Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать общие требования и условия заключения договора перевозки грузов, ответственность перевозчика.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные виды договоров перевозки грузов;
-изучить элементы договора перевозки грузов;
-проанализировать ответственность по договору грузов.

Файлы: 1 файл

договор перевозки.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Основные права и обязанности перевозчика и грузоотправителя регламентированы императивным образом. Так, пунктом 1 ст.785 ГК, где дается общее определение договора перевозки, устанавливаются обязанности перевозчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправителя - уплатить за перевозку груза установленную плату.

Очевидно, обязанностям каждой из сторон договора перевозки грузов корреспондируют права другой стороны

Например, автомобильный перевозчик кроме права требовать внесения провозной платы наделен правом проверки правильности указанных грузоотправителем в накладной сведений о наименовании, свойствах и особых свойствах сдаваемого к перевозке груза для осмотра и проверки его ценности, если имеется основание предполагать, что объявленная ценность завышена по сравнению с действительной стоимостью груза; наделен правом отказаться от договора перевозки скоропортящихся грузов, если будет установлена невозможность обеспечить доставку их в надлежащие сроки.

Основные обязанности перевозчика по договору перевозки грузов могут быть сведены к следующим группам: 1) предоставление отправителю под перевозку надлежащих перевозочных средств (автомобилей, прицепов, тягачей, вагонов и т.д.) для перемещения груза к месту назначения и обеспечение условий нормального осуществления процесса перевозки; 2) своевременное отправление транспортных средств в рейс; 3) своевременная доставка груза в пункт назначения; 4) принятие мер обеспечения сохранности груза.

Кроме того, в зависимости от того, осуществляется ли перевозка на условиях охраны груза в пути агентом перевозчика или нет, на него может быть возложена обязанность приема груза от отправителя; сдача груза получателю и (в зависимости от условий договора) обязанность предоставления средств увязки и укрытия груза, а также производство погрузочно-разгрузочных работ.

Сроком доставки груза считается промежуток времени, в течение которого перевозчик обязан произвести все необходимые операции, начиная с принятия груза к перевозке и кончая доставкой груза к месту назначения. Очевидно, что соблюдение срока доставки груза является одним из существенных условий в договоре автомобильной перевозки. Обязанность своевременного перемещения груза считается выполненной, если груз доставлен к месту его назначения в срок независимо от того, принят ли он грузополучателем или нет.

Основные обязанности грузоотправителя по договору перевозки грузов могут быть сведены к следующим группам: 1) обеспечение подвижному составу транспорта доступа к пункту погрузки; 2) использование заказанного транспорта в соответствии с условиями договора; 3) своевременность передачи обусловленного груза к отправке; 4) обеспечение лежащих на данной стороне мер, направленных к сохранению груза; 5) своевременность внесения следуемых перевозчику провозных платежей. Кроме того, на него возлагается в зависимости от условий договора обязанность по предоставлению необходимых для погрузки и перевозки приспособлений и вспомогательных материалов.

Права грузоотправителя корреспондируют изложенными выше обязанностями перевозчика, а именно: грузоотправитель вправе требовать доставки грузов к месту назначения и выполнения перевозчиком всех тех действий, осуществление которых необходимо для надлежащего выполнения этой основной обязанности автохозяйства. Имеет ли право грузоотправитель переадресовать груз? В практике автомобильных перевозок настоящего времени в отдельных случаях за отправителем признается право на такую переадресовку. Так, согласно применяемым в настоящее время правилам перевозки кирпича контейнерами, если грузополучатель в обмен на контейнеры, в которых привезен кирпич, не предъявляет равное количество порожних контейнеров, то агент перевозчика не имеет права разгружать машину; он должен обратиться к заводу-грузоотправителю для получения нового адресата этого груза.

Вопрос о том, является ли грузополучатель самостоятельной стороной в договоре перевозки грузов, является дискуссионным. Отдельные авторы включают его в состав участников договора. Так, авторы новейшего Комментария к ГК РФ пишут: «Участником договора перевозки является также грузополучатель (получатель). Иногда грузоотправитель и грузополучатель являются одним и тем же лицом. Однако чаще всего в качестве грузополучателя (получателя) выступает физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа. Его наименование указывается в перевозочных документах».

Другие ученые категорически не согласны с этим подходом. Так, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский указывают: «Правовое положение получателя груза объясняется тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается этот договор. Основное из высказанных в юридической литературе возражений против данного вывода состоит в том, что на получателя возлагаются определенные обязанности. Однако закон призван регулировать правоотношения, в том числе и путем установления прав и обязанностей их участников. Главное же состоит в том, что сам договор перевозки груза не устанавливает никаких обязанностей грузополучателя, а последний принимает на себя обязанности, предусмотренные законом, выразив намерение воспользоваться правами, предоставленными ему договором перевозки груза, что полностью соответствует модели договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК)».

На наш взгляд, вторая позиция является более обоснованной и договор ПГАТ является все-таки двусторонним, а не трехсторонним.

Согласно ст. 158-164 УАТ претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются: а) в случае утраты груза - грузоотправителем или грузополучателем при условии представления товарно-транспортной накладной с росписью шофера о приеме груза к перевозке; б) в случае недостачи, порчи или повреждения груза грузополучателем при условии предоставления товарно-транспортной накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы, если акт составлялся. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке. Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются: а) к автотранспортному предприятию или организации, когда конечным пунктом является грузовая автостанция; б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция, порт (пристань) или аэропорт.

К претензионному заявлению должны быть приложены подлинники документов, подтверждающих претензию. К претензионному заявлению в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должны быть приложены документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, а также расчет суммы претензии. О результатах рассмотрения претензии автотранспортное предприятие или организация должна уведомить заявителя претензии в пределах сроков, установленных ст. 164 УАТ РФ. В случае отклонения претензии в уведомлении должны быть указаны мотивы отклонения претензии. В уведомлении о признании претензии указывается, в какой сумме удовлетворена претензия.

На наш взгляд, необходимо установить срок давности на предъявление претензий при доказанности умысла перевозчика или грубой небрежности, а также о приостановлении течения срока давности на период рассмотрения претензии.

Автотранспортные предприятия или организации наряду с возмещением установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) стоимость перевозки утраченного, недостающего, испорченного и поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза. В случаях, когда имели место частичная утрата, недостача, порча или повреждении груза, провозная плата возвращается пропорционально стоимости утраченного, недостающего, испорченного, поврежденного груза. При этом перевозчик несет ответственность за несохранность принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело; утрата груза профессиональным перевозчиком в результате разбойного нападения на водителя не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, если об этом не указано в договоре перевозки.

В настоящее время арбитражные суды передается значительное количество споров, связанных с несохранной перевозкой грузов автомобильным транспортом. При рассмотрении таких исков автотранспортные предприятия и организации ссылаются на отсутствие у грузополучателей права на предъявление исков, на пропуск 6-месячного срока на предъявление претензии автоперевозчику, установленного ст. 163 УАТ, а также на отсутствие своей вины в несохранной перевозке.

Пример.  "Ульяновскавтотрансобслуживание" предъявило иск к АТП-5 треста "Краснодаргидрострой" о взыскании 28089 р. 60 к., составляющих убытки, связанные с уплатой стоимости недоброкачественного груза, перевозимого по товарно - транспортной накладной No. 58929 в попутном направлении. АТП-5 треста "Краснодаргидрострой" иск не признало, ссылаясь на пропуск истцом 6-месячного срока на предъявление претензии и на вину грузоотправителя, не обеспечившего крепление груза на подвижном составе.

При рассмотрении этого спора было установлено, что решением Ульяновского областного арбитражного суда удовлетворен иск Ульяновского ПО "Комета" (грузоотправитель) о взыскании с предприятия "Ульяновскавтотрансобслуживание" (организатор автоперевозки в попутном направлении) 28089 р. 60 к. в возмещение убытка от ненадлежащего выполнения договора перевозки в попутном направлении АТП-5 треста "Краснодаргидрострой".

Согласно п. 26 Инструкции о порядке загрузки в попутном направлении предприятиями автомобильного транспорта общего пользования союзных республик порожних грузовых автомобилей предприятий, организаций, учреждений владельцы автотранспорта, автомобили которых были загружены в попутном направлении, несут перед автостанциями, обеспечивающими указанную загрузку, ответственность за сохранность грузов, установленную законодательством соответствующей союзной республики.

Ульяновский областной арбитражный суд определил размер убытка отправителя от несохранной перевозки груза и удовлетворил иск за счет предприятия "Ульяновскавтотрансобслуживание", считая, что указанная перевозка осуществлялась в попутном направлении. В соответствии с разъяснением Госарбитража РФ от 28.10.03 No. С-7/ОП-322 иски автостанций к владельцам автомобилей предъявляются по общим правилам гражданского законодательства. Следовательно, ссылка АТП-5 треста "Краснодаргидрострой" на пропуск истцом 6-месячного срока неосновательна, поскольку претензия и иск были предъявлены в пределах срока исковой давности, исчисляемого с момента вынесения решения арбитражным судом.

Согласно ст. 57 УАТ РФ погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранного подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. Таким образом, производя такую проверку, шофер должен, в частности, убедиться что исключена возможность выпадания груза из кузова автомобиля в процессе перевозки. Если повреждение груза произошло вследствие того, что укладка и крепление его на подвижном составе не отвечают требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, ответственность за причиненный ущерб должна возлагаться на автотранспортное предприятие.

Как следовало из объяснений водителя, в пути следования имело место выпадание груза из кузова автомобиля на проезжую часть дороги, т.е. имело место дорожно-транспортное происшествие. Пунктом 4.4 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, должен сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии, адреса очевидцев и ожидать прибытия работников полиции. Однако водителем не были приняты меры для вызова работников ГАИ для оформления дорожно-транспортного происшествия и установления причин выпадания груза из кузова автомобиля. Из этого следует, что перевозчик не доказал отсутствие своей вины в дорожно-транспортном происшествии, в результате которого произошло выпадание груза из кузова автомобиля и в силу ст. 132 УАТ РСФСР ответственность за ущерб от порчи груза была возложена на АТП-5 треста "Краснодаргидрострой".

 

 

 

 

 

 

 

2.Заключение изменение  и прекращение договора перевозки  грузов.

2.1 Заключение договора  перевозки грузов

Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок, т.е. оснований. Ст.791 ГК определяет основания возникновения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении – суточная заявка, недельный календарный план.

Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств.

Другим основанием заключения договора перевозки грузов является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливается в Типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным или иным транспортом. Заявка лишь уточняет условия годового договора.

Разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавим к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст.435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст.438 ГК).

Информация о работе Договор перевозки грузов, ответственность перевозчика