Договор купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…2
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4
1.1. Понятие и особенности………………………………………………….…..4
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18
2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18
2.2. Расчеты с покупателями………………………………………………..…28
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции………………..………29
2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?........................................................................................................................36
2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….…37
2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......43
Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………….48
3.1. Понятие и общие положения………………………………..……..………48
3.2. Требования к оборудованию и помещению………………………………49
3.3. Правила продажи товаров………………………………………….……….50
Глава 4. Порядок розничной продажи товаров по образцам…………………52
Заключение……………………………………….………………………………60
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

-.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

Обязанности продавца включают  – передать покупателю товар:

  1. - в определенном месте (ст.499 ГК РФ).
  2. - вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК).
  3. - в определенном количестве и ассортименте, (ст.465 ГК).
  4. - в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,
  5. - установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).
  6. - свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).
  7. - в таре и упаковке и ( или) таре (ст.481 ГК).

1). В соответствии  с общими правилами продавец  обязан передать товар прямо после его оплаты, в торговом зале или торговом учреждении. В договоре может содержаться условие о доставке товара покупателю. Следовательно, товар доставляется в то место, которое указано покупателем. В случае отсутствия такового, в место проживания или место нахождения юридического лица, являющегося покупателем. Срок, как правило,  устанавливается договором, или Правилами продажи товаров. Иначе он будет определяться как разумный срок, началом которого считается момент получения соответствующего требования покупателя. Когда предусмотрено условие доставки товара, этот момент определяется датой вручения товара покупателю.  Одновременно с этим, существует такой вид розничной торговли как торговля товарами прямо на дому у покупателя.

2). Дополнительно  к товару обязательно должны  быть переданы все принадлежащие  и относящиеся к нему документы19. В ст.10 Закона «О защите прав потребителей» определено содержание таких документов, а для отдельных групп товаров точный перечень документов указан в Правилах продажи товаров. Например, на любые электробытовые или радиотовары должны выдаваться  - паспорт, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации на русском языке, товарный чек с обозначением названия магазина, даты покупки, наименование самого товара, его артикула, сорта, цены, его кассовый чек.

3). Этот  пункт можно охарактеризовать  как передача товара покупателю «чистым весом и полной мере». Вообще эта обязанность продавца не особо специфична для договора розничной купли-продажи и следовательно, особо законом не регулируется.

Условие об ассортименте в сфере розничной  торговли скорее характеризует сам предмет деятельности торгового предприятия, чем сам товар. Ассортимент определяется как группировка товаров по определенным признакам внутри одного рода. Такой процесс довольно важен при продаже большого количества однородных товаров, что дает возможность говорить уже не о розничной, а об оптовой (мелкооптовой) продаже20.

В отличии  от того, что было раньше, в настоящее  время продавцы сами определяет набор  продаваемых ими товаров. Раньше же существовали определенные требования, предъявляемые к минимальному ассортименту товаров, которые предназначались для продажи. То есть был определенный ассортиментный перечень.

4). В эту  обязанность включается передача  продавцом покупателю соответствующей комплектности, или же комплекта товаров предусмотренного для всех видов купли-продажи. К сожалению, так же как и условие о количестве это условие, о комплектности (комплекте) товаров также не регулируется законами21. Из общих положении, можно лишь  заметить, что Законом «О защите прав потребителей» продавцу запрещается связывать приобретение одного с последующим обязательным приобретением других22. Таким образом, условие о комплекте приобретаемых товаров будет формироваться толь лишь с согласия покупателя.

5).  В  соответствии с п.5 ст.4 Закона  «о защите прав потребителей»,  если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Закон «о защите прав потребителей» к понятию  «стандарт» относит: государственные  стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила  и другие документы, которые в  соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Необходимо  знать, что не все требования государственных  стандартов обязательные. В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 10.06.1993 №5154-1 «О стандартизации» к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые  для обеспечения безопасности продукции работ и услуг для окружающей среды, в жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. При применении правила указанной статьи необходимо также учитывать, что на ряду с перечисленными в Законе «о защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством РФ, обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст.469, ст.721 ГК), и именно этим требованиям должно соответствовать качество товаров (работ, услуг).

Государство сохранило за собой функции контроля за качеством продукции и услуг. Соблюдение требовании, предъявляемых законодательством товарам и услугам, - на совести продавцов и производителей.

Само  условие в договоре розничной  купли-продажи о качестве товаром  представляется предметом розничной  купли-продажи. Стороны торговли имеет  право на увеличение объема определенных требовании к качеству товара23 по сравнению с ГОСТами, но любая попытка их занижения запрещена.

Такой вид  розничной продажи как продажа  по образцам закреплен в ст.497 ГК РФ. К сожалению, это условие не представляет из себя способа определения качества товаров. Оно играет роль предмета договора. Под образцом товара принято считать не только экземпляр, а также описание (каталог), что само по себе противоречит пониманию данного условия. В итоге законодатель разработал положение, в соответствии с которым, договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, а также с его описанием24.

Ст. 497 ГК еще больше обуславливает таким  условием как обязательство доставки товара покупателю (ст.499 ГК РФ).

В случае если продавец передал товар ненадлежащего  качества, наступают определенные последствия, которые четко регламентируются ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», о отдельными Правилами продажи товаров. Она будет рассмотрена далее.

6). При  розничной продаже товара, обремененного  третьими лицами, и за его эвикцию  следует ответственность, регулирующаяся  общими нормами параграфа 1 гл.30 ГК РФ.

7). Как  правило, Правила продажи товаров  устанавливают все требования, относящиеся к таре и упаковке отдельных видов товаров. Обычно продавец сам бесплатно упаковывает товар, за исключением тех случаев, когда упаковка является специальной. Например, дорогостоящая подарочная упаковка. При покупке товаров обладающих крупными габаритами (например, стиральная машина или мебель и т.п.), покупатель вправе потребовать какую-либо тару для удобства перевозки. Но стоит заметить, что обычно стоимость такой тары не включена в цену товара и должна быть оплачена отдельно25.

Цены  на продаваемые продавцом товары и иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативно-правовыми  актами допускается предоставление льгот для определенных категории  покупателей.

Цена  продовольственных товаров, продаваемых  вразвес, определяется по весу нетто.

Одной из самых важных обязанностей продавца является предоставление покупателю необходимой и достоверной информации о товаре26. Эта обязанность возникает еще до наступления момента заключения соответствующего договора. Она проявляется из публичного характера розничной купли-продажи. Право покупателя на получение сведении возникает в момент, когда он выразил свое намерение приобрести тот или иной товар.

Достоверность и полнота необходима для того, что бы покупатель смог сделать правильный выбор товара.

Совокупность  информации состоит из:

  • информация об изготовителе (исполнителе);
  • информация о товарах.

Первый  информационный аспект - информация об исполнителе» регулируется ст.9 Закона «О защите прав потребителей» и содержит в себе: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Помимо этого, продавец индивидуальный предприниматель обязан показать потребителю все сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Эта информация должна находиться содержаться на вывеске27.

Второй  информационным аспектом служит предоставление покупателю необходимой и достоверной - информации о товаре, который  предложен на продажу (п.1 ст.495 ГК РФ). В ст.10 Закона «О защите прав потребителей» данное общее положение определено более четко и детально.  Относительно розничной купли-продажи информация должна включать в себя:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары.
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров.
  • цену и условия приобретения товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом.
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;
  • информацию о правилах продажи товаров.

В случае приобретения покупателем товара бывшего  в употреблении или же при устранении ранее недостатков, покупатель должен быть доведен до сведения об этих процессах.

На практике можно увидеть, что при рассмотрении требовании потребителя о возмещении убытков, возникших у него из-за недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), суд обязан основываться на предположениях об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках. Здесь берется во внимание тот факт, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) должен вовремя осведомить потребителя, предоставив необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), способствующую возможности компетентного выбора.

В процессе реализации товаров, которые подлежат обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товара28. У него должен находится определенный набор документов, который в свою очередь,  выступает в качестве подтверждения. В него включенные такие документы:

  • подлинник сертификата;
  • копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока и органа, выдавшего сертификат.

Реализация  товаров, которые изготовлены из объектов живого мира (меховые и  кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащие  к видам, занесенным в Красную  книгу Российской Федерации, осуществляется только при наличии соответствующей документации на товары. Она является подтверждением того, что эти объекты животного мира были добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании разрешения (распорядительной лицензии). Такое разрешение выдается Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, а если объекты животного мира, подпадают под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения, - то на основании разрешения компетентного органа страны-экспорта29.

Таким образом, при реализации подобных товаров  продавец должен предоставить покупателю по его просьбе информацию о таких  документах, подтверждающих  наличие  соответствующего разрешения.

Информация  должна соответствовать требованию «о языке». То есть, информация, которая предоставляется покупателю, содержащая сведения о продавце, товарах и их изготовителях должна представляться на русском языке. А также дополнительно по усмотрению продавца возможно предоставление на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. 

Одновременно  с наложенными на него обязанностями, продавец обладает рядом прав.

Продавец  вправе:

  • установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).
  • отказаться от исполнения договора в случае:

Информация о работе Договор купли-продажи