Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является детальное изучение и обобщение основных теоретических положений, изложенных как в общетеоретических трудах, так и учеными в области гражданского права по вопросу об особенностях договора бытового подряда в современный период. В связи с этим основными задачами курсовой работы определим следующие:
- определить понятие договора бытового подряда и рассмотреть его отличия от возмездного оказания услуг;
- охарактеризовать субъектный состав договора, их права, обязанности и ответственность;
- выявить значение срока в договоре бытового подряда;
- проанализировать гарантии прав заказчика и определение цены выполняемых работ;
- определить форму договора и особенности исполнение договора бытового подряда.
Введение 3
1. Понятие договора бытового подряда. Отличия от возмездного оказания услуг 5
2. Субъекты договора. Права, обязанности и ответственность сторон 12
3. Значение срока в договоре бытового подряда 23
4. Гарантии прав заказчика и определение цены выполняемых работ 27
5. Форма договора. Особенности исполнение договора бытового подряда 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рассмотрим правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе.
Пункт 1 ст. 737 ГК определяет ряд особенностей по сравнению со ст.723 ГК, предусматривающей общие правила об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы. Если по общему правилу работа выполняется повторно по усмотрению подрядчика, а право заказчика на возмещение расходов по устранению недостатков поставлено в зависимость от предусмотренного договором права их устранять, заказчик по договору бытового подряда вправе наряду с другими требованиями, предусмотренными п.1 ст.723 ГК, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного повторного выполнения работы либо возмещения затрат, понесенных им на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
Ст.30, 31 Закона о защите прав потребителей устанавливают сроки, в течение которых подрядчик обязан удовлетворить требования заказчика по поводу недостатков выполненной работы. Подрядчик должен устранить недостатки в разумный срок, назначенный заказчиком, а требования об уменьшении цены за выполненную работу, возмещении расходов на устранение недостатков средствами заказчика или третьими лицами, а также убытков, причиненных заказчику его отказом от исполнения договора, в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Требование о безвозмездном повторном выполнении работы удовлетворяется в срок, установленный для срочного выполнения работы, а если соответствующие работы подрядчиком по срочным заказам не выполняются, - в срок, предусмотренный договором бытового подряда, который был ненадлежаще исполнен18.
При нарушении сроков удовлетворения требований заказчика, предусмотренных ст.30, 31 Закона о защите прав потребителей, подрядчик уплачивает заказчику неустойку в размере 3% от цены работы, а если в договоре она не определена, - 3% от общей цены заказа за каждый день просрочки, но не более цены за работу (общей цены заказа). Рассчитывается неустойка исходя из цены работы, существующей на момент добровольного удовлетворения требований заказчика, либо на день вынесения судом решения о ее взыскании.
Нарушение подрядчиком сроков удовлетворения требований заказчика дает последнему право предъявить иное требование по поводу недостатков.
Если удовлетворение требований заказчика не покрывает все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст.393 ГК требовать их возмещения подрядчиком в полном объеме.
В исключение из общего правила ст.394 ГК о зачетном характере неустойки ст.13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, возмещаются сверх неустойки.
Требования по поводу недостатков в работе, предусмотренные ст.737 ГК, могут быть предъявлены заказчиком, если они были обнаружены в течение сроков, устанавливаемых в соответствии со ст.724 ГК, и заказчиком соблюден порядок приемки работы, определенный ст.720 ГК. Согласно Закону о защите прав потребителей заказчик может предъявить требования, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока, а когда гарантийный срок не установлен, то в течение шести месяцев со дня принятия работы или двух лет - в отношении недостатков строений или иного недвижимого имущества (проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон о защите прав потребителей» предусматривает, что при отсутствии гарантийного срока заказчик может предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных в недвижимом имуществе в течение пяти лет, а ином - не более чем двух лет со дня принятия результата работы). Следует обратить внимание на то, что ссылка в п.1 на ст.725 ГК неверна, т.к. эта статья определяет сроки исковой давности, а не сроки обнаружения недостатков.
Пункты 2 и 3 ст.737 ГК предусматривают
специальные правила
Правила пп.2 и 3 не дают ответа на вопрос о том, какие Последствия наступают, если недостатки в работе, представляющие опасность для жизни или здоровья, по своему характеру являются неустранимыми. Такие недостатки согласно ст.503 ГК, которая в соответствии со ст.739 ГК применяется к отношениям по договору бытового подряда, признаются существенными. По Закону о защите прав потребителей (п.4 ст.29), если существенные недостатки обнаружены в сроки, аналогичные установленным п.2 ст.737 ГК. заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Отметим, что в случае реализации потребителем требования о соразмерном уменьшении установленной за работу цены она определяется в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона о защите прав потребителей уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.
Согласно п. 3 ст. 723 ГК
и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей
заказчик вправе расторгнуть договор
и потребовать полного
В п. 15 постановления Пленума
Рассмотрим правовые последствия просрочки выполнения работы.
Согласно ст. 27 Закона о защите прав потребителей подрядчик обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. В настоящее время установление сроков выполнения работы правилами является практически исключением. Подавляющее большинство действующих правил предусматривают, что сроки выполнения работ определяются соглашением сторон в договоре.
Срок выполнения работы может определяться датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы, либо датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы. В частности, дата начала и окончания выполнения работ предусматривается Типовыми договорами подряда на строительство жилого или нежилого помещения и ремонт жилого помещения.
Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ. Частные сроки (периоды) выполнения работ призваны конкретизировать обязанности подрядчика, придать им большую четкость и определенность.
По желанию потребителя заказ может быть выполнен в срочном порядке. За срочность выполнения работы взимается надбавка к цене. В этом случае срок исполнения заказа исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре.
Изменение сроков начала и окончания выполнения работ согласовываются подрядчиком и потребителем, о чем делается запись в договоре. Следует иметь в виду, что правилами о выполнении отдельных видов работ может определяться порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ. Так, по договору подряда на ремонт жилого помещения о необходимости изменения указанных сроков одна сторона обязана сообщить другой стороне не позднее чем за 48 часов до наступления срока.
В соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей подрядчик считается просрочившим начало выполнения работы, если срок, когда он должен приступить к ее выполнению, определен правилами выполнения отдельных видов работ или договором. Вместе с тем имущественная ответственность за просрочку подрядчиком начала выполнения работ может быть возложена только в том случае, если она настолько велика, что окончание выполнения работы к сроку становится явно невозможным. Если срок начала выполнения работы не определен, а подрядчик не приступает к ее выполнению, то такое обстоятельство также может рассматриваться в качестве нарушения срока начала выполнения работы лишь в случае, когда становится очевидным, что если подрядчик даже и приступит к выполнению работы, то она все равно не будет выполнена к сроку.
Следует также иметь
в виду, что согласно п. 3 ст. 708 ГК
последствия просрочки
При нарушении подрядчиком сроков выполнения работ потребитель вправе во своему выбору осуществить одну из возможностей, установленных ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
Во-первых, потребитель может назначить подрядчику новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы либо выполнить ее. Этот срок должен быть указан в договоре бытового подряда. Однако в соответствии с п. 2 ст. 708 ГК указанные в договоре начальный, конечный и промежуточный сроки выполнения работ могут быть изменены в случаях и порядке, предусмотренных договором, поэтому правом назначить новый срок потребитель может воспользоваться только в том случае, если это предусмотрено договором.
Если договором случаи и порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ не предусмотрены, то их изменение в соответствии со ст. 450,451 ГК осуществляется либо по соглашению сторон, либо в случае существенного нарушения сроков или недостижения соглашения при существенном изменении обстоятельств – в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.
Так как изменение сроков начала и окончания работ является изменением договора, то требования по поводу нарушения измененных сроков потребитель может предъявить независимо от времени просрочки. Поэтому правило о том, что потребитель может предъявить иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, только в случае просрочки не меньше месяца, применяться не должно.
Во-вторых, потребитель вправе поручить выполнение работы другому лицу, а понесенные в связи с этим затраты взыскать с подрядчика, нарушившего срок выполнения работы.
В-третьих, потребитель может требовать уменьшения вознаграждения за работу. Закон не устанавливает порядка определения уменьшения вознаграждения за работу. Следовательно, этот вопрос должен решаться по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом. В случае просрочки выполнения срочного заказа надбавка за срочность не взимается, а если она уже была уплачена потребителем, возвращается потребителю подрядчиком.
В-четвертых, потребитель вправе расторгнуть договор. Осуществляя свое право на расторжение договора, потребитель должен учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 708 и п. 2 ст. 715 ГК расторжение договора допускается в случаях нарушения сроков окончания выполнения работы, а также нарушения сроков начала выполнения работы или настолько медленного их выполнения, что указанное обстоятельство явно приведет к невозможности окончания работы к сроку. Об отказе от договора потребитель должен уведомить заказчика в письменной или учетной форме. После уведомления подрядчик обязан приостановить выполнение работы. Все, сделанное подрядчиком после этого уведомления, остается на его ответственности, за исключением тех случаев, когда он докажет, что потребитель отказался от договора без достаточных оснований и работа могла бы быть выполнена в срок. Указанные случаи отказа от договора не требуют обязательного обращения потребителя в суд с иском о расторжении договора21.