И все же в современной
юридической литературе наиболее популярной
является позиция, объясняющая правовое
положение получателя тем, что он
является третьим лицом, в пользу
которого заключается договор перевозки
(ст. 430 ГК).
Например, О.Н. Садиков подчеркивает,
что "договор перевозки относится
к числу двусторонних возмездных
договоров. Его особенностью является
наличие в договоре обычно третьего
лица - получателя груза (грузополучателя),
который в заключении договора перевозки
обычно не участвует, однако наделяется
в силу норм транспортного законодательства
правом требовать от перевозчика
выдачи груза. Поэтому договор перевозки
груза в литературе принято относить
к числу договоров в пользу
третьего лица (ст. 430 ГК)...
Аналогичной позиции придерживается
Г.П. Савичев, который пишет: "Договор
перевозки грузов по своей конструкции
относится к широко известному договорному
типу - договору в пользу третьего лица
(ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю,
не являющемуся стороной договора,
пользоваться определенными правами
и нести соответствующие этим
правам обязанности" 17. Однако далее Г.П. Савичев приходит
к парадоксальному выводу: "Договору
перевозки грузов как договору в пользу
третьего лица присущи некоторые положения,
несовместимые с основными началами договорного
права. Речь о том, что грузоотправитель,
не являющийся одновременно и получателем
(а такие ситуации возможны), и перевозчик
при заключении договора перевозки исходят
как бы из молчаливого согласия грузополучателя
с условиями данного договора. Договор
перевозки отличается от договора, предусматривающего
исполнение обязательства третьему лицу.
Ведь в этом случае третье лицо считалось
бы лицом, уполномоченным принять исполнение
обязательства от должника"18
Говоря о сфере правоотношений,
связанных с перевозками грузов,
нельзя обойти вниманием также отношения,
возникающие между грузоотправителем
и перевозчиком на стадии согласования
обязанностей по подаче перевозчиком
транспортных средств под погрузку
и предъявлению отправителем грузов
к перевозке, а также порядка
погрузки (выгрузки) груза в данные
транспортные средства. В соответствии
со ст. 745 ГК РБ перевозчик обязан подать
отправителю груза под погрузку
в срок, установленный принятой от
него заявкой (заказом), договором перевозки
исправные транспортные средства в
состоянии, пригодном для перевозки
соответствующего груза. Погрузка (выгрузка)
осуществляется транспортной организацией
или отправителем (получателем) в
порядке, предусмотренном договором,
с соблюдением положений, установленных
транспортными уставами и кодексами
и издаваемыми в соответствии
с ними правилами. Погрузка (выгрузка)
должна производиться в сроки, предусмотренные
договором, если такие сроки не установлены
транспортными уставами и кодексами
и издаваемыми в соответствии
с ними правилами.
Как видим, взаимоотношения,
складывающиеся между грузоотправителем
(грузополучателем) и перевозчиком
на этой стадии перевозок грузов, имеют
договорную основу. Причем указанные
взаимоотношения не охватываются в
полном объеме теми договорами, опосредующими
отношения по перевозкам грузов, которые
названы в главе 40 ГК РБ. В современной
юридической литературе нет единства
взглядов на правовую природу отношений,
связанных с подачей грузоотправителем
заявки на перевозку грузов и принятием
ее перевозчиком, а также обязательств
по подаче транспортных средств и
использованию их отправителем. Некоторые
авторы исходят из того, что указанные
отношения могут квалифицировать
как оперативное планирование перевозок
грузов, которое и сегодня сохраняет
свое значение как основание возникновения
обязательств у транспортных организаций
по подаче транспортных средств и
у грузоотправителей – по предъявлению
грузов к перевозке. В советское
время было принять считать, что
само обязательство по подаче транспортных
средств и предъявлению грузов к
перевозке возникает непосредственно
из плана перевозок. Не следует забывать,
что выполнение плана перевозок
рассматривалось в качестве обязанности
грузоотправителя и перевозчика
перед государством, утвердившим
указанный план. Однако подобная схема
никак не проецируется на современную
ситуацию, когда отношения между
грузоотправителем и перевозчиком
по подаче и принятию заявки строятся
по модели частноправовых отношений, в
основе которых лежат автономия
воли, имущественная самостоятельность
и равноправие сторон. В этих отношениях
нет места любым формам централизованного
планирования перевозок.
Другая позиция, высказанная
в юридической литературе, состоит
в том, что подача и принятие заявки
на перевозку груза представляет
собой не сделку и не гражданско-правовое
обязательство, а так называемые
организационные предпосылки договора
перевозки. Так, по мнению Д.А. Медведева
и В.Т. Смирнова, "заключение договора
перевозки груза требует наличия
организационных предпосылок. Они
воплощаются во встречных действиях
сторон обязательства перевозки: перевозчик
должен подать под погрузку транспортные
средства, а грузоотправитель - предъявить
груз к перевозке (ст. 745 ГК РБ)…При системе
заявок (заказов) грузоотправителю представляют
перевозчику сведения о своих
потребностях в осуществлении перевозок.
…Подача заявки обеспечивает завязку
процесса транспортировки груза, но
не считается офертой в договоре
перевозки".[11, с. 388]
Весьма сходна с указанной
позицией и точка зрения В.А. Егиазарова,
который говорит о том, что
подачей заявки грузоотправитель действительно
способствует выполнению перевозочного
процесса. Заявка в этом случае является
основанием для завязки грузоперевозочного
процесса и окончательно уточняет и
конкретизирует порядок выполнения
перевозки грузов в данный период.
Естественно здесь можно говорить
только об оперативно-регулирующих функциях
заявки, с помощью которой происходит
впоследствии заключение договора перевозки
грузов.[12, с. 379]
Полностью разделяя вывод
о договорной природе отношений,
связанных с подачей грузоотправителем
заявки и ее принятием перевозчиком,
а также обязательств по подаче транспортных
средств под погрузку и их использованию,
возникающей из принятой перевозчиком
заявки, добавим к этому, что заявка
грузоотправителя включает в себя все
существенные условия обязательства
по подаче транспортных средств и
их использованию и отвечает всем
требованиям, предъявляемым к оферте
(ст. 405 ГК РБ). Принятие указанной заявки
(оферты) перевозчиком может квалифицироваться
как акцепт оферты (ст. 408 ГК РБ). Таким
образом, обязательство по подаче транспортных
средств и их использованию всегда
возникает из договора.
Рассматривая вопрос о
видах договора перевозки, правоведы
обычно ограничиваются выделением договоров
перевозки грузов железнодорожным,
автомобильным, воздушным, морским
и внутриводным транспортом (по видам
транспорта). [13, с.254]
Автомобильные перевозки
пассажиров или грузов также подразделяют
на внутриреспубликанские (выполняемые
в пределах Республики Беларусь: городские,
пригородные, междугородные) и международные.
- Городские автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
- Пригородные автомобильные перевозки - перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).
- Междугородные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.
- Международные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.
2.1. Общие требования при
осуществлении автомобильных перевозок
грузов
Обязательным при осуществлении
автомобильных перевозок является
соблюдение требований к автомобильным
транспортным средствам и коммуникациям
автомобильного транспорта, включающим
в себя габаритные размеры, параметры
массы и иные технические характеристики
автомобильных транспортных средств,
которые должны соответствовать
требованиям безопасности движения,
охраны труда персонала и охраны
окружающей среды, а также иным установленным
требованиям. Коммуникации автомобильного
транспорта должны обеспечивать доступность
и эффективность выполнения автомобильных
перевозок пассажиров или грузов,
безопасность дорожного движения, охрану
окружающей среды. Автомобильные транспортные
средства и деятельность на автомобильном
транспорте подлежат сертификации на
соответствие данным требованиям.
Осуществление автомобильных
перевозок относится к предпринимательской
деятельности и требует получения
соответствующего вида лицензий. Лицензирование
представляет собой средство государственного
регулирования рынка автомобильных
перевозок, защиты интересов потребителей
транспортных услуг, соблюдения требований
антимонопольного законодательства, безопасности
дорожного движения, охраны труда
и окружающей среды. Общее правовое
регулирование лицензирования перевозок
наряду с иными видами деятельности
осуществляется, безусловно, Декретом
Президента Республики Беларусь от 14 июля
2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных
видов деятельности". Однако специальные
условия для получения лицензии
на осуществление, в частности, перевозок
грузов и пассажиров предусмотрены
Положением о лицензировании перевозок
пассажиров и грузов (исключая технологические
внутрихозяйственные перевозки
пассажиров и грузов, выполняемые
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями для собственных
нужд) автомобильным, внутренним водным,
морским транспортом, утвержденным
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1388 (далее
- Положение о лицензировании перевозок)
во исполнение упомянутого выше Декрета.
Итак, согласно Положению о лицензировании
перевозок выдача лицензий на осуществление
перевозок указанными выше видами транспорта
осуществляется Министерством транспорта
и коммуникаций Республики Беларусь
(далее - Минтранс). Выдаваемые лицензии
действуют на всей территории Республики
сроком пять лет, который, в свою очередь,
может быть по его истечении продлен
по заявлению лицензиата. При этом
п. 7 Положения о лицензировании перевозок
содержит ряд требований, предъявляемых
к соискателю лицензии при ее выдаче:
- наличие квалифицированных
специалистов для организации
лицензируемой деятельности. Должностное
лицо, ответственное за выполнение
автомобильных перевозок, считается
профессионально компетентным в
случае прохождения им аттестации
или наличия диплома об окончании
высшего или среднего специального
учебного заведения, признаваемых
Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь. Автомобильный
перевозчик может назначить также
несколько должностных лиц, ответственных
за выполнение перевозок. Лицом,
ответственным за выполнение
перевозок, может быть сам индивидуальный
предприниматель или руководитель
юридического лица.
- соответствие специалистов,
ответственных за выполнение
лицензируемой деятельности, требованиям
профессиональной компетентности;
- соответствие финансового
состояния соискателя лицензии
на осуществление международных
перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом требованиям
международных договоров, действующих
для Республики Беларусь;
- применение на автомобильных
транспортных средствах моделей
кассовых суммирующих аппаратов,
включенных в Государственный
реестр моделей (модификаций)
кассовых суммирующих аппаратов
и специальных компьютерных систем,
используемых на территории Республики
Беларусь;
- соответствие транспортных
средств соискателя лицензии
требованиям законодательства, технических
нормативных правовых актов и
международных договоров в области
автомобильного, внутреннего водного,
морского транспорта, действующих
для Республики Беларусь.
Кроме того, для получения
лицензии на осуществление соответствующего
вида перевозок соискатель лицензии
должен представить в Минтранс определенные
документы, в дополнение к тем
документам, которые он должен представить
в соответствии с Декретом. Перечни
дополнительных документов в зависимости
от вида транспорта, посредством которого
соискатель лицензии намеревается осуществлять
перевозки, приведены соответственно
в приложениях к Положению
о лицензировании перевозок.
Выполнение автомобильных
перевозок пассажиров или грузов
автомобильным перевозчиком при
отсутствии соответствующей лицензии,
а также по лицензии другого юридического
лица или индивидуального предпринимателя
не допускается. Автомобильные перевозки
грузов выполняются при наличии
лицензии на внутриреспубликанские
или международные перевозки.
В лицензии должно быть указано,
выполняются ли коммерческие автомобильные
перевозки или автомобильные
перевозки для собственных нужд,
за исключением следующих случаев:
перевозки автомобильными транспортными
средствами специального назначения;
автомобильные перевозки, выполняемые
в целях обеспечения обороноспособности,
правопорядка и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
автомобильные перевозки, выполняемые
гражданами для личных нужд с применением
автомобильных транспортных средств,
принадлежащих им на праве частной
собственности.
Лицензия на коммерческие
внутриреспубликанские перевозки
грузов предоставляет автомобильному
перевозчику право на выполнение
перевозок в междугородном, пригородном
и городском сообщении, а также
на выполнение перевозок для собственных
нужд, если иное не указано в лицензии.
Лицензия на коммерческие международные
перевозки грузов предоставляет
автомобильному перевозчику право
на выполнение перевозок в международном,
междугородном, пригородном и городском
сообщении, а также на выполнение
перевозок для собственных нужд,
если иное не предусмотрено в лицензии.
К лицензии прилагаются лицензионные
карточки на каждую единицу транспортного
средства. Лицензия на выполнение автомобильных
перевозок может быть выдана лицам,
внесенным в Единый государственный
регистр юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей. Владелец
лицензии обязан иметь документы, подтверждающие
соответствие водителей установленным
требованиям.