Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов, ответственность перевозчика.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды договоров перевозки грузов;
-изучить элементы договора перевозки грузов;
-проанализировать ответственность по договору грузов.

Файлы: 1 файл

договор перевозки.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Используя общую формулировку, изложенную в п. 2 ст. 785 ГК, можно сделать следующий вывод: заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз,. Указанное положение ГК применимо ко всем видам транспорта и конкретизируется в ст.47 УАТ, где указывается, что «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем».

Суды исходят из того, что документом, подтверждающим наличие договора перевозки, является транспортная накладная. Накладная выступает важнейшим юридическим фактом, основным доказательством по делу о перевозке груза. Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, причиненного в результате уничтожения перевозимого груза, суды исходят из недоказанности факта осуществления услуг по перевозке ввиду непредставления товаротранспортной накладной. В другом случае суд указал: Судебные акты о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом оставлены без изменения, так как имеющиеся в материалах дела товарно-транспортные накладные являются доказательством исполнения истцом договорных обязательств по перевозке грузов.

По общему правилу транспортная накладная (далее – накладная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Как показывает судебная практика, односторонние записи в товарно-транспортных документах как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера-перевозчика являются недействительными.

Накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. На данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами».

Подписанная и заполненная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная является письменной формой договора автомобильной перевозки конкретного груза. Наличие подписанной и заполненной сторонами накладной доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки.

Поскольку накладная является основным перевозочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается. Если грузоотправитель как поставщик по договору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю. Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

По общему правилу накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправителем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпущенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, принявшие груз к перевозке, принявшие и получившие груз.

В процессе перевозке товарно-сопроводительные документы могут быть утеряны. Отвечает ли за это перевозчик

 Пример: Во время досмотра грузовика на российско - китайской границе сотрудники таможни обнаружили несколько лишних десятков ящиков с яблоками, не обозначенных в документации. Автомобиль, перевозивший фрукты, принадлежал Уссурийскому автотранспортному предприятию и следовал из Китая на родину. Таможенники составили протокол о нарушении правил, конфисковали лишние ящики, а через два месяца своим постановлением привлекли акционерное общество "Примавтотранс" (как головную компанию) к ответственности в виде штрафа в размере 100% стоимости объекта правонарушения (7 тыс. руб.). Источником этих санкций послужила ст. 278 Таможенного кодекса РФ (перемещение товаров через границу с обманным использованием документов). "Примавтотранс" обратился в Арбитражный суд Приморского края и добился признания таможенного постановления недействительным. Апелляционная инстанция решение суда подтвердила. Принимая решение в пользу "Примавтотранс", суд исходил из следующего: к лицам, перемещающим товары, относятся, кроме собственников, и их покупатели, а исполнять обязанности по декларированию может только российское лицо (ст. ст. 18, 172 ТК РФ). В данном случае китайские яблоки ехали через границу в адрес русской компании "Тройка". Суд согласился с тем, что до помещения груза в определенный таможенный режим всю ответственность за товар несет перевозчик (ст. 144 ТК РФ), но при этом указал, что речь идет об ответственности именно за товар, а не за документы, которые его сопровождают. То же самое следует и из Устава автомобильного транспорта (ст. 47): «за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в товарно - транспортной накладной, отвечают отправитель и получатель груза». Таким образом, все обязанности по декларированию товара выполняет его покупатель, поэтому у таможни не было оснований возлагать ответственность за нарушение таможенных правил на перевозчика.

Договор перевозки грузов – это строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены зaкoнoдaтeльcтвoм.

В.В. Витрянский пишет: «В силу п.1 ст.161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. Поэтому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изменение и прекращение договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п.1 ст. 408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора перевозки грузов особое значение приобретает прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которое ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК). Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления этих обстоятельств. Так, согласно ст.72 УАТ при невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза.

А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев пишут: «Независящие от автотранспортного предприятия обстоятельства, препятствующие выдаче груза получателю и, следовательно, исполнению договора перевозки, возможны либо при отказе самого грузополучателя принять доставленный груз, либо в силу иных причин (например, прекращения движения по определенным дорогам; при стихийных бедствиях, вызвавших обвалы, наводнения и пр., что создало невозможность доставки груза в пункт назначения), выдаче вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур».

Кроме того, как следует из содержания ст. 33 УАТ грузоотправителю или грузополучателю предоставлено право переадресовать груз. Так называемое распоряжение грузом имеет целью изменить содержание заключенного договора, но не заключить новый договор, для чего необходимо составление новых перевозочных документов. Поэтому осуществление права распоряжения грузом допустимо только в том случае, если последующее требование отправителя или получателя может быть исполнено с сохранением перевозочных документов, в которые облечен первоначальный договор перевозки. Для осуществления последующего распоряжения о переадресовке груза не менее необходимым предположением нужно далее признать, чтобы соответствующее требование отправителя или получателя касалось всего груза, обозначенного в накладной.

В.Т. Смирнов по правовой природе переадресовки отмечал: «В процессе исполнения перевозки первоначально заключенный договор может подвергнуться двоякого рода изменениям. Во-первых, грузоотправителю предоставлено право изменить указанного в транспортной автомобильной накладной грузополучателя без изменения станции назначения, если, конечно, груз еще не выдан первоначальному получателю. Во-вторых, допускается изменение станции назначения груза, т.е. переадресовка.

Обращаясь к современному порядку регулирования вопросов переадресовки, следует отметить, что в настоящее время порядок переадресовки на автомобильном транспорте урегулирован УАТ (ст.72) и изданными в его развитие Правилами переадресовки на автомобильном транспорте.

Распоряжение грузоотправителя транспортному предприятию или организации о переадресовке груза должно содержать следующие данные: а) номера первого заказа и товарно-транспортной накладной; б) адрес первоначального назначения; в) наименование первоначального назначения; г) адрес нового назначения; д) наименование нового грузополучателя. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке должно быть оформлено в письменном виде. В договорах между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией может предусматриваться порядок, когда распоряжение о переадресовке производится по телефону с указанием всех перечисленных сведений и последующим письменным подтверждением. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке грузов может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной товарно-транспортной накладной.

В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить указания от грузоотправителя о переадресовке, транспортное предприятие или организация вправе: а) при междугородной перевозке сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения груза или ближайшем пункте до получения указания грузоотправителя, а при наличии собственных складских помещений принять груз на хранение; б) передать другой организации, если грузы по своему характеру требуют срочной реализации; в) возвратить груз грузоотправителю.

Отмечая еще раз договорный характер переадресовки, на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующий ГК и дополнить следующими нормами: ст.786 ГК «В случае чрезвычайной задержки в отправке груза или продолжительной задержки его в пути, происшедших вследствие непреодолимой силы, перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом грузоотправителю, который вправе, не дожидаясь устранения этих препятствий, отказаться от договора. В указанном случае отправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы и уплатить ему, при остановке груза в пути, провозную плату за пройденное расстояние»; ст.787 ГК «Грузоотправитель вправе до отправки груза отказаться от договора перевозки, а также остановить груз в пути или потребовать выдачи отправленного груза ему самому или назначить другого грузополучателя вместо первоначально указанного им, возместив при этом перевозчику расходы и убытки, понесенные вследствие таких распоряжений».

В соответствии со ст.ст. 65, 66, 67, 68, 72 и разделом 7 (§§ 1-6) Правил выдачи грузов УАТ автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Грузоотправитель обязан информировать грузополучателя о предстоящем завозе груза. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответственность по  договору перевозки грузов

Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба.

Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонненормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства (ст. 143 УЖД, ст. 179 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ограничение права на взыскание части убытков; б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика; в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Информация о работе Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика