Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Подрядные отношения вообще и отношения по бытовому подряду в частности следует отнести к числу довольно распространенных на практике. В рамках указанных отношений по бытовому подряду граждане (физические лица) удовлетворяют свои личные бытовые потребности в получении результатов различных работ. В частности, таким результатом выступает новое качество отремонтированной вещи заказчика-потребителя, например, его автомобиля. В связи с этим действующее законодательство должно предоставлять заказчику такие правовые средства, которые обеспечивали бы надлежащее
В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» раскрывается понятие недостатка работы и существенного недостатка работы. В соответствие с преамбулой Закона «О защите прав потребителей»:
- недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. [4]
- существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки[4];
Кроме того понятие существенного недостатка дано в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 говорится, что под существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. [34]
Последствия нарушения условий о качестве выполняемой работы различны в зависимости от того, когда были обнаружены недостатки:
1. Если они выявлены в процессе исполнения работы, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для их устранения, а при неисполнении подрядчиком этого требования либо — а) отказаться от договора, либо — б) поручить исправление недостатков другому лицу за счет подрядчика, а также при любом из этих вариантов потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
2. Выявленные после
окончания работы недостатки
делятся на два вида, что также
влияет на характер
Для применения последствий, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 723 ГК РФ, необходимо, чтобы ненадлежащее качество результата работы было выявлено в установленные сроки (п. 1 и 4 ст. 720 и ст. 724 ГК РФ). Они зависят от характера недостатков и наличия гарантийного срока на предмет договора.
1. О недостатках, которые можно обнаружить при обычном способе приемки работы (явные недостатки), заказчик обязан немедленно (в процессе приемки) сообщить подрядчику.
2. О недостатках, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), заказчик должен известить подрядчика в разумный срок по их обнаружении, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы (если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота).
3. В случае, когда на результат работы установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками, предъявляются в пределах гарантийного срока.
4. Когда гарантийный
срок менее двух лет и
По искам о ненадлежащем качестве работ (кроме работ, касающихся зданий и сооружений) применяется сокращенный срок исковой давности. Он установлен п. 1 ст. 725 ГК РФ в один год. По всем другим требованиям сторон, связанным с ненадлежащим исполнением договора, срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК и п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении существенных недостатков результата работы, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении 2 лет, а для недвижимого имущества - 5 лет, со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не был установлен.
При обнаружении существенных недостатков заказчик в соответствии с п. 2 ст. 737 ГК обязан доказать, что недостатки возникли до принятия результата работ или по причинам, возникшим до этого. Требование о безвозмездном устранении существенных недостатков, в отличие от требований, связанных с иными недостатками, может быть предъявлено не только, когда они были обнаружены в пределах двухгодичного срока, но и после его истечения в пределах срока службы созданной (отремонтированной) подрядчиком вещи. Если срок службы не установлен - в течение 10 лет. При отказе или уклонении подрядчика от удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков заказчик может по своему выбору требовать возвращения части цены, уплаченной за работу; возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами; отказаться от договора и потребовать возмещения понесенных убытков.
Как отмечает Абова Т.Е. при толковании ст. 737 ГК возникают определенные сложности. Всегда или не всегда на заказчике при обнаружении существенных недостатков лежит бремя доказывания того, что они возникли до момента приемки-передачи, или возникли по причинам, имевшимся до этого момента? Вывод о том, что бремя доказывания всегда лежит на заказчике, встречается в юридической литературе. Более правильно иное толкование ст. 737 ГК. Пункт 1 ст. 737 является общим правилом, применяемым при обнаружении любых недостатков в течение гарантийного срока или разумного срока в пределах двух лет с момента принятия результата работ. [6, С. 406] Статья 737 (п. 2 и 3) ГК устанавливает особенности для предъявления требований, связанных с существенными недостатками (в том числе особое правило о возложении на заказчика бремени доказывания), но распространяются они лишь на случаи, когда недостатки обнаружены за пределами сроков, обозначенных в п. 1 ст. 737 ГК. Поэтому доказывать причину возникновения недостатков заказчик обязан, если обнаружил их по истечении двухлетнего срока.
Рассмотрим каким образом регулируются вопросы защиты прав потребителя по договору бытового подряда в Законе «О защите прав потребителей». Согласно ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" обнаружение недостатков выполненной работы (оказанной услуги) влечет к возникновению следующих прав требования у потребителя:
-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
-соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
-безвозмездного изготовления
другой вещи из однородного
материала такого же качества
или повторного выполнения
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
При этом потребитель при предъявлении указанных требований должен руководствоваться следующими правилами, установленными в гл. 3 Закона "О защите прав потребителей":
1. Потребитель вправе воспользоваться только одним из указанных требований на выбор.
2. Требования, связанные
с недостатками выполненной
а) если они обнаружены в течение гарантийного срока;
б) при отсутствии гарантийного срока в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином не движимом имуществе.
3. Исполнитель отвечает
за недостатки работы (услуги), на
которую не установлен
4. В случаях когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить указанные требования, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
5. В ст. ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем, который указывается в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора (п. 1 ст. 28 и п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей), подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы, а в случае если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы, который был нарушен.
За нарушение указанных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в форме пени, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, в случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28, а также п. п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, т.е. сроки начала и окончания выполнения работы, а также промежуточные сроки ее выполнения или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение
работы третьим лицам за
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
- отказаться
от исполнения договора о
Потребитель вправе
потребовать также полного
При назначении потребителем новых сроков выполнения работы они должны указываться в договоре. В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
При отказе потребителя от исполнения договора цена выполненной работы, результат которой возвращается потребителю, определяется в соответствии с п. п. 3, 4 и 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, исполнитель в этом случае не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу, за исключением случая, когда потребитель принял выполненную работу.
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы или назначенных потребителем новых сроков исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы, а если цена выполнения данной работы договором не определена - от общей цены заказа. Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы, а если указанная цена не определена - исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. При этом договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Однако сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором. Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала и окончания выполнения работы или ее отдельного этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до соответственно начала или окончания выполнения работы, ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.