Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа
Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой). Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93
2. Правовая природа договора перевозки
С принятием Гражданского
кодекса 1994 года и обновлением транспортных
уставов и кодексов планирование
перевозок грузов приобрело технико-
С отмеченных позиций последних
авторов концепция
Договор перевозки груза с момента принятия Основ гражданского законодательства 1961 года формулировался как реальный. Ныне действующий Гражданский кодекс не отступил от этой традиции (ч. 1 ст. 785). Вместе с тем известно, что не все договоры перевозки укладываются в эту формулу. Так, например, договор фрахтования всегда признавался консенсуальным, что вполне соответствует его правовой природе. Если при заключении реального договора перевозки груза отношения его участников, направленные на подготовку и предъявление груза к перевозке и подачу необходимого количества подвижного состава, складываются за рамками указанного договора и нуждаются в особом правовом регулировании с помощью иных правовых средств, то отношения, опосредующие выполнение аналогичных действий при совершении договора фрахтования, оказываются в его составе и, следовательно, в дополнительном договорном нормировании не нуждаются.
В свое время была предпринята
попытка обосновать консенсуальный
характер и договора автомобильной
перевозки со ссылкой на то, что
здесь сдаче груза к перевозке
предшествует заключение соглашения о
подаче автомобиля к местам погрузки,
которые, как правило, находятся
на территории клиента - отправителя
груза Представляет интерес аргументация
в пользу консенсуального характера
договора автомобильной перевозки
груза, приведенная Х.И. Шварцем. Помимо
ссылки на сдачу груза к перевозке
в "таком пункте, который находится
не в ведении перевозчика, не на территории
автотранспортного предприятия, а
в ведении и на территории клиента,
т.е. грузоотправителя", он указывает
на то, что "при автомобильных
перевозках заключению договора не предшествует
обязанность перевозчика подать
транспортные средства и обязанность
отправителя загрузить их. На автотранспорте
указанные обязанности
Как нам представляется, подобные попытки решения вопроса о реальном или консенсуальном характере договора перевозки, построенные на противопоставлении плановых и договорных начал, возможно уместные в период существования планово-административной системы хозяйства, впоследствии не могли не утратить своего значения.
На наш взгляд, консенсуальный
договор фрахтования на морском
транспорте как исключение не может
поколебать общее правило о реальном
характере договора перевозки груза.
Ему в полной мере соответствует
и договор автомобильной
Необходимость столь подробного
рассмотрения истории становления
института договора перевозки вызвана
тем, что в последнее время
на страницах юридической
В главе 40 ГК, в отличие
от Основ гражданского законодательства
1961 г. и ГК 1964 г., содержатся определения
целого ряда договоров, регулирующих отношения
по перевозкам грузов, пассажиров, багажа.
Коммерческие автомобильные перевозки
выполняются на основании договоров
автомобильной перевозки
Как мы видим, помимо традиционных
договоров перевозки грузов и
пассажира в данной главе ГК упоминаются
и иные договоры, опосредующие перевозки:
договор фрахтования (чартер); соглашения
между организациями различных
видов транспорта, регламентирующие
взаимоотношения транспортных организаций
при перевозке грузов, пассажиров,
багажа в прямом смешанном сообщении;
договор перевозки транспортом
общего пользования. Все названые в
ГК договоры, конечно же, отличаются
друг от друга по самым различным
признакам: правовому значению, субъектному
составу, предмету вытекающих из них
обязательств и т.д., - но их объединяет
то, что все они, в конечном счете,
предназначены для
Договор перевозки груза
– это договор, по которому перевозчик
обязуется доставить вверенный
ему отправителем груз в пункт
назначения и выдать его управомоченному
на получение груза лицу (получателю),
а отправитель обязуется
При необходимости выполнения
систематических автомобильных
перевозок грузов заказчик перевозок
(грузоотправитель, оператор автомобильных
перевозок) может заключать с
автомобильным перевозчиком долгосрочный
договор об организации автомобильных
перевозок грузов в письменной форме.
По договору об организации автомобильных
перевозок грузов автомобильный
перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузоотправитель
предъявлять к перевозке грузы
в обусловленном объеме. В договоре
об организации автомобильных
Договор перевозки груза действительно может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).
Из определения данного
договора усматривается также, что
он относится к числу
Наряду с перевозчиками
участниками договорных отношений
по перевозке груза являются грузоотправители
и грузополучатели. В качестве грузоотправителя
по договору перевозки груза может
выступать любое физическое или
юридическое лицо, обладающее свойствами
право- и дееспособности. Конечно, чаще
других в этой роли оказываются коммерческие
организации, осуществляющие отправку
грузов (в основном производимых ими
товаров) для исполнения своих договорных
обязательств, связанных с продажей,
поставкой товаров и
В отличие от грузоотправителя
грузополучатель не принимает участия
в заключении договора перевозки
и, следовательно, не может считаться
стороной этого договора. В то же
время законодательство наделяет грузополучателя
определенными правами, связанными
с перевозкой груза и, более того,
возлагает на грузополучателя ряд
обязанностей, вытекающих из перевозки
груза. Данное обстоятельство, как уже
отмечалось, в свое время породило
различные взгляды на правовое положение
грузополучателя в
Например, в работе В.А. Егиазарова
современное состояние
Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом