Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, курсовая работа
Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.
Введение……………………………………………………………………..….…2
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4
1.1. Понятие и особенности………………………………………………….…..4
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18
2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18
2.2. Расчеты с покупателями………………………………………………..…28
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции………………..………29
2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?........................................................................................................................36
2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….…37
2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......43
Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………….48
3.1. Понятие и общие положения………………………………..……..………48
3.2. Требования к оборудованию и помещению………………………………49
3.3. Правила продажи товаров………………………………………….……….50
Глава 4. Порядок розничной продажи товаров по образцам…………………52
Заключение……………………………………….………………………………60
Список используемой литературы.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4
1.1. Понятие
и особенности…………………………………………………
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18
2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18
2.2. Расчеты с покупателями……………………
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции………………..………29
2.4. Какая информация должна содержаться
на продовольственных товарах?......................
2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….…37
2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......
Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………
3.1. Понятие и общие положения……………
3.2. Требования к оборудованию и помещению………………………………49
3.3. Правила продажи товаров…………………
Глава 4. Порядок розничной продажи товаров по образцам…………………52
Заключение……………………………………….…………
Список используемой литературы.
Введение
Договор купли-продажи является самым известным и распространенным видом договоров. В соответствии с п.1 ст.45 ГК по этому договору, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.45 ГК). За счет него возникают обязательственные правоотношения между продавцом и покупателем. Одновременно с этим покупатель получает вещное абсолютное право, то есть право собственности на имущество, которое он купил.
Такой вид договора купли-продажи как розничная купля-продажа довольно часто используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.
Каждый день люди осуществляют разного рода деятельность. Они делаю огромное количество различных покупок, и тем самым вступают в правовые отношения. Немногие из них понимают все правовые особенности в этих отношениях профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор играет первостепенную роль в Гражданском Кодексе РФ среди разновидностей купли-продажи.
Особое значение в этом договоре носит то, что правило о розничной купле-продаже обладают в основном обязательным характером и направлены в первую очередь, на обеспечение интересов потребителей. Потребителей определяют как «слабую сторону» и для их защиты служат не только нормы ГК РФ, а также законодательство о защите прав потребителей.
Если же рассмотреть практический пример, то можно увидеть, что часто продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
В качестве таких нарушителей могут выступать и небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, которые могут выполнить недоброкачественный ремонт, и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.
Безусловной актуальностью обладает само рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Также можно отметить, что своеобразный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Ответы на подобные вопросы: «Определения сущности публичной оферты? Способы защиты, в случае нарушения прав потребителя? Какая ответственность, предусмотренная для продавца или изготовителя? Возможна ли компенсация морального вреда покупателю?
Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать
правовое регулирование
- исследовать
особенности содержания
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.
Основной задачей предприятия
является розничная торговля товарами
народного потребления в
Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) соответствующими органами местной администрации при регистрации.
Само понятие договора розничной купли-продажи находится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью2.
Следовательно, можно обозначить ряд особенностей этого договора, которые непосредственно относят его к самостоятельным видам договора купли-продажи:
Нормы о розничной купле-продаже не применяются относительно таких видов товара, как недвижимость, электро- и теплоэнергия, газ и вода. Причиной является то, что эти договоры являются самостоятельными разновидностями договора купли-продажи, закрепленные в ГК РФ3.
Включая в себя публичность, договор розничной купли-продажи возможно заключать с использованием публичной оферты. Понятие, которой дается в ст. 437 ГК: публичная оферта – это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. В соответствии со ст. 494 ГК публичной офертой признается предложение, содержащее в себе все существенные условия розничной купли-продажи, предлагаемое продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Ей же также признается и выставление в месте продажи, например, на прилавки, витрины и т. п., товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описание, каталоги, фотоснимки товаров и т. п., в месте их продажи. Здесь не имеет значение указание цены, а также другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Исключением может выступать такая ситуация, когда продавец довольно явно дает понять, что данные товары не продаются.
Но часто возникает путаница между публичной офертой и рекламой4. На основании ст. 2 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная в любой форме и любым способом, содержащая в себе сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначающаяся для неопределенного круга лиц. Целями ее распространения является создание и дальнейшему способствованию развития интереса к выше перечисленным предметам. Особо характерной чертой рекламной информации представляет из себя то, тот факт, в котором она выражается в виде предложения направлять оферты, но одновременно с этим не включает в себя никаких существенных условий договора и следовательно распространяющее лицо не имеет обязательств оферента.
Как и других договорах, при правильном оформлении оферты нужно указать все существенные условия договора.
В соответствии с ГК РФ к ним относятся:
Все законодательство о розничной купле-продаже, а также совместно с ним все принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты служат прежде всего защите прав потребителей. Огромное количество нарушении со стороны продавцов представляются как вполне осознанные действия профессионала. Понимая эту ситуацию законодатель поставил задачу - максимальной защиты прав покупателя5.
Продавцом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью, связанной с продажей товаров в розницу, для использования их в целях не предпринимательского характера. Также, продавец обладая определенным статусом, должен был пройти регистрацию и выступать как субъект предпринимательства. Существуют еще определенные видя товаром, для торговли которыми требуется специальная лицензия. Например, к таким относятся: алкоголь, табачные и ювелирными изделиями, бензин и т.д.
В качестве покупателя по договору розничной купли-продажи как правило выступает гражданин. Но юридические лица имеет такую возможность, покупать товары основываясь этим договором, при условии не несвязанности их использования с предпринимательством6.
Правовая оценка договора розничной купли-продажи представляется как:
Предмет договора розничной купли-продажи является специфической чертой договора. В ст. 492 ГК дается понятие, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сферы, для которых приобретаются товары, могут быть любыми, то есть и личными нуждами, к примеру, товары для личной гигиены; бытовые нужды, т.е. покупка электробытовых приборов; либо они могут быть смешаны, например, студент покупает микрокалькулятор, чтобы использовать и дома, и на занятиях. Покупатель, приобретающий товары для использовании их в организаций и посредствам этого с целью использования этих товаров в производстве. Пример приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д7.
К предмету розничной купли-продажи также относятся такие товары, которыми возможно пользоваться в непредпринимательских производственных целях. Таким образом, предметом розничной купли-продажи может быть как насос, так и культиватор, применяющиеся для выращивания гражданином урожая, в следствии чего, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
К особенностям этого договора, имеющим специфических характер также относят требования, предъявляемые к его форме. В соответствии со ст. 493 ГК в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Если покупатель поддерживает условия формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, то договор заключается в письменной форме. Следователь в этом договоре проявляются черты договора присоединения (в ст. 493 ГК указана прямая ссылка на ст. 428 ГК)8.
Существует также и устная форма договора. Например, очень распространенный метод розничной торговли – через прилавок. Это представляет из себя типичную сделку, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В случае такого не совпадения, нужно применять требования ст. 161 ГК, которая гласит, что сделки должны совершаться в простой письменной форме.