, входящие в состав Консультативных совещаний, сочли необходимым установить формальную процедуру соблюдения п.2 ст.IX договора и утвердили ее 29.07.77 г на I Специальном консультативном совещании. Согласно этой процедуре, государству, которое считает себя вправе назначать представителей в соответствии с п.2 ст. IX, следует уведомить правительство страны – депозитария договора о своем намерении и предоставить информацию, касающуюся его деятельности в Антарктике, в частности содержания и целей его научной программы. Правительство США как депозитарий договора направляет уведомление и информацию на рассмотрение всех других участников Консультативных совещаний, которые, осуществляя свое обязательство по ст.Х договора « прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы в Антарктике не проводилась какая-либо деятельность, противоречащая принципам или целям настоящего договора », изучают эту информацию. Они могут также для получения дополнительной информации воспользоваться своим правом по ст. VII на проведение инспекции. Участники Консультативных совещаний, действуя через правительство страны – депозитария, могут призвать государство, направившее уведомление, сделать заявление о намерении утвердить рекомендации, принятые и утвержденные на Консультативных совещаниях, а также пригласить его рассмотреть вопрос об утверждении рекомендаций.
Процедура оформления членства в Консультативных совещаниях включает и определенные организационные мероприятия. Ею предусматривается, что правительство, которое организует очередное Консультативное совещание, созовет Специальное консультативное совещание с целью определения на основе всей имеющейся информации, следует ли признать разославшее уведомление государство выполнившим условия п.2 ст.IX. Такое совещание созывается не позднее 12 месяцев со дня рассылки правительством страны – депозитария договора уведомлений и информации. При согласии представителей всех участников Консультативных совещаний признание выполнения государством, направившем уведомление, требований п.2 ст. IX фиксируется в Заключительном докладе Специального консультативного совещания. Указанная процедура может быть изменена только посредством единогласного решения государств-участников Консультативных совещаний.
Если один из участников Консультативных совещаний посчитает, что государство, претендующее на статус участника таких совещаний, не ведет существенной научной деятельности в Антарктике, то может возникнуть спор между ними и другими сторонами Договора об Антарктике относительно его толкования, решать который придется согласно положениям ст. XI договора. Первое, что сторонам следует сделать в соответствии со ст. XI в случае возникновения спора – это консультироваться между собой. В этом плане процедура полностью соответствует договору об Антарктике, так как в преамбуле текста процедуры прямо говорится, что она является механизмом консультаций. Иными словами, процедура служит механизмом предупреждения появления спорной ситуации, а в случае, если она все-таки возникает – механизмом ее разрешения.
На XIV Консультативном совещании США выступили с предложением о разработке руководящих указаний, содержащих расшифровку характера информации, представление которых ожидается от государства, считающего, что оно выполнило требования п. 2 ст. IX договора. Такие руководящие указания были одобрены совещанием при понимании, что они ни в коей мере не затрагивают положений ст. IX или прав любой стороны договора по их толкованию. Согласно руководящим указаниям, предоставляемая информация должна включать:
Раздававшаяся в адрес Консультативных совещаний критика в отношении закрытого характера их работы побудила участников пересмотреть вопрос об участии в работе совещаний наблюдателей, и в первую очередь сторон договора не имеющих консультативного статуса.
Впервые участники Договора, не являющиеся консультативными сторонами, были приглашены принять участие в качестве наблюдателей в работе XII Консультативного совещания. В совместном заявлении участвовавших в совещании государств, не имеющих консультативного статуса, говорилось, что их присутствие отражает тот интерес, который их правительства проявляют к развитию антарктической системы, и их желание внести вклад в поддержание и дальнейшее развитие принципов и целей Договора об Антарктике.
В соответствии с решением XIII Консультативного совещания стороны договора, не имеющие консультативного статуса, были приглашены на постоянной основе, принять участие в качестве наблюдателей в работе всех последующих Консультативных и подготовительных к ним совещаний.
В соответствии с Пересмотренными правилами процедуры Консультативных совещаний наблюдатели от неконсультативных сторон вправе участвовать в заседаниях пленумов совещаний, а также комитетов или рабочих групп полного состава, если в отношении последних нет требований любой Консультативной стороны об ином. На этих заседаниях им может быть предоставлено председателем слово при условии отсутствия возражений со стороны какой-либо из Консультативных сторон. Документы, предоставленные неконсультативными сторонами, подлежат распространению в качестве информационных, то есть они не переводятся на другие языки совещаний, если не поступит требование Консультативной стороны об ином.
Решением XIII Консультативного совещания в работу этих совещаний введена практика приглашения на них для представления докладов в рамках пункта повестки дня « Действие системы договора об Антарктике » представителей Комиссии по сохранению морских живых ресурсов и СКАР. Начиная с XIV Консультативного совещания, введена практика приглашения экспертов международных организаций, которые могут оказать помощь в обсуждении конкретных пунктов повестки дня.
Рекомендации Консультативных совещаний.
Решения Консультативных совещаний о мерах, содействующих осуществлению принципов и целей договора, принимаются в форме рекомендаций. По Договору об Антарктике к компетенции Консультативных совещаний относится принятие такого рода мер в следующих областях:
Одобренные Консультативными совещаниями рекомендации вступают в силу, то есть начинают носить обязательный характер, после их утверждения всеми государствами, представители которых в соответствии со ст. IX имеют право участвовать в работе данного совещания.
Установленная договором система принятия Консультативными совещаниями решений в форме рекомендаций, приобретающих обязательный характер после их утверждения, имеет чрезвычайно важное значение с точки зрения укрепления установленного договором международно-правового режима и его дальнейшего развития. Одобрение рекомендаций служит гарантией того, что правительства, их утвердившие, намерены действовать согласно достигнутым пониманиям. Это особенно важно, если иметь в виду то, что в соответствии со ст.IV договора государства могут занимать различные позиции по вопросу о территориальных притязаниях. Каждая новая рекомендация укрепляющая антарктическую систему, охватывает международно-правовым регулированием все новые области и тем самым возможность односторонних действий отдельных участников договора.
Возникает вопрос: являются ли вступившие в силу рекомендации обязательными для государств, присоединившихся к договору, но не имеющих статуса участников Консультативных совещаний или получивших его на более поздней стадии ? Из анализа договора можно сделать вывод, что даже если присоединившееся к нему государство не одобрило вступившие в силу рекомендации Консультативных совещаний, на него, тем не менее фактически налагается обязательство по их соблюдению. Поскольку рекомендации Консультативных совещаний применяются для содействия осуществлению целей и принципов договора, постольку они являются существенной частью общей структуры сотрудничества, установленной договором. Рекомендации Консультативных совещаний как бы дополняют и разъясняют соответствующие положения договора и после вступления их в силу становятся по сути дела нормами права, регулирующими деятельность государств в Антарктике и определение ее международно-правового режима.
2.3. Принцип мирного использования Антарктики.
Сохранение и укрепление мира на нашей планете является важной задачей, стоящей перед человечеством. Заключение Договора об Антарктике сыграло существенную роль в плане ее решения. Главным достижением договора стало создание реальной, эффективной и уникальной по своему характеру зоны мира на земном шаре, охватывающей целый континент, на котором полностью отсутствуют военные базы и вооружения.
В основу договора положен принцип использования Антарктики исключительно в мирных целях. Преамбула договора провозглашает, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях, не должна стать ареной или предметом международных разногласий. Отсюда со всей очевидностью вытекает, что создатели договора исходили из предпосылки, согласно которой только такое использование Антарктики позволит избежать международных конфликтов и трений в этом районе. В договоре прямо указывается, что именно этот основополагающий принцип международно-правового режима данного района будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава ООН.
Ориентация на мирную деятельность, согласно договору не исключает использование в Антарктике военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых мирных целей (п.2 ст.1).Включение данного положения в договор вызвано только тем, что многие страны, в частности, США, Аргентина, Чили, используют военный персонал и оснащение при проведении научных исследований в Антарктике.
Содержащиеся в п.2 ст.1 договора термины « военный персонал » и «оснащение » в свете положения о мирном использовании Антарктики должен пониматься как означающие военнослужащих и оснащение, используемое не для военных целей ( например, для оказания технического содействия в доставке научного персонала в Антарктиду или какие-либо ее отдаленные районы ), которые ни в коем случае не могут применяться для выполнения задач военного характера.
Указание в договоре на использование Антарктики исключительно в мирных целях и запрет на проведение в ней любых мероприятий военного характера означают, что она не может быть ареной военных действий. Иными словами, в ней устанавливается режим нейтрализации, под которым международном праве понимается запрещение ведения военных действий на определенной территории или использования этой территории в качестве базы для ведения военных операций.
Тем самым договор ознаменовал новый этап в развитии международных отношений. Впервые в истории не отдельные территории, а целый континент и прилегающие к нему районы были объявлены зоной мира и международного сотрудничества. Договор в значительной степени изменил политическую ситуацию в этом районе земного шара, он обеспечил возможность беспрепятственного развития здесь мирного сотрудничества государств.
2.4. Юрисдикция государств в Антарктике.