Договор перевозки в гражданском кодексе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

В ГК закреплены, как правило, общие нормы, относящиеся ко всем видам транспорта. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами.

Содержание работы

Введение 3
1 Договор перевозки груза 4
2 Договор перевозки пассажира 5
3 Договор фрахтования 6
4 Прямое смешанное сообщение 7
5 Перевозка транспортом общего пользования 8
6 Провозная плата 9
7 Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза 10
8 Сроки доставки груза, пассажира, багажа 11
9 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 12
10 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 13
11 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 14
12 Претензии и иски по перевозкам груза 15
13 Договоры об организации перевозок 16
14 Договоры между транспортными организациями 17
15 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира 18
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Договор перевозки.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Договор перевозки груза 4

2 Договор перевозки пассажира 5

3 Договор фрахтования 6

4 Прямое смешанное сообщение 7

5 Перевозка транспортом  общего пользования 8

6 Провозная плата 9

7 Подача транспортных  средств, погрузка и выгрузка  груза 10

8 Сроки доставки груза,  пассажира, багажа 11

9 Ответственность перевозчика  за неподачу транспортных средств  и отправителя за неиспользование  поданных транспортных средств 12

10 Ответственность перевозчика  за задержку отправления пассажира 13

11 Ответственность перевозчика  за утрату, недостачу и повреждение  (порчу) груза или багажа 14

12 Претензии и иски  по перевозкам груза 15

13 Договоры об организации  перевозок 16

14 Договоры между транспортными  организациями 17

15 Ответственность перевозчика  за причинение вреда жизни  или здоровью пассажира 18

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

 

Введение

Перевозка – вид предпринимательской  деятельности, опосредующей перемещение  в пространстве материальных объектов и людей-пассажиров. Согласно п. 1 ст. 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании  договора перевозки. Однако процесс  перемещения груза не исчерпывается  отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика  по подаче подвижного состава, а отправителя  по предоставлению под погрузку груза  также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации  перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного  процесса до заключения договора перевозки  груза либо после его исполнения.

В ГК закреплены, как правило, общие нормы, относящиеся ко всем видам транспорта. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Отношения в сфере  перевозок могут регулироваться также другими законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Договор  перевозки груза

Под договором перевозки  ГК понимает реальный договор перевозки, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор  перевозки груза возмездный и  двухсторонний. Его сторонами являются перевозчик и отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организации в форме хозяйственного общества, а также гражданин-предприниматель, обладающие лицензией на осуществление  перевозочной деятельности. Отправитель  груза – лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику.

Основная обязанность  перевозчика – доставить в  целости и сохранности врученный  отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Основное право перевозчика – получит причитающиеся ему провозные платежи, размер которых может быть определен соглашением сторон либо установленными для соответствующего вида транспорта тарифами (ст.790 ГК). основная обязанность отправителя – оплатить установленную за перевозку плату, а основное право – требовать доставки груза в целости и сохранности в пункт назначения и выдачи его управомоченному на получение груза лицу.

Упомянутый в п. 1 ст. 785 ГК грузополучатель не является стороной договора перевозки. Грузополучатель  участвует в перевозке, обладая  самостоятельными правами и обязанностями  в отношениях с перевозчиком. В  юридической литературе его часто  именуют третьим лицом, в пользу которого заключен договор перевозки. Между перевозчиком и грузополучателем с момента направления груза  в его адрес складываются не основе норм транспортного законодательства самостоятельные отношения, в частности  по переадресовки грузополучателем груза (при перевозке железнодорожным  транспортом), по совершению передаточной надписи на коносаменте, если коносамент выдан по приказу получателя, отношения, связанные с проверкой веса груза и количества мест, заявлением претензий к перевозчику.

В ст. 785 ГК не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и  выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными  уставами и кодексами. Так, в соответствии с правилами, действующими на морском  транспорте, коносамент составляется и выдается перевозчиком; железнодорожная  накладная составляется грузоотправителем  и вручается им перевозчику вместе с грузом.

 

 

2 Договор  перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира  в отличие от договора перевозки груза заключается до того, как пассажир вверяет себя перевозчику. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным.

Согласно п.1 и 3 ст.786 ГК одним  из условий договора перевозки пассажира  является его право на перевозку  багажа за плату по тарифу. Реализуется  это право путем передачи пассажиром перевозчику багажа и заключения самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа. Специфика данного соглашения  состоит в его обусловленности договором перевозки пассажира. Удостоверяется сдача багажа багажной квитанцией.

Багаж подлежит выдаче управомоченному  на его получение лицу. Как правило, таким лицом является сам пассажир. Но получателем багажа может быть в соответствии с правилами, действующими на отдельных видах транспорта, и  иное лицо. Багаж выдается предъявителю багажной квитанции и проездных  документов.

В п. 3 ст. 786 ГК предусмотрены  другие, кроме сдачи багажа, права  пассажира. В порядке, предусмотренном  соответствующим транспортным уставом  или кодексом, пассажир вправе: перевозить детей с собой бесплатно или  на иных льготных условиях; провозить  с собой бесплатно ручную кладь  в пределах, установленных норм. Возраст детей, которые могут быть перевезены вместе с пассажиром бесплатно или на иных льготных условиях, устанавливается транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном, морском транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно без предоставления отдельного места одного ребенка до 5 лет. В соответствии с ВК пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места, других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 106 ВК).

Хотя в конце ст. 786 ГК поставлена точка, перечень прав пассажиров все же нельзя считать исчерпывающим. действующие уставы и кодексы  предоставляют пассажирам больше прав, в частности, право на остановку  в пути и изменение маршрута без  изменения пункта назначения, право  не возврат проездных билетов.

 

3 Договор  фрахтования

Договор фрахтования транспортного  средства для перевозки груза  заключается ранее его вручения перевозчику. Время заключения договора фрахтования для перевозки пассажиров может не совпадать со временем заключения договора перевозки пассажира (его багажа).Смысл договора фрахтования состоит, прежде всего, в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Вручение груза перевозчику, предоставление соответствующего места на зафрахтованном судне пассажиру удостоверяются соответствующими транспортными документами. Таким образом, согласно данной норме ГК договор фрахтования (чартер) является самостоятельным наряду с договорами перевозки грузов пассажиров и багажа (ст. 785 и 786 ГК), договором об их перемещении. КТМ отнес чартер к договору перевозки.

Сторонами в договоре фрахтования  являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает  владелец транспортного средства (его  собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь – юридическое  или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров пр маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но не может им не быть, например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве  фрахтователя зарезервировать все  обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть  его вместимости) для перевозки  за плату в течение одного или  нескольких рейсов, предусмотренных  данным договором грузов, пассажиров, багажа, а фрахтовщика – получит  за предоставленное  транспортное средство (часть его вместимости) установленную  соглашением сторон плату.

ГК относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов  и кодексов.

 

 

 

 

4 Прямое  смешанное сообщение

Для сообщения, именуемого прямым смешанным, характерно:

а) участие в перевозке  грузов, пассажиров и багажа разных (не менее двух) видов транспорта;

б) осуществление перевозки  по единому транспортному документу  на весь путь следования груза, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт  назначения.

В соответствии с ГК регулировать такие перевозки должен закон  о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Такого закона пока нет. Перевозки  грузов в прямом смешанном сообщении  регулируются нормами транспортных уставов.

Договор прямой смешанной  перевозки заключает транспортная организация, начинающая перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном  сообщении в качестве соперевозчиков. В отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники  прямой смешанной перевозки выступают  как единый перевозчик. Имущественная  ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачи их в пунктах перевалки лежит  на сдающей стороне, а после перевалки  – на стороне, которой переданы грузы.

Взаимоотношения между транспортными  организациями и порядок организации  в прямом смешанном сообщении  при перевозке грузов, пассажиров, багажа определяются в соответствии с п. 2 ст. 788 ГК соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Перевозка  транспортом общего пользования

Для транспорта общего пользования  характерно:

а) осуществление перевозки  коммерческой организацией, т.е. организацией, извлекающей прибыль из данного  вида деятельности;

б) обязанность этой организации  в соответствии с законом, иным правовым актом или выданным организации  разрешением (лицензией) осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или  юридического лица.

Договор, заключаемый организацией, отнесенный к транспорту общего пользования, является публичным договором (ст. 426 ГК). Такая организация не в праве отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу пред другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Транспорт общего пользования обязан осуществлять перевозку грузов, пассажиров, багажа за одинаковую плату за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий пассажиров, грузоотправителей (фрахтователей), получателей (п. 4 ст. 445 ГК).

Предусмотренный п. 1 ст. 789 ГК перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, до настоящего времени не опубликован. не установлен еще и  порядок публикации. Однако признание  транспортной организации в качестве транспорта общего пользования зависит  не от наличия или отсутствия такого перечня, а от характера деятельности организации. К транспорту общего пользования  относится железнодорожный транспорт, организации которого открыты для  общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к  транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией  состоит в осуществлении за плату  перевозок грузов, пассажиров, багажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Провозная  плата

Провозная плата – это  вознаграждение, за которое перевозчик реализует свою продукцию (перемещение  грузов, пассажиров, багажа). Провозная  плата именуется тарифом (на морском  транспорте применяется также термин «фрахт»). Определение размера провозной  платы ГК поставил в зависимость  от воли сторон при заключении договоров  перевозки или иных предусмотренных  гл. 40 ГК соглашений, если иное не предусмотрено  законом или иными правовыми  актами.

Иной порядок определения  размера провозной платы установлен непосредственно п. 2ст. 790 ГК для  перевозки грузов, пассажиров, багажа транспортом общего пользования. Провозная плата в этом случае определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Провозная плата включает не только затраты, связанные непосредственно  с перемещением грузов, пассажиров, багажа, но и ряд тесно связанных  с перемещением работ, услуг, оказываемых  транспортными организациями грузовладельцу, например, хранение груза, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, в течение 24 часов.

В п. 3 ст. 790 ГК говорится о  тех работах и услугах, которые  транспортные организации осуществляют по требованию грузовладельца и на которые нет установленных цен  и сборов. Такие работы и услуги по смыслу данной статьи должны оплачиваться по соглашению сторон.

Информация о работе Договор перевозки в гражданском кодексе