Антарктика международно-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их « заморозил » (хотя Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Великобритания до сих пор имеют территориальные претензии на часть территории). Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Общие сведения об Антарктике………………………………………………….…....4
Глава 2 Договор об Антарктике………………………………………………………….….….7
2.1.Подготовка и заключение Договора об Антарктике…………………………………..…..7
2.2. Консультативные совещания…………………………………………………………...…..9
2.3. Принцип мирного использования Антарктики……………………………………...…...14
2.4. Юрисдикция государств в Антарктике………………………………………………...…16
Глава 3 Деятельность Российской Федерации по обеспечению обязательств по Договору об Антарктике ………………………………………………………………………………….18
3.1.О мерах по обеспечению интересов РФ в Антарктике и деятельности Российской Антарктической Экспедиции в 2002-2005 гг………………………………..……………….18
3.2. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике………………………….20
Глава 4 Заключительные положения Договора об Антарктике……………………………25
Заключение ……………………………………………………………………………………27
Приложение: Договор об Антарктике………………………………………………………28
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Антарктика международно-правовой режим.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

     При несоответствии    документов    установленным     требованиям Федеральная   служба   России   по   гидрометеорологии   и  мониторингу окружающей  среды возвращает их заявителю с замечаниями.

     8. Согласование  документов  с  Министерством  природных  ресурсов Российской Федерации  и подготовка заключения Государственного  комитета Российской  Федерации  по охране окружающей среды  об оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду Антарктики и зависящих от нее  и связанных с ней экосистем проводятся в срок от 1 до 6 месяцев в зависимости от характера этой деятельности.

     9. Федеральная  служба  России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды в течение 10  дней  со  дня  получения  согласованных документов  из  Министерства природных ресурсов Российской Федерации и заключения Государственного комитета Российской  Федерации  по  охране окружающей среды подготавливает документы к заседанию комиссии.

     10. Комиссия на своем  заседании принимает решение  о возможности  или невозможности  выдачи разрешения на планируемую  деятельность;

 о необходимости выполнения  дополнительных процедур;

 о приостановлении, ограничении,  возобновлении действия разрешения или о его аннулировании.

     Решения комиссии  принимаются большинством голосов   от  списочного состава ее членов.

     11. В случае принятия  комиссией  решения  о   возможности  выдачи разрешения  на  планируемый  вид деятельности  документы направляются в Министерство иностранных дел Российской Федерации для  рассмотрения  и согласования в срок не более одного месяца.

     12. Федеральная служба  России по гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей  среды  в  течение  5 дней  со дня получения согласования от Министерства   иностранных   дел   Российской   Федерации    оформляет разрешение, которое подписывает руководитель Службы.

     13. В предусмотренных  Протоколом случаях необходимости  выполнения процедур  по  всесторонней  оценке окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды  направляет подготовленный  заявителем  и одобренный комиссией проект всесторонней оценки окружающей среды  в  Министерство  иностранных  дел  Российской Федерации  для  представления его Консультативным Сторонам Договора об Антарктике  и  Комитету  по  охране  окружающей  среды   Договора   об Антарктике в сроки, установленные Протоколом.

     По результатам обсуждения  проекта всесторонней оценки  окружающей среды на Консультативном совещании Договора об Антарктике заявителем с учетом полученных  замечаний  и  предложений  готовится  окончательная всесторонняя  оценка  окружающей  среды  и  представляется в комиссию, после чего она в установленном  порядке  направляется  Консультативным Сторонам Договора об Антарктике в сроки, установленные Протоколом.

     14. Бланки разрешения  являются  документом  строгой   отчетности, имеют  степень   защищенности на уровне ценной  бумаги,  учетную серию и номер.  Приобретение, учет  и  хранение  бланков разрешений осуществляет Федеральная служба  России   по   гидрометеорологии   и   мониторингу окружающей среды.

     15. Разрешение и его  копии (дубликаты) регистрируются  Федеральной службой России по  гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды.

     16. Порядок продления  срока действия ранее  выданного   разрешения или  его  переоформления  (в связи с реорганизацией юридического  лица, изменением условий  осуществления   деятельности)  аналогичен  порядку,  установленному для получения разрешения.

     17. Контроль за соблюдением  требований и условий, установленных  в разрешении, осуществляется через  наблюдателей, назначаемых Федеральной  службой России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды   по представлению комиссии.

     18. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей  среды приостанавливает и ограничивает действие разрешения или аннулирует его на основании решения комиссии в случае:

обнаружения недостоверных  или  искаженных  данных  в документах, представленных для получения разрешения;

 представления соответствующего  заявления владельцем разрешения;

обнаружения наблюдателями      несоответствия      осуществляемой деятельности условиям выданного разрешения.

     19. При нарушении заявителем  условий,  оговоренных  в  разрешении или   указанных  в  пункте  (b)  статьи  3  Протокола,  осуществляемая деятельность может быть приостановлена или  ограничена  до  устранения выявленных нарушений, но на срок не более 6 месяцев. Если по истечении указанного   срока   нарушения   не   будут   устранены,    разрешение аннулируется.

     20. В  случае   угрозы   возникновения   чрезвычайных   ситуаций, вызванных осуществлением  деятельности,  или возникновения  чрезвычайных ситуаций действие  разрешения может быть  приостановлено  ответственным представителем   с  последующим  рассмотрением  вопроса  на  комиссии.

Ответственный представитель назначается  Федеральной службой России  по гидрометеорологии  и мониторингу  окружающей среды из числа находящихся  в  Антарктике  сотрудников   Российской   антарктической   экспедиции.

Информация   об   угрозе   или   возникновении  чрезвычайных  ситуаций передается ответственным  представителем в Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды незамедлительно.

     21. В  случае  изменения   обстоятельств,   повлекших   за   собой приостановление   или  ограничение действия  разрешения,  оно может быть  возобновлено по решению комиссии.

     22. Действие     разрешения    считается    возобновленным    или аннулированным после принятия Комиссией соответствующего  решения,  о котором владелец  разрешения  оповещается не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принятия.

     23. Федеральная  служба  России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды ведет реестр выданных и аннулированных разрешений,  а также  разрешений,  действия  которых  приостановлено,  ограничено или возобновлено.

 

 

Глава 4.  Заключительные положения договора об Антарктике.

Договор провозглашает  свободу научных исследований в Антарктике. Статья II Договора гласит: « Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться ». В течение Международного геофизического года, как известно, не существовало правовых ограничений свободы научных исследований в Антарктике в мирных целях. Любое государство и его граждане, а также международные организации могли беспрепятственно вести научные исследования в антарктических районах. Договор закрепил этот важный принцип. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях Антарктики участники Договора согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

События, происшедшие  в Антарктике после вступления Договора в силу, свидетельствуют о том, что обмены научной информацией  и научным персоналом приобрели  устойчивый и широкий характер. Научный совет по исследованию Антарктики успешно взаимодействует со многими международными организациями, такими как Научный комитет по исследованию океана, Комитет по исследованию космоса, а также со многими национальными организациями и органами, занимающимися вопросами исследования Антарктики. Сотрудничеству в научных исследованиях сопутствует взаимодействие в обеспечении деятельности научных станций, функционировании транспорта, в оказании медицинской помощи, взаимной выручке в экстремальных ситуациях в суровых антарктических условиях.

Важным элементом  механизма обеспечения соблюдения Договора об Антарктике является система  инспекции, предусмотренная его  ст. VII. В соответствии с этой статьей  государства, имеющие статус участника  Консультативных совещаний, вправе назначать из числа своих граждан наблюдателей, наделенных весьма широкими и важными полномочиями. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии со ст. VII, « имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике, всегда открыты для инспекции указанными выше наблюдателями.

В соответствии со ст. XI Договора все споры между двумя или несколькими сторонами относительно толкования или применения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разрешен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора 14 государств являются Консультативными сторонами Договора, а еще 12 государств являются участниками Договора, но" не являются Консультативными сторонами. Подавляющее большинство из указанных выше 38 государств являются развитыми государствами.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с  согласия всех Консультативных сторон Договора.

 

 

      Заключение.

Договор об Антарктике не разрешил проблему территориальных притязаний в одностороннем порядке, заявленных семью странами, а только заморозил ее решение. Поэтому ряд положений договора носит компромиссный характер, что не исключает возникновения споров между участниками договора относительно его толкования или применения. Разногласия могут возникать и по другим, не связанным с территориальными притязаниями, вопросам.

С момента вступления Договора об Антарктике в силу (23 июля 1961 г.) прошло более 40 лет. За истекший период достаточно наглядно выявилась его жизнеспособность. Первоначально он способствовал стабилизации обстановки в Антарктике, а затем благотворно повлиял на развитие позитивных процессов в этом районе с учетом основополагающих принципов и целей ООН. Но его значение вышло за рамки Антарктики, поскольку опыт заключения этого Договора, а также позитивные результаты его функционирования были в определенной степени учтены в Договоре по космосу 1967 года, Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он до сих пор служит удачным примером осуществления принципов Организации Объединенных Наций при решении конкретных проблем международных отношений. Но это обстоятельство не исключает дальнейшего развития его положений.

 

Приложение.

Договор об Антарктике

(Вашингтон, 1 декабря  1959 г.)

 

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южноафриканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

Сознавая, что в интересах всего  человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий;

Признавая существенный вклад, внесенный  в научные познания благодаря  международному сотрудничеству в научных  расследованиях в Антарктике;

Убежденные в том, что установление прочного фундамента для продолжения и развития такого сотрудничества на основе свободы научных исследований в Антарктике, как оно осуществлялось в течение Международного геофизического года, отвечает интересам науки и прогресса всего человечества;

Убежденные также в том, что Договор, обеспечивающий использование Антарктики только в мирных целях и продолжение международного согласия в Антарктике, будет содействовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;

Согласились о нижеследующем:

Статья I.

1. Антарктика используется только  в мирных целях. Запрещаются,  в частности, любые мероприятия  военного характера, такие как  создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а  также испытания любых видов  оружия.

2. Настоящий Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

Статья II.

Свобода научных исследований в  Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в  течение Международного геофизического года, будут продолжаться в соответствии с положениями настоящего Договора.

Статья III.

1. Для содействия международному  сотрудничеству в научных исследованиях  в Антарктике, как это предусмотрено  в статье II настоящего Договора, Договаривающиеся Стороны соглашаются, что в максимально возможной и практически осуществимой степени:

а) производится обмен информацией  относительно планов научных работ  в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и  эффективность работ;

b) производится обмен научным  персоналом в Антарктике между  экспедициями и станциями;

Информация о работе Антарктика международно-правовой режим