Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:55, реферат
Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они свое действие, в отношении создания и использования каких произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь произведения, созданные после даты вступления в силу закона или международного договора или же охрана предоставляется с обратной силой?
Общая теория права, определяя обратную силу закона как распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им. возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые распространяют свое действие новые нормы права.
I.ВВЕДЕНИЕ
II.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.
- Понятие и значение творческой деятельности.
- Понятие и признаки результата творческой деятельности.
- Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности.
- Общие институты гражданского права и творческая деятельность.
- Теория "права интеллектуальной собственности".
- Правовая охрана открытий.
III. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
1. Понятие и значение авторского права.
-Понятие авторского права.
- Принципы авторского права.
2. Основные категории авторского права.
- Объекты авторского права.
- Субъекты авторского права.
3. Права авторов и их защита.
4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.
- Понятие программной продукции.
- Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.
- Авторско-правовая охрана программной продукции.
IV.МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
VI.CПИCOK ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Соавторство.
Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются ст. 476 и ст. 477 ГК.
Из этих правовых норм вытекает, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение.
Соавторство характеризуется несколькими признаками:
а) совместный труд нескольких лиц;
б) создание коллективного произведения
в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.
Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.
Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе, как, например, это делали Ильф и Петров, художники Кукрыниксы. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы.
Другой признак, характеризующий соавторство, - создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п. Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания.
Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием 'содержания и формы выражения.
Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение. Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения.
Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства:
нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части, например карикатуры Кукрыниксов.
В этих случаях соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Вопрос об ответственности соавторов нормативно не урегулирован. В юридической литературе высказываются разные точки зрения, одна из которых заключается в том, что при нарушении обязательств по созданию такого произведения одним из соавторов ответственность наступает для всех без исключения.
Совместным трудом соавторов создаются произведения, состоящие из отдельных самостоятельных частей. К такого рода произведениям относятся песня (музыка и поэтический текст), опера (музыка и либретто), книга (текст и иллюстрации). В данном случае соавторство раздельное, поскольку каждая часть произведения имеет самостоятельное литературное, научное или художественное значение. Автор такой части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать отдельно от других частей.
Положения ст. 476 ГК в части раздельного соавторства оцениваются в юридической литературе неоднозначно. Высказываются сомнения по поводу соавторства автора литературного произведения и автора иллюстраций к нему, композитора и автора текста песни. Предлагается раздельное соавторство именовать случаями совместного использования различных произведений.
Оправдана ли трактовка раздельного соавторства как совместное использование различных произведений? Видимо, нет, поскольку каждая часть произведения требует для создания различные виды творческой деятельности. Соединение результатов творчества различных авторов (музыки и стихов) приводит к появлению нового объекта авторского права - песни.
Для раздельного соавторства характерна строго индивидуализированная ответственность. Нарушение обязательств одним из соавторов не влечет юридических последствий для его коллег.
Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. В нем отражены различные вопросы: последовательность указания имен, способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашение может бьпъ составлено в письменной форме и подписано всеми соавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы над коллективным произведением. При отсутствии письменного соглашения отношения соавторов регулирует закон.
Оказание автору или соавторам технической помощи (подбор и перепечатка материалов, составление схем, чертежей и т.п.) не является основанием возникновения соавторства.
Субъекты авторского права на зависимые произведения.
субъектом авторского права выступает составитель сборника. Его труд выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.
Составители используют произведения, составляющие предмет чьего-либо авторского права или таковым не являющиеся. При формировании сборника из произведений, имеющих авторов, составитель должен получить их согласие. Он пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов, чьи произведения обработал или систематизировал ( ст. 487 ГК).
Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права: законы, судебные решения, иные официальные документы, произведения народного творчества, авторы которых неизвестны, произведения, не охраняемые авторским правом, и др. Подготовившему сборник из названных произведений принадлежит авторское право, если он самостоятельно их обработал или систематизировал.
Согласно ст. 485 ГК, перевод - самостоятельный объект авторского права, а лицо, его осуществившее, признается субъектом авторскою права. Переводчик обладает рядом правомочий
на выполненный перевод: на обозначение своего имени, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское вознаграждение и т. д.
Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на отдельные объекты (оригинальное произведение и выполненный перевод). Использование перевода допускается с согласия переводчика.
Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования дает ему право получать вознаграждение за использование произведения на другом языке. Размер, условия и порядок выплаты вознаграждения предусматриваются в постановлениях правительств республик.
Иные субъекты авторского права.
Развитие творческой деятельности,
технических форм воспроизведения
ее результатов давно поставили на повестку
дня вопрос о расширении
круга участников авторских
правоотношений за счет включения
в их число,
например, артистов-исполнителей,
режиссеров-постановщиков,
Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны.
Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, "примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название "смежных" прав
В ст. 141 Основ гражданского законодательства впервые для нашей страны закрепляется охрана прав исполнителей (артистов), режиссеров (постановщиков, дирижеров), создателей звуко- и видеозаписей и организаций эфирного вещания, ставших в силу этого субъектами авторского права (см. ст. ст. 142. 143 Основ).
Разумеется, они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых или записываемых и воспроизводимых произведений. Объектом их авторских прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись (обычно полученная по договору с автором). Поэтому особый, в известной мере ограниченный характер носят и их авторские права, сводящиеся к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.
3. Права авторов и их защита
Права авторов, их содержание и осуществление.
Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права: право авторства (на авторство), право на имя, на опубликование и иное использование произведения, на неприкосновенность произведения, на вознаграждение за использование произведения другими лицами , то есть всеми правами перечисленными в статье 475 ГК .
Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которыми обладает автор.
В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права автора в законе.
В содержание права на авторство входит не только право лица считаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпущено.
С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить в свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.
Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному круп- лиц любым установленным законом способом, т.е. путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и т. д.
Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произведения с помощью снятия с него копии или иным способом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и т. д.). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора.
Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статья 488 ГК предусматривает случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 490 ГК - использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст. 138 Основ).
Право автора на распространение своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и т.д.
Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения изменений в само произведение, его название и в обозначение имени автора без его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.).
Статья 482 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Указывается только один способ - издание, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.
В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.
Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушать замысел автора, особенности его стиля и т.д. Вносимые ими в произведение исправления должны согласовываться с автором.