Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Содержание работы

Введение 3
1. Первая глава
1.1.Гражданское законодательство 4
1.2.Принципы гражданского законодательства 8
2. Вторая глава
2.1. Действие гражданского законодательства во времени 22
2.2. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц…….. 24
2.3. Применение гражданского законодательства по аналогии 26
Заключение…………………………………………….………………………………….27
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

гражд право.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

 

Дисциплина:     ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА .

 

Тема: “ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Черёмухин Алексей  Николаевич

3 курс

№ студенческого билета 3732040163

 

 

 

 

 

 

 

 

г. ПЕРМЬ

2007 год 

 

План.

Введение 3

    1. Первая глава

1.1.Гражданское законодательство 4

1.2.Принципы гражданского  законодательства  8

2. Вторая глава

2.1. Действие гражданского законодательства во времени  22

2.2. Действие гражданского  законодательства в пространстве  и по кругу лиц…….. 24

2.3. Применение гражданского  законодательства по аналогии   26

Заключение…………………………………………….………………………………….27

Список литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним  из наиболее важных и крупных законов  в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения  Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Сохранив ранее  сложившуюся в России систему  гражданского законодательства (общие  положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право), ГК включил  в эту систему ряд новых гражданско - правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной ответственности и усиление надежности договора.

ГК предусматривает  издание ряда новых важных законов, которые должны дополнять его  положения. Некоторые из таких законов  уже введены в действие (Закон  об акционерных обществах, Закон  о некоммерческих организациях), другие разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее время.  По возникшим в ходе применения ГК вопросам опубликованы разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Коренное обновление гражданского законодательства России требует внимательного изучения норм нового ГК РФ  и практики их применения судами.

Таким образом, значительное обновление гражданского законодательства повлекло за собой количественное и  качественное изменение источников гражданского права. Новые формы  экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как науки.

Опыт прошлых лет, да и самого последнего времени свидетельствует, что в связи с принятием  нового закона перед органами следствия, и судом нередко встают сложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, совершенные еще в период действия старого закона, совершенные вне пределов территории России, а также вопросы, связанные с экстрадицией лиц, совершивших преступление.

Данная  тема актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение закона, может привести к ошибкам в гражданском процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.

На  первый взгляд, не должно возникать  трудностей в оценке вновь принимаемого закона - устраняет он наказуемость или вводит вновь, на какую территорию и на каких лиц распространяется. Однако оказалось, что все не так  просто. На практике, возникло ряд проблем, раскрыть суть которых и является целью данной курсовой работы.

Итак, в своей курсовой работе я, опираюсь на нормы Основного закона Российской Федерации, действующего Гражданского кодекса и ныне не действующие  нормативные акты, а также на научную литературу,  последовательно рассмотрит, вопросы действия гражданского закона во времени и пространстве.

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

 

 

Гражданское законодательство.

 

 Гражданское законодательство  представляет собой совокупность  нормативных актов (а не норм  права, как правовая отрасль)  различной юридической силы. При  этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3). В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые. Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон. 
Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования1. Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи, и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычнотематического характера. Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

   При большом количестве  изменений (новелл), внесенных в  закон или иной нормативный  акт, используется также возможность  его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве  кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в  принятии Гражданского кодекса, охватывающего  все основные нормы и институты  данной отрасли права. Во втором —  в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.

    Расположенные с учетом  единства и дифференциации  нормы  гражданского права находят свое  выражение  в статьях различных  правовых нормативных актов (в  дальнейшем – нормативные акты  или правовые акты) которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь ввиду, что в гражданском кодексе понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты,  содержащие нормы гражданского права выведены за пределы понятия «гражданского законодательства». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».  

   Таким образом, нормы  гражданского права могут быть  закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы, расположены по определенной строгой иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и не совершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по – разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяются нормативные акты имеющие большую юридическую силу.

     Так в  холле гостиницы были вывешены  правила проживания в гостиницах, утвержденные местной администрацией. Этими правилами было предусмотрено,  что гостиница не несет ответственности  за пропажу из номеров в  гостинице вещей, не сданных  в камеру хранения. Между тем это правило противоречит ст. 925 ГК РФ, которая устанавливает, что гостиница как хранитель и без особого о том соглашения с проживающем в ней лицом (постояльцем) отвечает за утрату, недостачу, или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, кроме денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Поскольку ГК обладает более высокой юридической силой по сравнению с правилами проживания в гостиницах, суд, рассматривая дело о пропаже вещей гражданина из предоставленного ему номера, должен руководствоваться ст. 925 ГК РФ, а не правилами проживания в гостинице, утвержденные  местной администрацией.

    Во время проведения  радикальной экономической реформы  было важно, чтобы устаревшие  и не соответствующие рыночной  экономики  гражданское законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране преобразований. Поэтому Постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года был установлен до 1 декабря 1992 года особый порядок правового регулирования, проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР. В соответствии  с этим порядком Законы РСФСР, указы Президента и другие акты, принятые в обеспечение экономической реформы, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным выше постановлением. Законодательные акты Союза ССР препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным советом РСФСР, Президентом.

  Таким образом, гражданско-правовые  акты Союза ССР действуют на  территории РФ, если они не  признаны утратившими силу или  не пришли в противоречие с  законодательными актами Российской  Федерации, принятыми после  12  июня 1990 года, т.е. после принятия декларации о государственном суверенитете РФ.

 

Принципы  гражданского законодательства.

 

 

Гражданское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Гражданское законодательство состоит  из Гражданского Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных  законов, регулирующих общественные отношения.

К основным принципам гражданского законодательства относятся:

1) равенство участников гражданских  правоотношений;

2) неприкосновенность собственности;

3) свобода договора;

4) принцип недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела;

5) необходимость беспрепятственного  осуществления гражданами и

юридическими лицами гражданских  прав;

6) принцип обеспечения восстановления  нарушенных прав и их судебной  защиты.

Ни одно из вышеперечисленных начал  гражданского законодательства не имеет  абсолютного характера. Все они  подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще всего фактического порядка. Главная ценность данных принципов состоит в том, что в своей совокупности они формируют гражданское законодательство как целостное системное образование демократического типа, способное наиболее эффективным образом регулировать имущественные и неимущественные отношения во вновь создаваемом в России обществе.

С  переходом России к рыночным отношениям и принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, в 1995 г. произошло существенное обновление российского гражданского законодательства, которое стало основываться на иных, новых принципах, отражающих требования экономики рыночного типа.

В ранее действовавшем гражданском  кодексе вообще не было норм, раскрывающих понятие таких принципов гражданского законодательства как справедливость, добросовестность и разумность. Понятие сделки и ее характеристика также существенно отличались от того, что предлагается новым Гражданским Кодексом.

Многие институты, касающиеся норм и инструментов гражданского права, были впервые включены в Гражданский кодекс.

Информация о работе Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц