Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа
Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой). Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93
Данное понятие в
Подобное определение
содержит в себе ряд недостатков.
Во-первых, ошибочным является указание
об обязательном фактическом участии
в смешанных перевозках, по меньшей
мере, двух видов транспорта, поскольку
такого рода перевозка по усмотрению
оператора (здесь и далее под
оператором понимается юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель,
заключающий от своего имени или
от имени заказчика пассажирских
или грузовых перевозок договоры
автомобильных перевозок
В законодательстве Российской
Федерации смешанные перевозки
определяются несколько по-иному. Так,
в соответствии с Уставом автомобильного
транспорта РСФСР (ст.105) "автомобильный
транспорт общего пользования осуществляет
перевозки грузов, пассажиров и багажа
в тесном взаимодействии с другими
видами транспорта…", т.е. не содержится
жесткой обязательности по меньшей
мере двух видов транспорта. Подобного
рода определение содержится и в
Транспортном Уставе железных дорог
Российской Федерации (ст. 68): перевозки
грузов могут осуществляться в прямом
смешанном сообщении
Одним из дискуссионных вопросов, "доставшихся" современной белорусской цивилистике от советского гражданского права, это - вопрос о правовом положении транспортных организаций, не участвовавших в заключении договора перевозки грузов или пассажиров, но являющихся участниками процесса их транспортировки, а также вступающих в определенные правоотношения с грузополучателями по поводу выдачи грузов, прибывших в пункт назначения.
В современной юридической литературе отдельными авторами предпринимаются попытки обосновать такую специфическую черту договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, как множественность лиц на стороне перевозчика, что представляется достаточно спорными. Вместе с тем различные взгляды современных авторов берут свое начало в гражданско-правовой доктрине советского периода. В то время в юридической литературе преобладали две точки зрения, предлагавшие ответ на вопрос о правовом положении транспортных организаций, участвующих в транспортировке грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении.
Согласно одной точке
зрения все перевозчики, участвующие
в транспортировке груза в
процессе прямой или прямой смешанной
перевозки, представляют собой так
называемого единого
Сторонники другой точки зрения подчеркивали, что у "промежуточных" перевозчиков в отличие от первого перевозчика, имеющего договор с грузоотправителем, и последнего, вступающего в правоотношения с грузополучателем, отсутствуют какие-либо права и обязанности в отношении как грузоотправителя, так и грузополучателя. Поэтому "промежуточные" перевозчики, не являясь стороной договора перевозки, заключаемого с грузоотправителем, выполняют свой круг обязательств по перевозке груза, возложенных в соответствии с договором перевозки на перевозчика, принявшего груз к перевозке. Так, по мнению М.А. Тарасова, "каждый последующий перевозчик, вступая в договор, должен осуществить права и обязанности предшествующего перевозчика, которые вытекают из накладной"19.
Концепция единого перевозчика
находит поддержку и в
.
Несколько с иных позиций
защищает концепцию единого перевозчика
О.Н. Садиков, который пишет следующее:
"Договор перевозки прямого
сообщения имеет ту практически
важную особенность, что в нем
участвует несколько
Представляется, что правовое
положение транспортных организаций,
принимающих участие в
В самом деле, из условий и существа обязательства, вытекающего из договора перевозки в прямом или прямом смешанном сообщении, конечно же, не следует, что оно должно быть исполнено непременно тем перевозчиком, с которым заключен договор перевозки. Напротив, в этом случае предполагается, что для исполнения договора перевозчик привлечет иные транспортные организации, что предусмотрено транспортным законодательством. Более того, порядок участия иных транспортных организаций в исполнении обязательства, вытекающего из договора перевозки, регулируется не только законодательством, но и соглашениями, заключаемыми организациями различных видов транспорта.
Признание транспортных организаций,
участвующих в транспортировке
грузов, третьими лицами, на которых
должником (перевозчиком) возложено
исполнение своих обязательств, вытекающих
из договора перевозки, позволяет также
объяснить и специфику
Данным обстоятельством
объясняется в частности
Российский же правоприменитель
в первом случае ответственность
возлагает только на перевозчика, заключившего
договор перевозки с
Несоответствия между
структурой ответственности за ненадлежащее
исполнение договора перевозки в
прямом смешанном сообщении, и порядком
предъявления претензий по такого рода
перевозкам, перенесенные в современное
транспортное законодательство из советских
уставов и кодексов, в настоящее
время уже не могут быть устранены
прежней схемой пересылки претензий
между транспортными
Именно такой подход к
проблеме структуры ответственности
за несохранность грузов, перевозимых
в прямом смешанном сообщении, теперь
можно обнаружить в УЖТ РФ: согласно
ст. 79 в случае утраты, недостачи
или повреждения (порчи) грузов при
перевозках в прямом смешанном сообщении
ответственность перед
Основываясь на анализе практического
и теоретического материалов по перевозкам
грузов, предлагается следующее определение
смешанных перевозок: "смешанная
перевозка – это
В настоящее время отсутствует
правовой акт, как на национальном уровне,
так и на международном, регламентирующий
осуществление смешанных
С учетом изложенного, можно сделать следующее заключение:
за последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира;
главным препятствием в развитии
смешанных перевозок является отсутствие
действенных унифицированных
4. Ответственность перевозчика
Доставкой и выдачей груза,
поступившего в адрес грузополучателя,
завершается исполнение перевозочного
обязательства. В зависимости от
того, исполнено обязательство в
точном соответствии с его условиями
или нет, либо оно прекращается (исполнением),
либо изменяется его содержание, возникает
обязанность перевозчика
Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом