Договор оказания услуг по передаче электрической энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Установлении теоретико-правового понимания договора оказания услуг по передаче электрической энергии, выявлении особенностей заключения и содержания договоров с гарантирующим поставщиком электрической энергии как главным субъектом договора энергоснабжения на розничных рынках электрической энергии.

Содержание работы

Введение 3
1 Договор оказания услуг по передаче электрической энергии: понятие, правовая природа, место в системе гражданско-правовых договоров 6
1.1 Понятие и правовая природа договора оказания услуг по передаче электрической энергии 6
1.2 Место договора оказания услуг по передаче электрической энергии в системе гражданско-правовых договоров и сфера его применения 13
2 Заключение и содержание договора оказания услуг по передаче электрической энергии 20
2.1 Заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии.. 20
2.2 Содержание договора оказания услуг по передаче электрической энергии.. 28
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

0917 Договор оказания услуг по передаче электрической энергии САФУ 2013 Доработка.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Значимость эффективного правового регулирования договора оказания услуг по передаче электрической энергии трудно переоценить. Стратегическое значение соответствующей отрасли проявляется в том, что она является основой функционирования экономики страны и жизнеобеспечения граждан. Одновременно электроэнергетика - это промышленная отрасль и интегрирующая подсистема всего топливно-энергетического комплекса, особая роль которой в промышленности состоит в том, что от ее функционирования во многом зависит развитие других отраслей промышленности РФ, в их числе металлургическая промышленность, машиностроение и др.

Одним из результатов проводимой в отрасли реформы стало расширение сферы применения договорного регулирования. Данная особенность новой системы  электроэнергетики может рассматриваться  как закономерный результат политики, направленной на либерализацию отношений в отрасли. Основными принципами формирования этих отношений являются принципы свободы экономической деятельности, конкуренции и взаимодействия субъектов отрасли на рыночных началах. Содержание данных принципов свидетельствует о том, что главным регулятором отношений субъектов отрасли становится гражданско-правовой договор.

Однако, несмотря на принципиальное изменение подхода к формированию отношений в электроэнергетике, задачи обеспечения энергетической безопасности РФ, надежного электроснабжения потребителей сохраняются в числе приоритетных задач внутренней политики государства. В новых условиях задача обеспечения надежного электроснабжения потребителей должна решаться посредством применения новых рыночных механизмов регулирования, среди которых основное значение имеет договорное регулирование. Применение договорного регулирования в целях решения столь важных для всего общества и государства задач непосредственно отражается на особенностях и характере этого регулирования. Вместе с тем возможности договорного взаимодействия субъектов электроэнергетики зачастую ограничиваются императивными предписаниями законодательства, что обусловливается значительной спецификой отношений в отрасли.

В настоящее время практически все население является потребителями электрической энергии, однако не все полностью удовлетворены тем, как выполняются условия договора энергоснабжения (перебои в подаче, падение напряжения), а также новыми реалиями, связанными с реформированием электроэнергетики (нерегулируемая цена, разделение сбытовых и сетевых организаций). Кроме того, все энергосбытовые организации, имея дебиторскую задолженность за поставленную электроэнергию, в настоящее время проявляют более жесткую требовательность в отношении к ее потребителям. Поэтому заключение оптимально надежного договора энергоснабжения, соответствующего действующему законодательству, приобретает важное значение для обеих сторон такого соглашения.

Объектом  исследования являются общественные правоотношения, возникающие в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, комментарии  к ним, научная и учебная литература, посвященные договору оказания услуг  по передаче электрической энергии.

Цель исследования заключается  в установлении теоретико-правового  понимания договора оказания услуг  по передаче электрической энергии, выявлении особенностей заключения и содержания договоров с гарантирующим  поставщиком электрической энергии  как главным субъектом договора энергоснабжения на розничных рынках электрической энергии.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. дать характеристику понятия и правовой природы договора оказания услуг по передаче электрической энергии;

2. определить место договора оказания услуг по передаче электрической энергии в системе гражданско-правовых договоров и сферу его применения;

3. изучить порядок заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии;

4. проанализировать содержание договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные  методы познания, а также частные  методы: технико-юридический и формально-логический.

 

 

 

1 Договор оказания услуг по передаче электрической энергии: понятие, правовая природа, место в системе гражданско-правовых договоров

 

1.1 Понятие и правовая природа договора оказания услуг по передаче электрической энергии

 

В 2001 г. приняты принципиальные решения о реформировании российской электроэнергетики и реструктуризации ОАО «РАО «ЕЭС России». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»1, утвердившее Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, определило цели, задачи, основные принципы реформирования, порядок функционирования субъектов рынка электроэнергии и организации его работы, особенности ценообразования на рынке электроэнергии.

Одной из основных задач  реформирования электроэнергетики стало разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, в результате чего было достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта электрической энергии, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности.

Передача электрической  энергии - естественно-монопольный  вид деятельности, технологической  основой которого является единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (далее - ЕНЭС). Она формирует Единую энергетическую систему РФ, объединяя для параллельной работы основные электростанции и узлы нагрузки и обеспечивая передачу электроэнергии между ними, а также осуществляя связь ЕЭС России с энергосистемами других стран.

В настоящее время роль организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью выполняет ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС», которое обеспечивает единство ее технологического управления, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»2 (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии называет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает  на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, таким образом, договор, оформляющий указанные отношения, назван договором оказания услуг по передаче электрической энергии без отсылки к какому-то поименованному договору в Гражданском кодексе Российской Федерации3 (далее – ГК РФ).

Закон об электроэнергетике  ограничивается только указанием о  том, что заключение договоров оказания услуг по передаче электрической  энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети является обязательным для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, что позволяет признать их публичными договорами (ст. 426 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг4. Предметом данного договора Правила называют комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, что в принципе отвечает конструкции договора возмездного оказания услуг. Правила прямо устанавливают исключительную возмездность подобных договоров, указывая, что потребитель услуг обязан их оплатить (п. 11 Правил), но не определяют их правовой природы. В специальной литературе договор оказания услуг по передаче электроэнергии определяется как соглашение, по которому одна сторона (сетевая компания) обязуется обеспечить и осуществить передачу электроэнергии, качество которой должно соответствовать ГОСТ, техническим регламентам и иным обязательным требованиям, а другая сторона (потребитель услуг) - принять и оплатить оказанные сетевой организации услуги, а также обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых ею приборов и оборудования, связанных с передачей электрической энергии5.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских правоотношений, а точнее, объекта обязательства6. «Услуга - это действие, приносящее пользу, помощь другому»7. Тем самым все сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит (помощь, польза), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия). Объединение этих элементов является, таким образом, необходимым для выделения соответствующего понятия. В ГК РФ речь идет об услуге именно как об определенном действии. При этом с точки зрения того, кто оказывает услугу, соответствующее действие представляет собой работу, а для того, кому (в чьих интересах) она совершается, - услугу.

 «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли, труда ли»8. Источником услуги могут выступать материальные блага (вещи, товары). Товар оказывает услугу тем, что является предметом потребления, т.е. имеет определенную потребительную стоимость9.

Услуга в экономическом смысле шире услуги в ее правовом понимании. Услуга в экономическом смысле объединяет такие потребительные стоимости (предметы потребления), как товар (вещь), вещественный результат труда, а также труд, не связанный с вещественным результатом10. Таким образом, юридическое понятие услуги охватывает только ту сферу экономических отношений по оказанию услуг, потребительная стоимость которой заключается в самой целесообразной деятельности, т.е. в труде, что отвечает существенным признакам договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Передача электрической энергии  есть ее перемещение по сетям, что наводит на мысль о возможности причисления подобных договоров к транспортным. Образовавшаяся в результате разделения труда от промышленности в самостоятельную отрасль материального производства транспортная промышленность выступает по отношению к другим отраслям как складывающийся в единую систему транспортный комплекс, призванный обеспечивать взаимодействие частей хозяйственного механизма11. В настоящее время неотъемлемой частью единого экономического комплекса России выступает единая транспортная система, которую образуют виды транспорта, призванные максимально удовлетворять потребности публично-правовых образований, юридических и физических лиц в перевозках товаров, обеспечивать транспортно-экономические связи отраслей экономики и регионов страны. Традиционно в единую транспортную систему включают железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт, обязанный удовлетворять потребности в транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов. Следует отметить, что транспорт может выступать элементом внутрихозяйственной деятельности, когда он удовлетворяет потребности собственника транспортного средства; когда же собственник использует их для предоставления иным лицам, транспорт становится сферой услуг12, что произошло, например, в сфере газоснабжения и нефтеснабжения, когда единые газовые и нефтяные экономические комплексы СССР в процессе приватизации были разделены на отдельные секторы, представленные самостоятельными организациями (Роснефть, Газификация и пр.). Напротив, в передаче потребителям электрической и тепловой энергии транспортной составляющей не выделяли, поэтому электрический транспорт в силу особой его специфики не включали в единую транспортную систему13.

Правовая природа договора определяется его существенными условиями. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг устанавливают, что договор должен содержать следующие существенные условия:

1) величина максимальной мощности  энергопринимающего устройства, присоединенного к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение в установленном законодательством РФ порядке;

2) величина мощности (генерирующей  или потребляемой), в пределах  которой сетевая организация  принимает на себя обязательства  обеспечить передачу электрической  энергии в указанных в договоре  точках присоединения;

3) ответственность потребителя  услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

4) величина технологической и  аварийной брони (для потребителей - юридических лиц либо предпринимателей  без образования юридического  лица, удовлетворяющих соответствующим  требованиям, установленным законодательством  РФ в области электроэнергетики), которая должна быть учтена при определении порядка ограничения режима электропотребления. Для указанных лиц акт согласования аварийной и технологической брони является обязательным приложением к договору;

5) обязательства сторон по оборудованию  точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством РФ требованиям, а также обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, или расчетный способ учета электрической энергии, применяемый в отсутствие приборов учета (п. 12).

Из данного перечня определить, относится договор оказания услуг по передаче электроэнергии к транспортным или нет, сложно. Целью такого договора является передача электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения, что в принципе совпадает с предметом договора перевозки груза, за исключением ключевого момента, что объектом перевозки может быть только индивидуально-определенная вещь. До настоящего времени ученые спорят, является ли электрическая энергия вещью или нет, но даже те, кто наделяет этот вид энергии вещными признаками, признают ее только родовой вещью.

Информация о работе Договор оказания услуг по передаче электрической энергии