Антимонопольная деятельность: российская и зарубежная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США и в России.
Работая над рефератом, я ставила следующие задачи:
1. Проанализировать систему антимонопольного регулирования в США в сравнении с Россией;
2. Выявить преимущества и недостатки антимонопольного регулирования в этих странах

Содержание работы

Введение
Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом
1.1. Понятие и эволюция монополий
1.2. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
1.3. Антимонопольное регулирование в США
Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации
2.1. Особенности российского монополизма
2.2. Антимонопольная политика в России
2.3. Методы антимонопольной политики

Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае
3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП
3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае


Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат. Антимонопольная.docx

— 100.72 Кб (Скачать файл)

·         Контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний 

Кемеровским УФАС России подписаны Соглашения о взаимодействии с муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Таштагольского муниципального района" и муниципальным бюджетным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Краснобродского городского округа.

Несмотря на трудности  организационного, финансового, кадрового  характера Управление Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области наглядно демонстрирует свою эффективность, оставаясь независимым от чтьих либо интересов.

Прошедшее десятилетие  характеризуется реальным осуществлением в области рыночных реформ, в ходе которых созданы необходимые предпосылки для формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках. В достигнутых успехах реформирования экономики в крае значительный вклад принадлежит Управлению Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области..

Как известно, антимонопольные  органы действуют на одном из важнейших  участков вертикали власти, имеют  большие полномочия, закрепленные законодательно, позволяющие эффективно влиять на экономические  процессы. За прошедшее десятилетие Управлением Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области с целью пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции было возбуждено достаточно много дел и выдано  предписаний о прекращении нарушений законодательства, в том числе по нарушениям антимонопольного законодательства, по нарушениям законодательства о защите прав потребителей, по нарушениям законодательства о рекламе.

Следует отметить, что условия работы управления постоянно  усложняются – растет правовая грамотность  персонала хозяйствующих субъектов, работникам управления все чаще противостоят высококвалифицированные и соответствующим  образом оплачиваемые юристы коммерческих организаций и профессиональные адвокаты. Количество обращений в  арбитражный суд по обжалованию  решений антимонопольного управления за последние 3 года выросло почти  в 2 раза. Однако, при этом доля решений, отмененных судом, остается стабильно  низкой и не превышает единицы  процентов.

В последнее пятилетие  при сокращении численности аппарата управления происходит расширение его  функций. В 1995 году на антимонопольное  управление дополнительно были возложены  функции по контролю за соблюдением  законодательства о рекламе, в 1998 году – по государственной поддержке  предпринимательства и контролю деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области  связи, в 2000 году – по антимонопольному регулированию на финансовых рынках.

Огромная работа проведена управлением по пресечению проявлений монополистической деятельности как монопольных структур, доставшихся  краю в наследство с доперестроечных времен, так и новых, возникших в процессе приватизации и конкурентной борьбы.

За год территориальное  управление в среднем рассматривает  около 200 обращений граждан и юридических  лиц, связанных со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением, прежде всего на товарных рынках энергетики, транспортных перевозок, жилищно-коммунального хозяйства.

Значительный вклад  антимонопольное управление внесло в искоренение регионального  сепаратизма, ограничивающего конкуренцию, особенно в отношении выявления  и пресечения запрета на ввоз продукции  из-за пределов края, предоставления незаконных льгот и преимуществ для одних  предприятий и ущемления интересов  других.

Проблема антимонопольного контроля действий органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию, содействие укреплению вертикали власти, федерализма, соблюдению Конституции Российской Федерации и федерального законодательства остается важнейшим направлением работы управления, воплощением реализации усилий по предупреждению и пресечению административных барьеров для предпринимательской  инициативы в развитии экономики. Например, за 2011 год по сравнению со всем 2012 годом только число дел, возбужденных по нарушению ст.7 "Закона о конкуренции..." на товарных рынках увеличилось в 2 раза, но ведь помимо этого многие нарушения устранялись и без возбуждения дел, но от этого они не требую меньшего объема работы со стороны антимонопольного управления.

В ходе государственного контроля экономической концентрации территориальным управлением принимаются  меры по недопущению возникновения  или усиления доминирующего положения  хозяйствующих субъектов, что также  входит в его функциональные обязанности. Только за последние 2 года антимонопольным  управлением рассмотрено более 320 ходатайств и уведомлений хозяйствующих  субъектов по сделкам, определяющим права собственности и управления. Причем в последнее время неуклонно  увеличивается число обращений, связанных с предварительным  согласованием приобретения акций  и активов хозяйствующих субъектов, рассмотрение которых достаточно трудоемко, поскольку требует тщательного  экономического анализа.

Значительно обострилась  проблема оценки последствий концентрации, выявления реальных приобретателей, использующих подставные фирмы, выявления  связей, определяющих образование групп  лиц - достаточно новую и сложную  задачу для ряда отраслей экономики  области. При этом антимонопольное управление никогда не создавало препятствий для иностранных инвестиций в создание и развитие предприятий области.

Большую работу проводит Управление Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области по реализации государственной политики, обеспечению контроля законодательства о защите прав потребителей.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей осуществляется во взаимодействии с  общим курсом экономических, правовых реформ, институционными преобразованиями и развитием конкуренции.

За это время  создана необходимая правовая база, а в Закон Российской Федерации  “О защите прав потребителей” неоднократно вносились изменения и дополнения, он является одним из самых востребованных и действенных в российском законодательстве. По инициативе и непосредственном участии  антимонопольного управления сложилась  и осуществляется целенаправленная работа по защите прав потребителей на территории Кемеровской области.

Антимонопольное управление ежегодно рассматривает около тысячи обращений потребителей, консультирует  их, оказывает помощь в подготовке претензий в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов или исковых  заявлений в суд.

Самостоятельно  или совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти проводит проверки соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей.

Одним из направлений  работы управления по осуществлению  контроля за соблюдением потребительского законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению  является контроль соответствия нормативных  актов Кемеровской области и органов местного самоуправления действующему федеральному законодательству. В порядке осуществления данных полномочий, в случае выявления нарушений, управление направляет обращение главе администрации, в прокуратуру о принесении протеста в порядке надзора или обращается с исковым заявлением в суд об отмене постановлений, противоречащих законам.

По настоятельным  требованиям управления были приведены  в соответствие размеры тарифов  на жилищно-коммунальные услуги и упорядочивается  их предоставление в г. Кемерово. Устранены нарушения прав потребителей при покупке железнодорожных и авиабилетов с одновременным страхованием без согласия пассажиров. Упорядочивается система оказания платных образовательных услуг, приводятся в соответствие с требованиями законодательства договоры на оказание платных медицинских услуг.

Работа специалистов управления строится по принципу взаимодействия с территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, комитетов  и управлений администрации Кемеровской области, администраций муниципальных образований городов и районов области.

На сегодняшний  день в администрациях муниципальных образованиях городов и районов области осуществляют деятельность самостоятельные отделы по защите прав потребителей, где исполнение функций по вопросам защиты прав потребителей возложены на специалистов структурных подразделений (отделы торговли, экономики и др.). Именно эти органы используя полномочия , представленные ст.44 Закона РФ “О защите прав потребителей”, обеспечивают более оперативную работу по защите прав потребителей граждан по месту их жительства . Немалую работу в создании таких служб провели специалисты антимонопольного управления, которым приходилось не только в прямом смысле “пробить” эти функции в органах местного самоуправления , но затем помочь им в становлении работы, организовать обучение кадров, обеспечить постоянную правовую и методическую помощь работникам администраций муниципальных образований.

Специалисты управления проводят целенаправленную работу по внедрению в программы учебных  заведений разных уровней изучения вопросов защиты прав потребителей, уделяют  много внимания пропаганде и разъяснению  требований законодательства, с этой целью выступают с лекциями перед трудовыми коллективами, проводят всевозможные семинары для преподавателей, студентов, учащихся. Для учащихся средних школ края и начального профобразования проводят конкурсы на знание основ законодательства о защите прав потребителей [16].

Одним из важнейших  факторов развития конкуренции на товарных рынках и, соответственно, насыщения  рынка товарами и услугами надлежащего  качества, является эффективно функционирующий  малый бизнес, что, в свою очередь, связано с наличием специально обученных  и подготовленных кадров предпринимателей.

В целях устранения административных барьеров при занятии  предпринимательством с участием управления сформирована краевая межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров. Сопредседателем комиссии является руководитель антимонопольного управления.

Управление активно  взаимодействует с фондом поддержки  предпринимательства, организует стажировки за рубежом предпринимателей, проводит семинары по актуальным вопросам рыночных преобразований, смотры-конкурсы и  конференции для предпринимателей.

Важным направлением своей деятельности управление считает  обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства о  рекламе, пресечение фактов ненадлежащей и недобросовестной рекламы как  в средствах массовой информации, так и наружной рекламы. Распространяемая в настоящее время реклама  стала более спокойной и достоверной. Вместе с тем, еще достаточно много  случаев нарушения законодательства о рекламе, допускаемых центральными СМИ и рекламодателями, расположенными за пределами Кемеровской области, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. К таким случаям относится некорректная реклама табачных изделий, нарушение правил при размещении рекламы по центральным телеканалам и др.

Работу управления обеспечивают высококвалифицированные  сотрудники, которые все являются федеральными государственными служащими, всем присвоены квалификационные разряды. Многие специалисты отмечены Почетными  грамотами Министра Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства, имеют благодарности  Министра. Уровень профессиональной подготовки специалистов достаточен для  решения всех задач, поставленных перед  территориальным антимонопольным  органом.

За истекшее полугодие  в Управление Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области антимонопольное управление поступило более 60 обращений на действия предприятий-монополистов и органов власти. Все они были рассмотрены в установленном порядке, заявителям даны ответы по существу поставленных вопросов.

На действия хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, поступило 34 обращений организаций и граждан. Наибольший удельный вес составили обращения на действия ОАО "РЖД" и его структурных подразделений – 56 % от общего числа обращений. При этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года усматривается значительное увеличение обращений (в 3 раза) хозяйствующих субъектов и граждан на действия железнодорожных организаций системы ОАО "РЖД". Эти обращения в основном подразделяются на три вида:

·           навязывание невыгодных условий договоров по оказанию транспортных услуг;

·           отказ от заключения договора;

·           прекращение в одностороннем порядке исполнения договора.

За 4 месяца 2013 г. было возбуждено 5 дел за нарушение антимонопольного законодательства органами местного самоуправления в части принятия актов и совершения действий, ущемляющих интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Таким образом управлением осуществляется государственный контроль за устранением административных барьеров при занятии предпринимательством.

Наиболее часто  незаконным регулятивным действиям  со стороны органов местного самоуправления подвергались участники рынка потребительских  товаров и услуг (80 % от общего количества обращений).

В сравнении с  аналогичным периодом прошлого года количество дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства органами власти и управления, уменьшилось  в два раза.

Управления  Федеральной антимонопольной Службы по Кемеровской области постоянно проводится работа по профилактике и устранению допущенных нарушений гражданского и потребительского законодательства как в досудебном порядке, так и при обращении граждан-потребителей в суд.

Информация о работе Антимонопольная деятельность: российская и зарубежная практика