Банкротство коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть сущность банкротства коммерческой организации.


Задачи:
- изучить банкротство коммерческих организаций: дать определение коммерческой организации по законодательству РК, раскрыть общие положения по банкротству юридических лиц,
- исследовать процедуры рассмотрения банкротства по законодательству РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

1 БАНКРОТСТВО КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………….....5
1.1 Понятие коммерческой организации в законодательстве РК ………………..5
1.2 Общие положения о признании банкротства юридических лиц ………… ..19

2 ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ БАНКРОТСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК …………………………………………………........22
2.1 Рассмотрение дел о банкротстве в судебном порядке ……………………...22
2.2 Понятия: реабилитационная процедура, конкурсное производство (ликвидация несостоятельного должника), внесудебные процедуры ………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Предпосылкой банкротства может  быть неудовлетворительная структура  баланса или такое состояние имущества и обязательств должника, при котором за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Основные факторы возникновения  банкротства подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относят несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы, наличие высокой инфляции и др.

К субъективным факторам относят:

  • неумение руководства прогнозировать и предупредить банкротство;
  • плохое изучение спроса, отсутствие стабильной сбытовой системы;
  • недостаточное, неэффективное рекламирование товаров;
  • снижение производительности труда и объемов производства;
  • снижение качества и цены товаров;
  • необоснованное увеличение цен;
  • чрезмерные затраты;
  • низкая рентабельность продаж;
  • большие долги, взаимные неплатежи;
  • недостаточная ориентированность руководства на реальные требования рынка;
  • недостаточная предприимчивость в налаживании хозяйственных процессов в соответствии с конюнктурой;
  • выбор недостаточно эффективной финансовой, ценовой и инвестиционной политики;
  • несбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия и др.

В этом случае особую значимость приобретают  вопросы анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Целью проведения анализа финансового состояния  предприятия является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным. На основании Постановления Государственного Комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом от 26 июня 1996 года, №2/IV «Об организации совместной работы территориальных комитетов по управлению гос.имуществом и областных комиссий по санации и ликвидации несостоятельных предприятий по вопросам финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных предприятий», Агентство по реорганизации предприятий при Госкомимуществе Республики Казахстан разработало «Методические рекомендации по углубленному анализу финансового состояния неплатежеспособности предприятий», утвержденных директором этого государственного органа 5 октября 1995 года. Эти методические рекомендации обеспечили единый методический подход при проведении Агентством, территориальными комитетами по управлению госимуществом и областными комиссиями по санации и ликвидации несостоятельных предприятий реорганизационных и ликвидационных процедур, в том числе и определении финансового состояния предприятий [4].  Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство.

1 Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и/или должностные лица юридического лица - должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (преднамеренное банкротство). Должностное лицо юридического лица - банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.

2 Если заявление о признании банкротом подано должником в суд при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное банкротство), кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков.

3 В случае обнаружения  конкурсным управляющим признаков  преднамеренного или ложного  банкротства он обязан обратиться  в правоохранительные органы  для привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ БАНКРОТСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РК

 

2.1 Рассмотрение  дел о банкротстве в судебном  порядке

 

 

Должник признается по решению суда — это однозначно. При добровольном банкротстве должник сам подает заявление в суд, а при принудительном же только по заявлению кредитора.

Производство по делу о банкротстве возбуждается в  суде на основании заявления должника, кредитора (кредиторов), при наличии оснований, предусмотренных статьей 4 Закона О банкротстве, и прокурора в случаях, предусмотренных в статье 26 Закона.

Правом на подачу заявления  кредитора в суд о признании  должника банкротом обладают налоговый  и иной уполномоченный государственный  орган в отношении налогов  и других обязательных платежей в  бюджет, а также юридические и физические лица - кредиторы по гражданско - правовым обязательствам.

Производство по делу о банкротстве считается возбужденным с момента вынесения судом  определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом.

Заявление, поданное должником о признании его банкротом, не может быть отозвано без соответствующего решения суда. Заявление кредитора (кредиторов), прокурора может быть отозвано им (ими) до принятия решения о признании должника банкротом

Решение о возбуждении  квалифицированного производства и признание не состоятельного должника банкротом публикуется судом в официальной печати за счет средств должника. С этого момента должнику запрещается отчуждение, передача имущества и погашение обязательств за исключением случаев, когда собрание кредиторов дало такое утверждение.

Разбирательство дела о  банкротстве может завершиться  вынесением одного из предусмотренных  судебных актов. В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона, рассмотрев в судебном порядке дело о банкротстве, суд может принять один из следующих судебных актов:

1) решение о признании  должника банкротом;

2) решение об отказе  о признании должника банкротом;

3) определение о применении должника банкротом;

4) определение о применении  реабилитационной процедуры при  наличии ходатайства.

Решение суда о признании  должника банкротом, основанное на признании  им своей несостоятельности, должно содержать сведения о финансовом состоянии должника, а также обоснованную оценку состоятельности должника по существу.

Решение суда о признании  должника банкротом и возбуждении  конкурсного производства регулируется ст. 36 Закона. Такое решение выносится судом в случаях:

1) неспособности должника  доказать свою состоятельность  в ходе судебного разбирательства  в срок не позднее двух месяцев  с момента возбуждения дела:

2) отсутствия отзыва  должника или наличия в отзыве должника признания несостоятельности в срок не позднее тридцати дней с момента возбуждения дела;

3) подачи должником  заявления о признании его  банкротом в срок не позднее  десяти дней с момента возбуждения  дела;

4) отказа комитета  кредиторов в применении к должнику реабилитационных процедур с соблюдением требований п. 2 ст. 14 Закона о банкротстве в срок не позднее пяти дней с момента получения решения комитета кредиторов об отказе;

5) письменного обращения  реабилитационного управляющего  в суд о неуспешном проведении  реабилитационных процедур в  срок не позднее десяти дней  со дня возобновления производства  по делу о банкротстве.

В решении суда о признании  должника банкротом должны содержаться указания:

1) о ликвидации должника;

2) о назначении конкурсного  управляющего либо, в случае банкротства  страховой (перестраховочной) организации,  о назначении ликвидационной  комиссии в составе председателя  и членов комиссии, либо, в случае банкротства банков, о назначении ликвидационной комиссии в составе председателя и членов комиссии;

3) о размере заявленных  требований кредиторов, обратившихся  в суд до вынесения решения.

 

 

2.2 Понятия: реабилитационная  процедура, конкурсное производство (ликвидация несостоятельного должника), внесудебные процедуры

 

 

Реабилитационная процедура  — это судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственный, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации.

То есть от слова «реабилитация», понимается, как возможность выйти из трудного положения. Восстановить утраченные силы и средства при помощи принятия мер, с целью не допущения в любом случае полной ликвидации юридического лица.

При наличии возможности  восстановления своей платежеспособности несостоятельный должник может заявить ходатайство о применении в отношении него реабилитационной процедуры в уполномоченный орган до обращения в суд с заявлением о признании его банкротом. Также с таким ходатайством могут обратиться кредиторы или третьи лица до возбуждения дела о банкротстве.

К ходатайству прилагаются:

1) финансовая отчетность  за два последних года;

2) план реабилитации;

3) письменное согласие  на проведение реабилитационных  процедур залоговых кредиторов, представляющих более 50 процентов  от общей суммы обеспеченных залоговых требований, а также конкурсных кредиторов, на долю которых приходится более 50 процентов от общей суммы требований кредиторов.

Уполномоченный орган  формирует комитет кредиторов и  созывает первое заседание комитета кредиторов в установленный срок, в течение которого должен быть рассмотрен план реабилитации.

Санация (оздоровление) - реабилитационная мера, в ходе которой  собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами  или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения. Эта финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о банкротстве, с той же целью, что и внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Те, кто получил право  на осуществление санации, принимают  на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной законодательством.

Между участниками санации заключается соглашение. В нем конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации, ответственность того из участников, кто откажется от участия в процедуре.

Для проведения санации  устанавливается максимальный срок - 18 месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40 процентов общей суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается.

До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив могут потребовать  прекращения-санации по причине  неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.

В случае, если при приеме заявления должника суд установит, что оно подписано лицом, не имеющим  полномочий на его подписание, а  также при отсутствии в приложении к заявлению документов, подтверждающих его полномочия, а также документов, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Закона о банкротстве (далее Закон), заявление должника возвращается судом без рассмотрения, согласно положению ст. 21 Закона и ст. 154 ГПК.

В случае, если обращение  должника в суд является его обязанностью и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы истребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

Заявление должника не может  быть отозвано без соответствующего решения суда, в отличие от заявления кредитора, то есть, если кредитор отзовет свое заявление, то судья его возвращает без возбуждения дела и выносит определение о возвращении заявления (ст. 154 ГПК). В свою очередь, если должник захочет отозвать свое заявление, то судья не имеет права вернуть его без принятия одного из судебных актов, установленных ст. 35 Закона.

Законом предусмотрена  обязанность кредитора направить  должнику копию заявления и прилагаемых к нему документов, но не указано, в какие сроки он должен выполнить данную обязанность. Данная норма рассчитана на добросовестность кредитора, то есть на то, что он своевременно направит копию заявления и прилагаемые к нему документы. Но если кредитор окажется не настолько добросовестным и направит копию заявления с документами после возбуждения дела, то у юридического лица - должника практически не будет времени собрать необходимые документы для опровержения утверждений кредитора и своевременно направить отзыв. В связи с этим разумно в Законе установить сроки, в пределах которых кредитор обязан направить копию заявления и прилагаемые к нему документы.

Информация о работе Банкротство коммерческих организаций