Договор купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…2
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4
1.1. Понятие и особенности………………………………………………….…..4
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18
2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18
2.2. Расчеты с покупателями………………………………………………..…28
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции………………..………29
2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?........................................................................................................................36
2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….…37
2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......43
Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………….48
3.1. Понятие и общие положения………………………………..……..………48
3.2. Требования к оборудованию и помещению………………………………49
3.3. Правила продажи товаров………………………………………….……….50
Глава 4. Порядок розничной продажи товаров по образцам…………………52
Заключение……………………………………….………………………………60
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

-.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..….…2

Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4

1.1. Понятие и особенности………………………………………………….…..4

1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11

1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13

Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18

2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18

2.2. Расчеты с покупателями………………………………………………..…28

2.3. Условия продажи некоторых  видов продукции………………..………29

2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?........................................................................................................................36

2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….…37

2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......43

Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………….48

3.1. Понятие и общие положения………………………………..……..………48

3.2. Требования к оборудованию  и помещению………………………………49

3.3. Правила продажи товаров………………………………………….……….50

Глава 4. Порядок  розничной продажи товаров по образцам…………………52

Заключение……………………………………….………………………………60

Список используемой литературы.

 

Введение

 

Договор купли-продажи является самым известным и распространенным видом договоров. В соответствии с п.1 ст.45 ГК по этому договору, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.45 ГК). За счет него возникают обязательственные правоотношения между продавцом и покупателем. Одновременно с этим покупатель получает вещное абсолютное право, то есть право собственности на имущество, которое он купил.

Такой вид договора купли-продажи  как розничная купля-продажа довольно часто используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.

Каждый день люди осуществляют разного  рода деятельность. Они делаю огромное количество различных покупок, и тем самым вступают в правовые отношения. Немногие из них понимают все правовые особенности в этих отношениях профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор играет первостепенную роль в Гражданском Кодексе РФ среди разновидностей купли-продажи.

Особое  значение в этом договоре носит то, что правило о розничной купле-продаже обладают в основном обязательным характером и направлены в первую очередь, на обеспечение интересов потребителей. Потребителей определяют как «слабую сторону» и для их защиты служат не только нормы ГК РФ, а также законодательство о  защите прав потребителей.

Если  же рассмотреть практический пример, то можно увидеть, что часто продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

В качестве таких нарушителей могут выступать и небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, которые могут выполнить недоброкачественный ремонт, и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.

Безусловной актуальностью обладает само рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Также можно отметить, что своеобразный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Ответы на подобные вопросы: «Определения сущности публичной оферты? Способы защиты, в случае нарушения прав потребителя? Какая ответственность, предусмотренная для продавца или изготовителя? Возможна ли компенсация морального вреда покупателю?

Основной  цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:

- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;

- определить  элементы и их особенности;

- проанализировать  правовое регулирование договора  розничной купли-продажи;

- исследовать  особенности содержания договора  розничной купли-продажи, порядок  его заключения, правило публичной  оферты.

 

Глава 1. Правовая сторона  договора розничной купли-продажи:

 

1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.

 

Основной задачей предприятия  является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте соответствующим его товарному  профиль (типу), а также другими  товарами обеспечения культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей1.

Товарный профиль (тип) предприятия  торговли определяется уставом и  согласовывается (для предприятий  муниципальной собственности) соответствующими органами местной администрации при регистрации.

Само понятие договора розничной купли-продажи находится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.

По договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью2.

Следовательно, можно обозначить ряд  особенностей этого договора, которые  непосредственно относят его  к самостоятельным видам договора купли-продажи:

  • он обладает своеобразной спецификой продавца, который является субъектом договора розничной купли-продажи. Заключается она в том, что в качестве продавца может быть исключительно такая коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
  • также, товар имеет свои особенности. Он является предметом договора купли-продажи. Суть этих особенностей состоит в том, что он предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Нормы о розничной купле-продаже не применяются относительно таких видов товара, как недвижимость, электро- и теплоэнергия, газ и вода. Причиной является то, что эти договоры являются самостоятельными разновидностями договора купли-продажи, закрепленные в ГК РФ3.

  • еще одной характерной чертой представляется публичность договора розничной купли-продажи. Основным обстоятельством этого является то, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, занимающиеся профессиональной деятельностью по продаже товаров в розницу, и экономически более «слабые» потребители. В следствии этого , в отношении этого договора используются правила, установленные ст. 426 ГК. При несоответствии указанным требованиям условии публичного договора, они признаются ничтожными.

Включая в себя публичность, договор розничной купли-продажи возможно заключать с использованием публичной оферты. Понятие, которой дается в ст. 437 ГК: публичная оферта – это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. В соответствии со ст. 494 ГК публичной офертой признается предложение, содержащее в себе все существенные условия розничной купли-продажи, предлагаемое продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Ей же также признается и выставление в месте продажи, например, на прилавки, витрины и т. п., товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описание, каталоги, фотоснимки товаров и т. п., в месте их продажи. Здесь не имеет значение указание цены, а также другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Исключением может выступать такая ситуация, когда продавец довольно явно дает понять, что данные товары не продаются.

Но часто возникает путаница между публичной офертой и рекламой4. На основании ст. 2 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная в любой форме и любым способом, содержащая в себе сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначающаяся для неопределенного круга лиц. Целями ее распространения является создание и дальнейшему способствованию развития интереса к выше перечисленным предметам. Особо характерной чертой рекламной информации представляет из себя то,  тот факт, в котором она выражается в виде предложения направлять оферты, но одновременно с этим не включает в себя никаких существенных условий договора и следовательно распространяющее лицо не имеет обязательств оферента.

Как и других договорах, при правильном оформлении оферты нужно указать  все существенные условия договора.

В соответствии с ГК РФ к ним  относятся:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Все законодательство о розничной купле-продаже, а также совместно с ним все принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты служат прежде всего защите прав потребителей. Огромное количество нарушении со стороны продавцов представляются как вполне осознанные действия профессионала. Понимая эту ситуацию законодатель поставил задачу - максимальной защиты прав покупателя5.

Продавцом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью, связанной с продажей товаров в розницу, для использования их в целях не предпринимательского характера. Также, продавец обладая определенным статусом, должен был пройти регистрацию и выступать как субъект предпринимательства. Существуют еще определенные видя товаром, для торговли которыми требуется специальная лицензия. Например, к таким относятся: алкоголь, табачные и ювелирными изделиями, бензин и т.д.

В качестве покупателя по договору розничной купли-продажи как правило выступает гражданин. Но юридические лица имеет такую возможность, покупать товары основываясь этим договором, при условии не несвязанности их использования с предпринимательством6.

Правовая оценка договора розничной  купли-продажи представляется как:

  • консенсуальным, факт его заключения наступает тогда, когда между сторонами будут достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора;
  • возмездным, таким образом, получение встречного удовлетворения в форме покупной цены представляет из себя основание исполнения обязательства по передаче товара;
  • взаимным, или по другому двухсторонне-обязывающим, обозначает, что обе стороны договора наделены субъективными правами и обязанностями.

Предмет договора розничной купли-продажи  является специфической чертой договора. В ст. 492 ГК дается понятие, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сферы, для которых приобретаются товары, могут быть любыми, то есть и личными нуждами, к примеру, товары для личной гигиены; бытовые нужды, т.е. покупка электробытовых приборов; либо они могут быть смешаны, например, студент покупает микрокалькулятор, чтобы использовать и дома, и на занятиях. Покупатель, приобретающий товары для использовании их в организаций и посредствам этого с целью использования этих товаров в производстве. Пример приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д7.

К предмету розничной купли-продажи также относятся такие товары, которыми возможно пользоваться в непредпринимательских производственных целях. Таким образом, предметом розничной купли-продажи может быть как насос, так и культиватор, применяющиеся для выращивания гражданином урожая, в следствии чего, излишки которого могут быть им проданы на рынке.

К особенностям этого договора, имеющим специфических характер также относят требования, предъявляемые к его форме. В соответствии со ст. 493 ГК в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Если покупатель поддерживает условия формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, то договор заключается в письменной форме. Следователь в этом договоре проявляются черты договора присоединения (в ст. 493 ГК указана прямая ссылка на ст. 428 ГК)8.

Существует также и устная форма  договора. Например, очень распространенный метод розничной торговли – через прилавок. Это представляет из себя типичную сделку, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В случае такого не совпадения, нужно применять требования ст. 161 ГК, которая гласит, что сделки должны совершаться в простой письменной форме.

Информация о работе Договор купли-продажи