Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:33, дипломная работа
Цель дипломного проекта:
Разработка предложений и мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования предприятия городского хозяйства на примере муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство".
Для достижения цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
описать нормативное регулирование тарифной политики ЖКХ;
рассмотреть экономическое обоснование тарифов ЖКХ;
представить краткую характеристику городского хозяйства;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство";
представить свои предложения по совершенствованию тарифного регулирования;
дать оценку влияния предложенных мероприятий на финансово-хозяйственную деятельность МУП "Жилищное хозяйство".
Аннотация
Введение
1. Методологические основы тарифного регулирования в отрасли ЖКХ
1.1 Нормативно-правовое регулирование тарифной политики ЖКХ
1.2 Экономическое обоснование тарифов ЖКХ
1.3 Тарифная политика ЖКУ города Череповца
1.3.1 Политический аспект
1.3.2 Социальный аспект
1.3.3 Экономический аспект
1.4 Принципы и методы установления цен и тарифов, регулирование тарифов органами местного самоуправления и контроль за их применением
2. Тарифное регулирование жилищного предприятия на примере муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство"
2.1 Общая характеристика МУП "Жилищное хозяйство"
2.3 Методика формирования тарифов за содержание и ремонт жилых помещений
3. Совершенствование тарифной политики в ЖКХ города
3.1 Основные пути совершенствования тарифной политики
3.2 Совершенствование тарифной политики в ЖКХ на примере МУП "ЖХ"
Заключение
Список использованных источников и литературы
01.12.89 г. образовано ЖКУ ГПО ЖКХ - жилищно-коммунальное управление городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, которому было предоставлено право самостоятельного юридического лица с открытием своего счета в банке.
01.05.90 г. ЖКУ ГПО ЖКХ было переименовано в ПЖРЭП ПО ЖКХ - производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства.01.07.91 г. на предприятии была создана транспортная группа.
26.02.92 г. ПЖРЭП ПО ЖКХ было переименовано в муниципальное унитарное производственное предприятие жилищного хозяйство - МУП ПЖХ.01.04.92 г. была создана своя аварийно-ремонтная служба для обслуживания жилищного фонда в ночное время, выходные и праздничные дни. В 1994 г. была создана производственная служба, в состав которой входят: столярный и механический цеха.
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 1999 год предприятие заняло второе место.
В 2004 году предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Жилищное хозяйство". Сокращенное ........... управления домом. Это может быть непосредственное управление, создание ТСЖ или выбор управляющей компании. Высший орган власти в доме - общее собрание собственников, оно и утверждает расценки на виды работ по обслуживанию дома, которые должна предоставить обслуживающая жилищная организация (управляющая компания). На основе этих расценок собрание собственников принимает решения о том, какова будет плата за содержание общего имущества дома, за текущий и капитальный ремонт. Новое законодательство предполагает переход к практике установления расценок по каждому многоквартирному дому. В случае, если жилье предоставлено по договору социального найма и его собственником является муниципалитет, наймодатель (МО) устанавливает плату за жилье исходя из платы, утвержденной на собрании собственников того или иного многоквартирного дома. В домах со смешанной собственностью муниципалитет выступает как собственник определенной части жилья, и соответственно, имеет право голоса, пропорционально общей площади квартир, предоставленных им по договору социального найма. Сегодня от активности самих жильцов, собственников квартир зависит если не все, то очень многое - в каком доме жить, как им управлять, как его будут ремонтировать и содержать, и сколько за это платить. И задача ближайшего времени для организаций, обслуживающих жилье - заняться ценообразованием, составить расценки по каждому дому, и выйти с предложением своих услуг к потребителям. Проведенный прикладной бюджетный анализ является прецедентом независимой экспертизы решений органов власти по социально значимому вопросу. ЖКХ оказывает населению широкий спектр услуг, среди которых горячее, холодное водоснабжение и канализация составляют 31% от полной стоимости всех услуг на 1 кв. м. (см. Рисунок 1.1). Другими словами, большая часть расходов населения на оплату услуг ЖКХ приходится на сектор отопления, водоснабжения и канализации. Однако качество этих услуг оставляет желать лучшего и, прежде всего, из-за хронического дефицита финансирования.
Рисунок 1.1 - Структура полной стоимости ЖКУ на 1 кв. м. жилой площади
Поскольку сектор водоснабжения и канализации ЖКХ не является самоокупаемым и устойчивым в финансовом отношении, то основными источниками его финансирования служат бюджетные дотации, а также средства потребителей этих услуг: предприятий и населения. Любые меры, которые помогли бы водоканалам и ЖКХ достичь финансовой жизнеспособности, сэкономили бы бюджетные средства, а также оздоровили бы государственное финансирование. Таковыми на данный момент и в перспективе являются меры по увеличению финансирования данного сектора ЖКХ в основном со стороны пользователей. Поэтому, согласно "Концепции реформы ЖКХ в РФ" (одобренной Указом Президента РФ "О реформе ЖКХ в РФ" от 28.04.1997 г) население России должно перейти на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что неизбежно повлечет за собой в том числе и повышение тарифов на воду. Учитывая низкий уровень доходов граждан, перспектива - не обнадеживает. Необходимость увеличения финансирования сектора водоснабжения и канализации ЖКХ очевидна, чему можно дать обоснование как с экономической так и с социальной точек зрения. Основные фонды водоснабжения и водоотведения требуют обновления и капитального ремонта. Экономическим же обоснованием увеличения финансирования служит несоответствие экономически обоснованных тарифов и стоимости услуги для населения, что влечет за собой рост дефицита финансирования данного сектора ЖКХ. Существует два основных пути уменьшения дефицита, и первым является резкое увеличение финансирования за счет повышения тарифов для потребителей услуг, а также за счет привлечения дополнительных денежных средств из других источников. Главная проблема состоит в том, что без существенного роста доходов населения никакие программы достижения самоокупаемости и финансовой устойчивости ЖКХ не будут осуществимыми, и уровень коммунальных услуг будет продолжать снижаться. Поэтому альтернативным решением проблемы дефицита финансирования сектора водоснабжения и канализации является уменьшение спроса на воду через установку счетчиков. Данный путь менее затратен, т.к основан на совместной экономии потребителей услуг и ЖКХ. Следующим шагом здесь является убеждение населения в выгодности установления приборов учета воды, а также совершенствование их устройства во избежание различных махинаций в этой области.
1.3 Тарифная политика ЖКУ города Череповца
В последнее время для населения остро стала проблема необоснованного повышения тарифов за пользование коммунальными услугами.
Кроме прямого финансирования существуют так называемые федеральные мандаты, в связи с которыми в среднем по всем предприятиям ЖКХ ежегодные потери (превышение расходов над доходами) составляют 30-40%.
За последний год всего в четырех субъектах Федерации затраты предприятий ЖКХ на предоставление льгот были возмещены полностью. Впрочем, источники средств для возмещения затрат в этих регионах были принципиально различны. Таким образом, достаточно очевидны основные недостатки существующих федеральных мандатов в жилищно-коммунальном секторе:
1) отсутствует ясный и четкий механизм компенсации расходов, понесенных предприятиями, предоставляющими соответствующие ЖКУ;
2) право бесплатного пользования ЖКУ имеет практически каждый третий житель страны; как следствие, это, во-первых, искажает саму идею целесообразности предоставления льгот и, во-вторых, предопределяет невозможность полной компенсации понесенных предприятиями расходов по предоставлению ЖКУ соответствующим льготным категориям населения;
3) отсутствие четко определенного и зафиксированного в федеральном законодательстве механизма компенсации расходов по предоставлению ЖКУ приводит к тому, что все бремя компенсации фактически перекладывается на предприятия ЖКХ, а также местные и частично региональные бюджеты.
1.3.1 Политический аспект
По мере перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг закономерно нарастает и обостряется общественный интерес к величине цен и тарифов, их "прозрачности" и обоснованности. Регулирование ценообразования должно осуществляться на основе системы нормативно-методических документов, имеющих единый "вектор" с учетом местных особенностей. Совершенствование ценообразования является одной из ключевых проблем реформирования ЖКХ, от решения которой во многом зависит повышение эффективности управления муниципальным хозяйством и снижения величины затрат на него.
На данный момент отсутствует четкий и ясный механизм формирования тарифов. Госстрою необходимо внести изменения и дополнения в систему договорных отношений с производителями ЖКУ, т.к ТСЖ имеют неравноправные отношения по сравнению с другими потребителями. Надо активнее привлекать жителей и представителей ТСЖ в комиссии по экспертизе и рассмотрению тарифов. В тарифах при формировании, необходимо не только учитывать целевые расходы на модернизацию, но и контролировать их исполнение.
1.3.2 Социальный аспект
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) - некоммерческая организация, форма добровольного, основанного на членстве, объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В ходе начавшейся жилищной реформы для жителей города не совсем понятны идеи создания ТСЖ. Среди них можно выделить несколько основных идей:
Первая, городская, она воспринимается жителями так: передать всю ответственность за дом на жителей, и за техническое обслуживание, и за ППР, и, что самое страшное, - за капитальный ремонт. Городу до сих пор не удается убедить жителей, что своими заботами он их не оставит уж по крайней мере до завершения реформы ЖКХ и они не окажутся в медленно и неизбежно разрушающемся доме.
Вторая, касается создания инициативной группы в доме. С точки зрения жителей это воспринимается как возможность кому-либо организовать себе рабочее место, осуществлять свое финансирование за счет денег жителей и городских дотаций или, что еще лучше, за счет доходов с недвижимости, и непонятно за что получать полновесную зарплату. Это может привести к самодеятельному управлению жилищными деньгами некой группой неизвестных дилетантов. Людей интересует, какие могут появиться дополнительные услуги, какие услуги станут гарантированно лучшего качества, придется ли неизбежно платить больше по причине появления дополнительного штата или же можно сэкономить настолько, что плата уменьшится при одновременном повышении качества услуг.
Можно ли будет отыграть назад только всем вместе или можно будет выйти из ТСЖ каждому по отдельности.
Третья, относится к федеральной политической, жителям абсолютно непонятная. Как после массовой бесплатной приватизации создать целый класс эффективных собственников, на пустом месте получить "средний класс"?
Четвертая, экономическая антимонопольная, пока тоже трудно создать конкурентную среду на рынке жилищных услуг, что впоследствии, в неясной перспективе, сможет создать условия для минимизации совокупных общественных издержек на содержание жилищного фонда.
Пятая, городская административная, жителей города просто обескураживает от начавшегося стремления городских властей выиграть в необъявленном соревновании субъектов федерации в выполнении поставленной государством задачи: сделать ТСЖ преобладающей формой в управлении жилым фондом.
Так как ни одна из пяти целей непонятна потребителям жилищных услуг, а иные вызывают отторжение, для реализации программы массового создания ТСЖ необходимо для начала разобраться в особенностях действующего жилищного самоуправления и сформировать политику взаимодействия с уже действующими ТСЖ, демонстрируя явные практические преимущества жилищного самоуправления не только в элитном доме.
Иначе говоря, необходимо сформулировать и обосновать цель шестую, практическую: получение дома в самодеятельное управление обеспечит или снижение издержек при сохранении качества или даст значительное увеличение качества при незначительном увеличении оплаты.
1.3.3 Экономический аспект
Организация функционирования товарищества собственников жилья как органа территориального самоуправления должна базироваться на самофинансировании.
Рассмотрим вариант необходимого и текущего положения дел в финансировании мероприятий по обеспечению ТСЖ коммунальными и другими услугами.
Обязательное предварительное условие: соблюдение всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, в том числе:
а) обязательная государственная регистрация кондоминиума, что подразумевает земельный участок в границах, определенных на местности, плюс зарегистрированные права собственников на нежилые помещения, плюс зарегистрированные права собственников на жилые помещения;
б) зарегистрированная организационно-правовая форма в виде Товарищества собственников жилья (ТСЖ);
в) передача кондоминиума с баланса прежнего владельца на баланс ТСЖ (документация, акты разграничения ответственности и т.д.).
Земля кондоминиума является общей долевой собственностью (статья 7 Федерального закона "О товариществах собственников жилья") и доля каждого собственника-домовладельца пропорциональна площади его жилого или нежилого помещения (ст.9 ФЗ "О ТСЖ").
Налогоплательщиками в кондоминиуме являются: на землю - домовладельцы; на нежилые помещения - собственники нежилых помещений (граждане или юридические лица, муниципалитет или субъект Федерации); налогоплательщиками на жилые помещения являются собственники жилых помещений (граждане или юридические лица, муниципалитет или субъект Федерации).
Принимая во внимание то, что муниципалитет и субъект Федерации налоги не платит, то бремя содержания их собственности, лежащее на них согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в кондоминиуме рассчитывается как сумма, равная налогу на землю плюс налогу на нежилые помещения, плюс налогу на жилые помещения. Эта сумма подлежит внесению на расчетный счет ТСЖ на равных основаниях с другими налогоплательщиками - гражданами и юридическими лицами.
Основополагающее исходное условие: налоги на недвижимость, которая не приносит прибавочной стоимости, должны идти на содержание этой недвижимости, а не на содержание чиновников городской власти. То есть, налог на землю должен идти на ее содержание и благоустройство. По сути, бюджетные дотационные средства и выполняют роль содержания жилищного фонда.
Создание товариществ собственников жилья, насущно необходимо городу и его жилищно-коммунальному хозяйству, но в то же время это сугубо добровольное дело самих жильцов, ставших хозяевами приватизированных квартир. Убедить людей можно только одним: наглядно показав, что такое объединение им выгодно. А для этого надо иметь описание кондоминиума. Скажем, сегодня в Череповце на человека приходится по норме 320 литров воды в сутки. Но вдруг ему сообщают, что нет, реальный расход - 390 литров. И человек платит за такое количество. А ведь все расчеты, вся практика показывают, что на самом деле мы расходуем за день не больше 190 литров воды на человека. Так вот, когда ТСЖ начали ставить в своих квартирах водосчетчики, оказалось, что жильцы начали платить за воду в четыре-пять раз меньше, чем платили раньше. В то же время на первом этапе создания ТСЖ расходы его участников неизбежно возрастают. Тогда что для них может быть привлекательным? Прежде всего, качество коммунального обслуживания, возможность самим решать все житейские проблемы не только своей квартиры, но и своего подъезда, дома, двора…
Информация о работе Что такое государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ?