Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:33, дипломная работа
Цель дипломного проекта:
Разработка предложений и мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования предприятия городского хозяйства на примере муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство".
Для достижения цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
описать нормативное регулирование тарифной политики ЖКХ;
рассмотреть экономическое обоснование тарифов ЖКХ;
представить краткую характеристику городского хозяйства;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство";
представить свои предложения по совершенствованию тарифного регулирования;
дать оценку влияния предложенных мероприятий на финансово-хозяйственную деятельность МУП "Жилищное хозяйство".
Аннотация
Введение
1. Методологические основы тарифного регулирования в отрасли ЖКХ
1.1 Нормативно-правовое регулирование тарифной политики ЖКХ
1.2 Экономическое обоснование тарифов ЖКХ
1.3 Тарифная политика ЖКУ города Череповца
1.3.1 Политический аспект
1.3.2 Социальный аспект
1.3.3 Экономический аспект
1.4 Принципы и методы установления цен и тарифов, регулирование тарифов органами местного самоуправления и контроль за их применением
2. Тарифное регулирование жилищного предприятия на примере муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство"
2.1 Общая характеристика МУП "Жилищное хозяйство"
2.3 Методика формирования тарифов за содержание и ремонт жилых помещений
3. Совершенствование тарифной политики в ЖКХ города
3.1 Основные пути совершенствования тарифной политики
3.2 Совершенствование тарифной политики в ЖКХ на примере МУП "ЖХ"
Заключение
Список использованных источников и литературы
До сих пор в городе стоит проблема внедрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном секторе и бюджетной сфере, решение которой в значительной степени позволила бы сократить расходы предприятий ЖКХ.
Если рассматривать данную проблему в первом приближении, то в теплоснабжении жилищно-коммунального сектора скрыты наибольшие возможности по энергосбережению.
Работы в данном направлении можно разбить на несколько частей:
модернизация источников тепловой энергии;
модернизация централизованного теплоснабжения и системы транспорта тепла;
мероприятия по повышению эффективности использования тепла в жилом фонде и бюджетной сфере;
снижение удельных норм расхода топлива.
Учитывая политический, социальный и экономический аспекты, а также опыт нашего города и других городов России можно сказать, что проблема создания ТСЖ является наиболее актуальной в развитии современного городского самоуправления.
1.4 Принципы и методы установления цен и тарифов, регулирование тарифов органами местного самоуправления и контроль за их применением
Основным документом, определяющим принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов, является Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме". Данное Постановление распространяется на все коммунальные тарифы (тарифы на услуги по водоснабжению; тарифы на услуги по водоотведению; тарифы на услуги по централизованному отоплению; тарифы на услуги по горячему водоснабжению; тарифы на поставку твердого топлива; тарифы на услуги по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах; тарифы на услуги по электроснабжению), т.е. на те тарифы, которые не регулируются в соответствии с федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации" и "О естественных монополиях".
Основными принципами установления цен и тарифов являются:
а) баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги и потребителей;
б) доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;
в) компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;
г) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения;
д) раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении коммунальной и иной деятельности.
Основным методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов.
При установлении цен и тарифов учитываются национальные (региональные) стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг.
При расчете цен и тарифов учитываются расходы жилищно-коммунальных организаций на осуществление ими только коммунальной деятельности. При этом расходы на оплату труда, включаемые в цены и тарифы, определяются исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением.
Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от установленных состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья, при этом в цены и тарифы не включаются расходы жилищно-коммунальных организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от коммунальной деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
Цены и тарифы применяются при определении в соответствии с законодательством Российской Федерации размеров платы населения за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и коммунальные услуги. [6, с.28]
Контроль за применением цен и тарифов, в том числе в части обоснованности их размера, осуществляется местными органами самоуправления, при этом установление цен и тарифов производится по инициативе органов местного самоуправления или жилищно-коммунальных организаций.
Основаниями для установления цен и тарифов являются:
а) изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов жилищно-коммунальных организаций по предоставлению коммунальных услуг по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период;
б) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) изменение более чем на 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам;
г) принятие организациями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;
д) появление новых организаций, осуществляющих коммунальную деятельность;
е) результаты проверки органом местного самоуправления или по его поручению хозяйственной деятельности организаций.
Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Заключение независимой экспертизы должно содержать:
а) оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;
б) оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;
в) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;
г) анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;
д) сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду осуществления коммунальной деятельности. [33, с.16]
Для установления цен и тарифов организация представляет в орган местного самоуправления материалы, перечень и требования, к содержанию которых определяются федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса.
Орган местного самоуправления проводит анализ представленных материалов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием такого запроса либо возвращает материалы без рассмотрения (с указанием причин возврата), если материалы не соответствуют установленным требованиям. Решение органа местного самоуправления об установлении цен и тарифов в 10-дневный срок после его утверждения в письменном виде направляется (вручается) организации и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации с указанием даты введения их в действие.
2. Тарифное регулирование жилищного предприятия на примере муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство"
2.1 Общая характеристика МУП "Жилищное хозяйство"
Учредителем МУП "Жилищное хозяйство" и собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, является муниципальное образование Город Череповец. Полномочия участника и собственника имущества предприятия от имени муниципального образования Город Череповец осуществляет мэрия города. Учредительным документом Предприятия является Устав. МУП "Жилищное хозяйство" в соответствие с требованиями Федерального Закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2003г. имеет лицензию - Государственная Лицензия регистрация № ВЛГ 003819, выдана Комитетом по лицензированию строительной деятельности администрации Вологодской области на осуществление строительной деятельности регистрация № 54 ЭК-003331, выдана Госгортехнадзором России на осуществление эксплуатации подъёмных сооружений. Место нахождения МУП "Жилищное хозяйство": Вологодская область, город Череповец, улица Олимпийская, дом 81.
01.12.89 г. образовано ЖКУ ГПО ЖКХ - жилищно-коммунальное управление городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, которому было предоставлено право самостоятельного юридического лица с открытием своего счета в банке.
01.05.90 г. ЖКУ ГПО ЖКХ было переименовано в ПЖРЭП ПО ЖКХ - производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства.01.07.91 г. на предприятии была создана транспортная группа.
26.02.92 г. ПЖРЭП ПО ЖКХ было переименовано в муниципальное унитарное производственное предприятие жилищного хозяйство - МУП ПЖХ.01.04.92 г. была создана своя аварийно-ремонтная служба для обслуживания жилищного фонда в ночное время, выходные и праздничные дни. В 1994 г. была создана производственная служба, в состав которой входят: столярный и механический цеха.
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 1999 год предприятие заняло второе место.
В 2004 году предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Жилищное хозяйство". Сокращенное наименование: МУП "Жилищное хозяйство".
Во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию предприятия ЖКХ по итогам работы за 2004 год предприятие заняло первое место.
Каждый год предприятие участвует в городском конкурсе "Благоустроим наш город". В 2008 году МУП "Жилищное хозяйство" заняло 2 место.
Целью создания и деятельности МУП "Жилищное хозяйство" является удовлетворение общественных потребностей в услугах, работах и продукции, оказываемых предприятием и получение прибыли. Для достижения данных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
техническое обслуживание, содержание (в том числе и санитарное) и ремонт муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта;
исполнение функций заказчика при проведении капитальных ремонтов зданий и сооружений;
заключение договоров с нанимателями, собственниками жилья, арендаторами и прочими потребителями на оказание услуг по техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений;
контроль над соблюдением пользователями, арендаторами или собственниками жилых и нежилых помещений нормативных требований по пользованию помещениями, внутридомовым инженерным оборудованием, коммунальными и иными услугами, предусмотренными договором аренды или технического обслуживания;
заверение доверенностей в установленном законом порядке;
регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства и снятие их с регистрационного учета;
оказание консультативной помощи населению, предприятиям и организациям по вопросам жилищного законодательства;
предоставление согласно утвержденными органами местного самоуправления перечням услуг населению в сфере жилищного хозяйства;
предоставление платных услуг физическим и юридическим лицам по техническому обслуживанию и всем видам ремонтов строительных конструкций зданий и внутридомового инженерного оборудования, а также услуг с предоставлением и использованием автомашин, станком и механизмов;
эксплуатация подъемных механизмов и сооружений;
техническое освидетельствование подъемных сооружений в случаях, предусмотренных правилами безопасности;
монтаж и пусконаладочные работы на подъемных сооружениях, системах защиты и приборах безопасности для подъемных сооружений, в том числе при ремонте и эксплуатации;
реконструкция, модернизация и капитальный ремонт подъемных сооружений;
торгово-посредническая и коммерческая деятельность в сфере жилищного хозяйства;
производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;
заготовка, переработка и реализация отходов производства.
Действующая организационная структура МУП "Жилищное хозяйство" представлена на рисунке 2.1 (см. приложение 1).
Единоличным исполнительным органом МУП "Жилищное хозяйство" является директор. Директор представляет интересы предприятия; распоряжается имуществом предприятия; совершает сделки от имени предприятия; открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжаться денежными средствами; осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры; отчитывается о деятельности предприятия.
. Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство"
Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в бухгалтерской отчетности:
форма № 1 "Бухгалтерский баланс";
форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Для обоснования предложений и формирования мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия города Череповца "Жилищное хозяйство" (далее Предприятие, МУП "ЖХ") проанализируем балансовые отчеты за период с 2006 по 2008 годы.
Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями и гражданами на основе договоров, в своей деятельности учитывает интересы потребителей, жильцов, их требования к качеству продукции, работ, услуг и другие условия выполнения обязательств.
Основными видами деятельности предприятия являются:
техническое обслуживание, содержание и ремонт муниципального жилищного фонда и объектов соцкультбыта со всеми подготовительными, специальными и сопутствующими работами согласно нормам и правилам производства работ;
выполнение капитального ремонта жилого фонда;
заключение договоров с нанимателями и собственниками жилья, выполняет работы и оказывает услуги в целях удовлетворения потребности населения;
Информация о работе Что такое государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ?