Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов, ответственность перевозчика.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды договоров перевозки грузов;
-изучить элементы договора перевозки грузов;
-проанализировать ответственность по договору грузов.

Файлы: 1 файл

договор перевозки.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Актуальность темы договора перевозки является достаточно распространенным в гражданском обороте. Вместе с тем, интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. Статистические данные о рассмотрении арбитражными судами гражданских дел свидетельствуют о стабильном росте количества споров, связанных с договорами перевозки грузов.

Актуальность и практическая значимость темы курсовой работы

обусловлены также проблемами, связанными с правовым регулированием договора перевозки грузов, которые во многом объясняются несистематизированностью и противоречивостью нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в правоприменительной практике.

Методической основой курсовой работы является теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Нормативно-правовую базу курсовой работы составили труды российских ученых, а также договорная и правоприменительная практика.

Объектом исследования курсовой работы являются правовые отношения, вытекающие из договора перевозки грузов и возникающие между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем или иным лицом, уполномоченным на получение груза.

Предмет исследования включает в себя отдельные элементы правового регулирования порядка заключения договора перевозки, порядка оплаты и ответственности перевозчика по данному договору. В данной работе также рассмотрены особенности международных договоров, а в частности договора смешанной перевозки в международном сообщении.

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов, ответственность перевозчика.

Для достижения поставленной цели  определены  следующие задачи:

-рассмотреть основные  виды договоров перевозки грузов;

-изучить элементы договора  перевозки грузов;

-проанализировать ответственность  по договору грузов.

Теоритическую основу курсовой работы составили работы В.Т. Смирнова, Г.Н. Савичева, В.А. Егиазарова, О.С. Иоффе, Г.А. Микрюкова и других ученых. Вопросы, связанные с тематикой курсовой работы, так или иначе нашли свое отражение в работах таких ученых, как К.М. Артемьева, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Т.П. Кизяковская, Г. Тулеугалиев и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  договора перевозки грузов

1.1 Понятие договора перевозки  грузов

 Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 ГК РФ, согласно п.1 которой под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

В российском гражданском праве подчеркивается особая роль и значение роли и значению данного вида договора. Так, в системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции». А.И. Хаснутдинов отводит данному договору особую роль, называя его «стержневым обязательством на транспорте». Б.И. Пугинский рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку». Все вышесказанное в полной мере относится к договору перевозки в целом.

Целью договора перевозки грузов является доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения.

Из определения договора перевозки грузов следует, что он является возмездным, поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза». Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.

Договор перевозки грузов признается публичным (ст.426, 789 ГК РФ). Для признания договора перевозки грузов публичным требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки грузов обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.

По вопросу о консенсуальности или реальности договора перевозки грузов в науке существует дискуссия. Некоторые авторы отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки.

Другие ученые считают, что договор автомобильной перевозки грузов относится к реальным договорам. В.Т.Смирнов пишет: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз». А.Л.Маковский указывает: «Основным квалифицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из одного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получение лицу». Такую же позицию относительно реального характера всякого договора перевозки имел и М.Е. Ходунов: «Заключение договора перевозки груза совпадает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки груза, а отправитель - за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза».

На наш взгляд, договор ПГАТ имеет консенсуальную природу. Действительно, договоры ПГАТ существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора ПГАТ от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. При перевозках грузов в автомобилях груз сдается для перемещения, по общему правилу, в таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в ведении и на территории клиента, т. е. грузоотправителя. Из этого обстоятельства со всей очевидностью вытекает невозможность конструирования договоров перевозки грузов автомобильным транспортом как договоров реальных, т.е. совершаемых в момент принятия груза к перевозке, как это имеет место при железнодорожных и речных перевозках. На автомобильном транспорте в силу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (т. е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения.

Таким образом, договор ПГАТ – это по необходимости договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный.

Договор ПГАТ – одна из разновидностей обязательства по перевозке вообще. От других разновидностей договоров, опосредующих отношения по перевозке, он отличается тем, что деятельность перевозчика направлена на перемещение именно груза (материальных ценностей), его доставку в пункт назначения и выдача управомоченному на получение груза лицу. В этом выражается результативный характер договора ПГАТ.

