Договор перевозки в гражданском кодексе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

В ГК закреплены, как правило, общие нормы, относящиеся ко всем видам транспорта. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Отношения в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами.

Содержание работы

Введение 3
1 Договор перевозки груза 4
2 Договор перевозки пассажира 5
3 Договор фрахтования 6
4 Прямое смешанное сообщение 7
5 Перевозка транспортом общего пользования 8
6 Провозная плата 9
7 Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза 10
8 Сроки доставки груза, пассажира, багажа 11
9 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 12
10 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира 13
11 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 14
12 Претензии и иски по перевозкам груза 15
13 Договоры об организации перевозок 16
14 Договоры между транспортными организациями 17
15 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира 18
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Договор перевозки.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

В соответствии с правилами, действующими на отдельных видах  транспорта, грузовладелец, как правило, обязан платить перевозчику перевозные платежи по перевозке до выдачи груза  получателю. В обеспечение этого  права перевозчику предоставлена  возможность удерживать переданные ему для перевозки грузы и  багаж, т.е. не выдавать их грузовладельцу. Имеется в виду право удержания вещи (ст. 359, 360 ГК).

Правило п. 5 ст. 790 ГК обязывает  органы исполнительной власти РФ, а  также субъектов РФ возмещать  транспортной организации расходы, связанные со льготами или преимуществами граждан либо юридических лиц  по провозной плате за перевозку  грузов, пассажиров, багажа, предоставленными им законом или иными правовыми  актами. Расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

 

 

 

 

 

7 Подача  транспортных средств, погрузка  и выгрузка груза

Основанием возникновения  обязательства по подаче транспортных средств под погрузку ГК называет заявку (заказ), договор перевозки  или договор об организации перевозки. По смыслу ст.794 ГК принятие перевозчиком к исполнению заявки означает достижение соглашения по подаче транспортных средств перевозчиком и их использованию отправителем. Тем самым договору перевозки, заключаемому путем вручения груза, предшествует самостоятельное обязательство по подаче транспортных средств и их использованию. Невыполнение перевозчиком или отправителем данного обязательства влечет за собой ответственность.

При наличии между перевозчиком и отправителем в течение длительного  времени устойчивых связей заключаются  договоры об организации перевозок, в которых содержатся условия  о порядке и сроках подачи транспортных средств по погрузку. (ст. 798 ГК).

Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой заявкой (договором). В ГК отсутствует норма  об ответственности за нарушение  перевозчиком сроков, установленных  на подачу транспортных средств. Такая  ответственность на отдельных видах  транспорта предусмотрена их уставами и кодексами. Обязанностью перевозчика  является также подача под погрузку исправных транспортных средств. Под исправностью понимается пригодность транспортных средств для перевозки соответствующего груза как в техническом, так и в коммерческом отношении. Отправителю предоставлено право отказаться от поданных неисправных транспортны средств. Неисправность транспортных средств должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и изданными в соответствии с ними правилами. Транспортные средства, от которых грузоотправитель отказался в связи с их неисправностью, считаются неподанными и не подлежат зачету в счет транспортных средств, предусмотренных заявкой (заказом, договором).

Погрузку (выгрузку) груза  осуществляют отправитель (получатель) либо транспортная организация. В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК порядок погрузки (выгрузки), в том числе и распределение  обязанностей по погрузке (выгрузке) между  транспортной организацией и отправителем (получателем) груза, предусматривается  в договоре с соблюдением положений, установленными транспортными уставами и кодексами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами. В ГК не называются договоры, в которых  определен порядок погрузки (выгрузки) груза. такими договорами могут быть, например, договоры об организации перевозок, договоры фрахтования. .

8 Сроки  доставки груза, пассажира, багажа

На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила  исчисления сроков доставки утверждаются в соответствии со ст. 33 УЖД федеральным  органом исполнительной власти в  области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти в области  экономики. Сроки доставки грузов могут  устанавливаться в договорах  об организации перевозок.

Автотранспортные организации  обязаны перевозить грузы по кратчайшему  маршруту, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением  случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка  с увеличением пробега (ст. 70 УАТ).

В соответствии со ст. 109 ВК перевозчик обязан доставить принятый к перевозке  груз в пункт назначения в установленный  срок, который определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки.

Морской перевозчик обязан доставлять грузы в срок и маршрутом, которые установлены соглашением  сторон, а при отсутствии соглашения – в срок, который разумно требовать  от заботливого перевозчика с  учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ). В договорах фрахтования  сроки доставки груза, как правило, не предусматриваются. Обычно указывается, что судно будет следовать  «со всей возможной скоростью» или  «с разумной скоростью», под которой  понимается не максимальная, а наиболее экономичная скорость. На внутреннем водном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами  перевозок  грузов.

Транспортными уставами и  кодексами установлена обязанность  перевозчика оплатить штраф за нарушение  установленных сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами. Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК.

Перевозка пассажиров на всех видах транспорта осуществляется по расписанию. Сроки доставки багажа и порядок их исчисления определяются транспортными уставами, кодексами  и принятыми в их развитие правилами  перевозок пассажиров и багажа.

В ГК нет нормы об ответственности  перевозчика за несвоевременную  перевозку багажа. Ответственность  за просрочку в доставке багажа предусмотрена  в транспортных уставах и кодексах в виде штрафа.

 

9 Ответственность  перевозчика за неподачу транспортных  средств и отправителя за неиспользование  поданных транспортных средств

В п. 1 ст. 794 ГК предусмотрено, что участники обязательства  за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование  несут взаимную ответственность, установленную  транспортными уставами и кодексами. При этом действует общее правило  о невозможности соглашения сторон об устранении или ограничении ответственности  перевозчика (ст. 793 ГК).

В п. 2 ст. 794 ГК дан перечень оснований освобождения перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за неподачу транспортных средств и  непредъявление груза к перевозке, применимых к отношениям перевозчика  и грузоотправителя на всех видах  транспорта.

Под непреодолимой силой  понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 ГК).

Основанием для освобождения от ответственности являются также  военные действия.

Перевозчик и грузоотправитель могут быть освобождены от ответственности, предусмотренной ст. 794 ГК, в случае прекращения или ограничения  перевозки грузов в определенных направлениях в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иные случаи освобождения от ответственности за неподачу транспортных средств или непредъявление груза  к перевозке предусматриваются  в транспортных уставах и кодексах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Ответственность  перевозчика за задержку отправления  пассажира

Ответственность перевозчика  за задержку отправления пассажира  наступает при наличии его  вины, выражающейся в доказанности наличия предусмотренных ст. 795 ГК обстоятельств. Вина перевозчика предполагается. Поэтому отсутствие вины доказывается перевозчиком.

ВК установил ответственность  перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт  назначения в форме штрафа в размере 25% установленного законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной  платы, либо иных обстоятельств, независящих  от перевозчика.

Уплата штрафа не лишает пассажира права на предъявление к перевозчику требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного  средства или опозданием его прибытия в пункт назначения.

Пунктом 5 ст. 795 ГК предусмотрено  право пассажира на отказ от перевозки  из-за задержки отправления транспортного  средства и возврат провозных  платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 Ответственность  перевозчика за утрату, недостачу  и повреждение (порчу) груза  или багажа

ГК ввел обобщенное понятие  «несохранность» груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под несохранностью груза понимается утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа.

Перевозчик несет ответственность  с момента принятия груза (багажа) к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке  и его выдачи обычно указывается  в транспортном документе (накладной, коносаменте, багажной квитанции).

ГК содержит общие нормы  об основании, размере и условиях ответственности перевозчика. Перевозчик отвечает за несохранность груза  или багажа при наличии вины, которая  предполагается. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Пунктом 2 ст. 784 ГК предусмотрено, что общие условия перевозки  определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и  издаваемыми в соответствии с  ними правилами.

ГК установил обязанность  перевозчика в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза (при невозможности  восстановления груза) не только возместить его стоимость, но также возвратить отправителю (получателю) провозную  плату за недоставленный груз (полностью  или в части) и за поврежденный (испорченный) груз (п.3 ст. 796 ГК).

Правилом п. 4 ст. 796 ГК установлено, что документы о причинах несохранности  груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Отправитель и получатель груза или багажа в праве для подтверждения обстоятельств, могущих служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за несохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все предоставленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемы перевозчиком в одностороннем порядке.

12 Претензии  и иски по перевозкам груза

Пунктом 1 ст. 797 ГК сохранен обязательный претензионный порядок  во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком.

Все транспортные уставы и  кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение  с претензией к перевозчику. Претензии  к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке  в его доставке могут быть предъявлены  со дня выдачи груза (на воздушном  транспорте – со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате – по истечении 30 суток (на воздушном транспорте – 10 суток) со дня окончания срока  доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном  сообщении, может быть предъявлена  по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных  случаях – со дня наступления  события, послужившего основанием для  предъявления претензии.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением  накладной (коносамента), а также  в случае недостачи или повреждения (порчи) груза коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении.

К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного  груза.

Пунктом 2 ст. 797 ГК установлен 30-дневный срок, в течение которого перевозчик обязан рассмотреть претензию  и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в  удовлетворении претензии полностью  либо в части. В случае полного  или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучении  по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику.

Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена  в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой  давности, ГК отнес к ведению транспортных уставов и кодексов.

Что касается права на обращение  в суд, то судебная практика исходит  из того, что пропуск пассажиром срока на предъявление претензии  не является основанием к отказу в  принятии исковых заявлений.

13 Договоры  об организации перевозок

Предусмотренные ст. 798 ГК договоры не заменяют договоров перевозки. Их назначение состоит в упорядочении взаимоотношений сторон, связанных  с организацией систематических  перевозок грузов.

Информация о работе Договор перевозки в гражданском кодексе