Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:55, реферат

Описание работы

Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они свое действие, в отношении создания и использования каких произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь произведения, созданные после даты вступления в силу закона или международного договора или же охрана предоставляется с обратной силой?
Общая теория права, определяя обратную силу закона как распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им. возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые распространяют свое действие новые нормы права.

Содержание работы

I.ВВЕДЕНИЕ
II.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.
- Понятие и значение творческой деятельности.
- Понятие и признаки результата творческой деятельности.
- Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности.
- Общие институты гражданского права и творческая деятельность.
- Теория "права интеллектуальной собственности".
- Правовая охрана открытий.
III. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
1. Понятие и значение авторского права.
-Понятие авторского права.
- Принципы авторского права.
2. Основные категории авторского права.
- Объекты авторского права.
- Субъекты авторского права.
3. Права авторов и их защита.
4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.
- Понятие программной продукции.
- Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.
- Авторско-правовая охрана программной продукции.
IV.МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
VI.CПИCOK ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

avtorskoepravo.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

        Кафедра : Гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:  АВТОРСКОЕ ПРАВО

Проверила: преподователь Карпушина Т. Д.

          Выполнил: студент СП-301 Ахметбеков  Н.А.

Алматы 1999год.

 

 

 



 

 

 

 



ПЛАН:

       I.ВВЕДЕНИЕ

 II.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

1. Творческая деятельность и  роль гражданского права в  ее организации.

- Понятие и значение творческой  деятельности.

- Понятие и признаки результата творческой деятельности.

- Роль гражданского права в  организации творческой деятельности.

2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области  творческой деятельности.

- Общие институты гражданского  права и творческая деятельность.

- Теория "права интеллектуальной  собственности".

        - Правовая  охрана открытий.

III. АВТОРСКОЕ ПРАВО.

1. Понятие и значение авторского  права.

-Понятие авторского права.

- Принципы авторского права.

2. Основные категории авторского  права.

- Объекты авторского права.

- Субъекты авторского права.

3. Права авторов и их защита.

4. Авторско-правовая охрана программной  продукции ЭВМ.

- Понятие программной продукции.

- Гражданско-правовые способы охраны  программной продукции.

- Авторско-правовая охрана программной продукции.

IV.МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО

V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

VI.CПИCOK ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. ВВЕДЕНИЕ:

За последние три года в правовой жизни нашего общества в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства произошли существенные изменения. С принятием 10 июня 1996 года закона РК "Об авторском праве и смежных правах" завершилось формирование казахстанской системы авторского права как системы норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, являющейся своеобразным мировым эталоном защиты авторских прав

Вопрос о принятии такого "сильного" закона был поднят давно как в связи с изменением политики государства в отношении человека, его прав и свобод, признанных высшей ценностью, так и в связи со стремлением Казахстана стать членом Бернского Союза.

Одним из принципов Бернской Конференции является принцип минимального объема охраны, что означает, что сама Конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые подлежат обязательному применению в странах, участвующих в ней. Долгое время СССР, а затем и Казахстан не могли присоединиться к Бернской Конвенции, так как национальное законодательство не обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишь сегодня, когда уровень охраны, предоставляемый казахстанским законодательством, достиг так называемого уровня «Бернской» Конвенции, появилась реальная возможность присоединиться к Бернской Конвенции, что Казахстан и сделал, став с 10 ноября 1998 года полноправной ее участницей.

Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они свое действие, в отношении создания и использования каких произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь произведения, созданные после даты вступления в силу закона или международного договора или же охрана предоставляется с обратной силой?

Общая теория права, определяя обратную силу закона как распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им. возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые распространяют свое действие новые нормы права.

Эта работа посвящена проблемам авторского права, цель которой - показать, как вопросы авторского права решаются на международно-правовом уровне и в национальных законодательствах различных стран.

Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для Казахстана проблемам: присоединению к Бернской Конвенции - в связи с этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее толкования на примере США и Казахстана, отметить значение присоединения без обратной силы; порядка действия во времени Закона РК "Об авторском праве и смежных правах" 

II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации. Понятие и значение творческой деятельности.

Творческая   деятельность   осуществляется  в  области   науки, техники,    литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творческая деятельность имеет важное значение. Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах общества. Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в формировании   духовною   мира человека, повышении его эстетического уровня. Проводимые в стране преобразования направлены также на развитие подлинно свободного научного, технического, художественного и иного творчества. За последние  годы   широкое распространение получили клубы самостоятельного  технического творчества, центры научно-технического творчества  молодежи,  различные виды творческих объединений и ассоциаций. Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность,   завершающаяся  созданием   нового,   творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей по правилам, формальной логики или иным известным правилам.

Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной  скульптором   модели.   Однако  в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.

        Понятие и  признаки результата творческой  деятельности.

Результат   творческой деятельности - выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим     результатом, достижением,    знанием   либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы или искусства. Критерии творческого  характера  отдельных достижений имеют особенности, закрепленные в авторском, изобретательском праве, праве на промышленный образец и в других институтах гражданского права. Однако всем результатам творчества свойственна новизна или оригинальность их существенных элементов.

Наряду с существенной (качественной) новизной или оригинальностью результатов все виды творчества характеризуются идеальным характером данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на процесс их создания.1

Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

Гражданское   право   не   регулирует   непосредственно творческую научно-техническую, литературную  и иную деятельность.  Процесс научно-технического   и   художественного творчества остается за пределами действия его норм. Гражданское право традиционно выполняет функции  признания авторства на уже созданные творческие результаты, установления их правового режима, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем отдельные нормы гражданского права регулируют отношения по организации (на договорных началах) создания, передачи   и   использования   новых достижений в области научно-технического, художественного и иного творчества. Нормы авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране прав и интересов творцов научных и литературно-художественных ценностей.  

Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой деятельности. Ее роль  не ограничивается охраной готовых результатов творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных договоров. Поэтому можно говорить   о   гражданских   правоотношениях,   связанных с творческой деятельностью как таковой, а не только с ее результатами.

2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности

Общие институты гражданского права и творческая деятельность

Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности, общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств. Так,ст.9 Основ предусматривает возможность граждан иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, иного результата интеллектуальной (творческой) деятельности.

Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные   виды   обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества детально регламентируют законодательство о договорах  на  создание  (передачу)  научно-технической   продукции, продажу лицензий и передачу "ноу-хау", авторских и тому подобных договорах.

В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о праве собственности и других вещных правах, опосредующих          наделение       творческих организаций (научно-исследовательских   институтов,   студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.).

Специальные   институты  гражданского   права,   опосредующие творческую деятельность.

Важную роль в области научно-технического и художественного творчества играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в ГК, а также в специальных законодательных актах.

Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства, законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав гражданского права лишь в той мере. в какой они регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права.

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия   на   совершение   различных   действий   (по использованию результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные   авторские   права,   права   на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере. Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

 

 

Тождество   или   сходство функции авторского, изобретательского права,   права   на промышленный   образец   не   означает   необходимости включения последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между    всеми    названными  институтами  есть принципиальные различия, обусловливающие  их самостоятельное существование в системе гражданского права. Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право - его содержание. Для  признания  творческого произведения объектом авторского права достаточно  выражения  его  в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить    результат    творчества.   Напротив,   для   прямой   охраны изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения.

Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении  и исключительный характер некоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный образец.

Выявление общих черт в различных институтах, опосредуюших сферу научно-технического  и художественного творчества, полезно для развития   законодательства,   правовой   теории, правоприменения и изучения права. Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском    права    единого   "комплексного"   института, опосредующего   творческую деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеются основания    для     функционального    обособления    норм,    скажем, изобретательского и авторского права.

Теория "права интеллектуальной собственности".

Наше гражданское право не знает институтов        промышленной,       научной,            литературной, интеллектуальной или духовной собственности на сами творческие достижения.

Информация о работе Авторское право