Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:45, реферат
Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США и в России.
Работая над рефератом, я ставила следующие задачи:
1. Проанализировать систему антимонопольного регулирования в США в сравнении с Россией;
2. Выявить преимущества и недостатки антимонопольного регулирования в этих странах
Введение
Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом
1.1. Понятие и эволюция монополий
1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
1.3. Антимонопольное регулирование в США
Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации
2.1. Особенности российского монополизма
2.2. Антимонопольная политика в России
2.3. Методы антимонопольной политики
Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае
3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП
3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае
Заключение
Список литературы
4. Федеральная антимонопольная
служба осуществляет свою
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2009 N 744)
Антимонопольное законодательство включает в себя законы
"О конкуренции
и ограничении
"О приватизации
государственных и
"О поставках
продукции для федеральных
"О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
"Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
"О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
"О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
"О мерах по
защите экономических
и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
Сегодня, антимонопольное
законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения
правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы
она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью,
ущемление интересов
Для реализации антимонопольной
политики, поддержки рыночных структур
и предпринимательства, государственного
регулирования тарифов в сфере
естественных монополий, пресечения монополизма
на товарных рынках, создания условий
для здоровой конкуренции был
создан Государственный комитет
по антимонопольной политике, имеющий
территориальные управления. Позднее
его преобразовали в
В 1999 г. на его базе
создано Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах
именно малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
венчурных технологических и
экономических проектов. У него больше
возможностей маневрировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и
Как показывает зарубежный
опыт, чем выше доля малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
2.2. Антимонопольная политика в России
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные
сговоры о ценах, изъятие
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5) при нарушении
требований законодательства
Законом установлено
понятие «доминирующее
Законом установлен
государственный контроль за созданием,
слиянием, присоединением, преобразованием,
ликвидацией хозяйствующих
Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в эту
категорию попали такие отрасли,
как электроэнергетика и
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию
попадают отрасли оборонной
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.
Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?
Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:
— перечень потребителей,
которых они обязаны
— уровень и структуру цены;
— план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.
Информация о работе Антимонопольная деятельность: российская и зарубежная практика