Отмеченные особенности договора ПГАТ позволяют отграничить его от ряда других гражданско-правовых договоров и, прежде всего, от договора подряда. Как правило, договор подряда регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по созданию новых или переработке (ремонт) существующих вещей. Ее результаты приобретают овеществленную форму. В процессе выполнения заказа материалы подрядчика или заказчика становятся новым изделием. Результаты же деятельности автомобильного транспорта и оказываемой им услуги не имеют вещественной формы. Их полезный эффект заключается в доставке груза и его вручению получателю. Во время перевозки груза материальные ценности не потребляются и не меняют своей формы.

При разграничении договоров перевозки грузов, с одной стороны, и договоров хранения или поручения, с другой, нужно иметь в виду, что предметом всех трех договоров служит деятельность, полезный эффект которой не имеет вещественной формы. Но по договору хранения услуга хранит или выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии. Предметом договора поручения признаются юридические действия, совершаемые поверенными от имени и за счет другой стороны. При перевозке деятельность перевозчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит характер самостоятельной экономической услуги и потому не имеет самостоятельного правового выражения.

 

 

 

 

1.2 Стороны и содержание договора перевозки грузов.

Содержание договора перевозки грузов представляют собой совокупность всех существенных условий, которые составляют права и обязанности сторон. При перевозке грузов к числу существенных условий договора относятся: вид груза, который подлежит доставке, предмет договора перевозки, срок доставки груза и провозная плата.

Вид груза и его особенности (например, скоропортящийся или требующий особой осторожности и т.д.) указывается в основном перевозочном документе (транспортной автомобильной накладной). Предметом договора перевозки грузов является не груз, а его перевозка, т.е. доставка к месту назначения, определенная деятельность органов транспорта. От предмета договора перевозки грузов следует отграничивать предмет перевозки, которым являются грузы, т.е. различные вещи, строительные материалы, продовольственные товары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.

Рассмотрим права и обязанности сторон договора перевозки грузов. Из юридического факта принятия заявки грузоотправителя, как это установлено п.1 ст.791 ГК, вытекает обязанность перевозчика подавать под погрузку исправные в техническом и коммерческом отношении вагоны или контейнеры, а также обязанность грузоотправителя предъявлять соответствующие грузы к перевозке.  В.Т.Смирнов пишет: «Подача перевозочных средств является начальной стадией процесса перевозки и составляет одну из важнейших обязанностей транспортной организации. Ее исполнение по общему правилу, предшествует предъявлению груза к перевозке».

Обязанности перевозчика подать подвижной состав корреспондирует обязанность грузоотправителя предъявить груз к перевозке. Условия предъявления груза к перевозке бывают общими, подлежащими выполнению во всех случаях без исключения и специальными, применяемые при перевозке грузов, которые обладают специфическими свойствами. К общим условиям относятся: количество и наименование груза, определение веса груза, тары или упаковки, маркировки, а также объявления ценности. Специальные условия устанавливаются для грузов, перевозки которых требуют соблюдения особых мер и условий транспортировки. Порядок предъявления грузов к перевозке урегулирован ст. ст. 35, 38, 39, 42, 44, 46, 49, 50, 52, 62, 63 УАТ.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрена высокая штрафная ответственность сторон за невыполнение обязательств по объемам перевозок. Перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств, а грузоотправитель - это за не использование поданных транспортных средств.

Договор перевозки грузов заключается между организацией, выступающей в роли перевозчика, с одной стороны, и грузоотправителем - с другой.  Таким образом, сторонами в договоре перевозки грузов являются грузоотправитель и перевозчик. Точно установить сторону в договоре перевозки грузов очень важно, поскольку от этого может зависеть решение суда по делу. Так, в иске о взыскании убытков, причиненных в результате исполнения договора о транспортно-экспедиционном обслуживании, отказано правомерно, поскольку ответчик является лишь организатором перевозок, а не перевозчиком груза, и поэтому не может нести ответственность по договору.

В качестве перевозчика может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки обязанность доставить вверенный ему отправителем груз, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю). Грузоотправителем может являться физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени либо от имени владельца груза, указанном в накладной. В гражданско-правовой доктрине превалирует концепция о двустороннем характере договора перевозки грузов.

Информация о работе Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика