Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой). Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93

Файлы: 1 файл

курсовая 95 стр.docx

— 120.74 Кб (Скачать файл)

И все же в современной  юридической литературе наиболее популярной является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК).

Например, О.Н. Садиков подчеркивает, что "договор перевозки относится  к числу двусторонних возмездных договоров. Его особенностью является наличие в договоре обычно третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки  обычно не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика  выдачи груза. Поэтому договор перевозки  груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК)...

Аналогичной позиции придерживается Г.П. Савичев, который пишет: "Договор  перевозки грузов по своей конструкции  относится к широко известному договорному  типу - договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами  и нести соответствующие этим правам обязанности" 17. Однако далее Г.П. Савичев приходит к парадоксальному выводу: "Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, несовместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника"18

Говоря о сфере правоотношений, связанных с перевозками грузов, нельзя обойти вниманием также отношения, возникающие между грузоотправителем  и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка  погрузки (выгрузки) груза в данные транспортные средства. В соответствии со ст. 745 ГК РБ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки  исправные транспортные средства в  состоянии, пригодном для перевозки  соответствующего груза. Погрузка (выгрузка) осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в  порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных  транспортными уставами и кодексами  и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) должна производиться в сроки, предусмотренные  договором, если такие сроки не установлены  транспортными уставами и кодексами  и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Как видим, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют  договорную основу. Причем указанные  взаимоотношения не охватываются в  полном объеме теми договорами, опосредующими  отношения по перевозкам грузов, которые  названы в главе 40 ГК РБ. В современной  юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем  заявки на перевозку грузов и принятием  ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств и  использованию их отправителем. Некоторые  авторы исходят из того, что указанные  отношения могут квалифицировать  как оперативное планирование перевозок  грузов, которое и сегодня сохраняет  свое значение как основание возникновения  обязательств у транспортных организаций  по подаче транспортных средств и  у грузоотправителей – по предъявлению грузов к перевозке. В советское  время было принять считать, что  само обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к  перевозке возникает непосредственно  из плана перевозок. Не следует забывать, что выполнение плана перевозок  рассматривалось в качестве обязанности  грузоотправителя и перевозчика  перед государством, утвердившим  указанный план. Однако подобная схема  никак не проецируется на современную  ситуацию, когда отношения между  грузоотправителем и перевозчиком по подаче и принятию заявки строятся по модели частноправовых отношений, в  основе которых лежат автономия  воли, имущественная самостоятельность  и равноправие сторон. В этих отношениях нет места любым формам централизованного  планирования перевозок.

Другая позиция, высказанная  в юридической литературе, состоит  в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляет собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Так, по мнению Д.А. Медведева  и В.Т. Смирнова, "заключение договора перевозки груза требует наличия  организационных предпосылок. Они  воплощаются во встречных действиях  сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель - предъявить груз к перевозке (ст. 745 ГК РБ)…При системе  заявок (заказов) грузоотправителю представляют перевозчику сведения о своих  потребностях в осуществлении перевозок. …Подача заявки обеспечивает завязку  процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки".[11, с. 388]

Весьма сходна с указанной  позицией и точка зрения В.А. Егиазарова, который говорит о том, что  подачей заявки грузоотправитель действительно  способствует выполнению перевозочного  процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и  конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки  грузов.[12, с. 379]

Полностью разделяя вывод  о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем  заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все  существенные условия обязательства  по подаче транспортных средств и  их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 405 ГК РБ). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться  как акцепт оферты (ст. 408 ГК РБ). Таким  образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора.

Рассматривая вопрос о  видах договора перевозки, правоведы  обычно ограничиваются выделением договоров  перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским  и внутриводным транспортом (по видам  транспорта). [13, с.254]

Автомобильные перевозки  пассажиров или грузов также подразделяют на внутриреспубликанские (выполняемые  в пределах Республики Беларусь: городские, пригородные, междугородные) и международные.

  • Городские автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые в пределах или за пределы города или иного населенного пункта до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
  • Пригородные автомобильные перевозки - перевозки, которые не могут быть отнесены к городским и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).
  • Междугородные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые за пределы города (населенного пункта), которые не могут быть отнесены к городским или пригородным.
  • Международные автомобильные перевозки - перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.

 

2.1. Общие требования при  осуществлении автомобильных перевозок  грузов

 

Обязательным при осуществлении  автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным  транспортным средствам и коммуникациям  автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры  массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, которые должны соответствовать  требованиям безопасности движения, охраны труда персонала и охраны окружающей среды, а также иным установленным  требованиям. Коммуникации автомобильного транспорта должны обеспечивать доступность  и эффективность выполнения автомобильных  перевозок пассажиров или грузов, безопасность дорожного движения, охрану окружающей среды. Автомобильные транспортные средства и деятельность на автомобильном  транспорте подлежат сертификации на соответствие данным требованиям.

Осуществление автомобильных  перевозок относится к предпринимательской  деятельности и требует получения  соответствующего вида лицензий. Лицензирование представляет собой средство государственного регулирования рынка автомобильных  перевозок, защиты интересов потребителей транспортных услуг, соблюдения требований антимонопольного законодательства, безопасности дорожного движения, охраны труда  и окружающей среды. Общее правовое регулирование лицензирования перевозок  наряду с иными видами деятельности осуществляется, безусловно, Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных  видов деятельности". Однако специальные  условия для получения лицензии на осуществление, в частности, перевозок  грузов и пассажиров предусмотрены  Положением о лицензировании перевозок  пассажиров и грузов (исключая технологические  внутрихозяйственные перевозки  пассажиров и грузов, выполняемые  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями для собственных  нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1388 (далее - Положение о лицензировании перевозок) во исполнение упомянутого выше Декрета. Итак, согласно Положению о лицензировании перевозок выдача лицензий на осуществление  перевозок указанными выше видами транспорта осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс). Выдаваемые лицензии действуют на всей территории Республики сроком пять лет, который, в свою очередь, может быть по его истечении продлен  по заявлению лицензиата. При этом п. 7 Положения о лицензировании перевозок  содержит ряд требований, предъявляемых  к соискателю лицензии при ее выдаче:

- наличие квалифицированных  специалистов для организации  лицензируемой деятельности. Должностное  лицо, ответственное за выполнение  автомобильных перевозок, считается  профессионально компетентным в  случае прохождения им аттестации  или наличия диплома об окончании  высшего или среднего специального  учебного заведения, признаваемых  Министерством транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь. Автомобильный  перевозчик может назначить также  несколько должностных лиц, ответственных  за выполнение перевозок. Лицом,  ответственным за выполнение  перевозок, может быть сам индивидуальный  предприниматель или руководитель  юридического лица.

- соответствие специалистов, ответственных за выполнение  лицензируемой деятельности, требованиям  профессиональной компетентности;

- соответствие финансового  состояния соискателя лицензии  на осуществление международных  перевозок пассажиров и грузов  автомобильным транспортом требованиям  международных договоров, действующих  для Республики Беларусь;

- применение на автомобильных  транспортных средствах моделей  кассовых суммирующих аппаратов,  включенных в Государственный  реестр моделей (модификаций)  кассовых суммирующих аппаратов  и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики  Беларусь;

- соответствие транспортных  средств соискателя лицензии  требованиям законодательства, технических  нормативных правовых актов и  международных договоров в области  автомобильного, внутреннего водного,  морского транспорта, действующих  для Республики Беларусь.

Кроме того, для получения  лицензии на осуществление соответствующего вида перевозок соискатель лицензии должен представить в Минтранс определенные документы, в дополнение к тем  документам, которые он должен представить  в соответствии с Декретом. Перечни  дополнительных документов в зависимости  от вида транспорта, посредством которого соискатель лицензии намеревается осуществлять перевозки, приведены соответственно в приложениях к Положению  о лицензировании перевозок.

Выполнение автомобильных  перевозок пассажиров или грузов автомобильным перевозчиком при  отсутствии соответствующей лицензии, а также по лицензии другого юридического лица или индивидуального предпринимателя  не допускается. Автомобильные перевозки  грузов выполняются при наличии  лицензии на внутриреспубликанские  или международные перевозки.

В лицензии должно быть указано, выполняются ли коммерческие автомобильные  перевозки или автомобильные  перевозки для собственных нужд, за исключением следующих случаев:

перевозки автомобильными транспортными  средствами специального назначения;

автомобильные перевозки, выполняемые  в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

автомобильные перевозки, выполняемые  гражданами для личных нужд с применением  автомобильных транспортных средств, принадлежащих им на праве частной  собственности.

Лицензия на коммерческие внутриреспубликанские перевозки  грузов предоставляет автомобильному перевозчику право на выполнение перевозок в междугородном, пригородном  и городском сообщении, а также  на выполнение перевозок для собственных  нужд, если иное не указано в лицензии. Лицензия на коммерческие международные  перевозки грузов предоставляет  автомобильному перевозчику право  на выполнение перевозок в международном, междугородном, пригородном и городском  сообщении, а также на выполнение перевозок для собственных нужд, если иное не предусмотрено в лицензии. К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждую единицу транспортного  средства. Лицензия на выполнение автомобильных  перевозок может быть выдана лицам, внесенным в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей. Владелец лицензии обязан иметь документы, подтверждающие соответствие водителей установленным  требованиям.

Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом