Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Подрядные отношения вообще и отношения по бытовому подряду в частности следует отнести к числу довольно распространенных на практике. В рамках указанных отношений по бытовому подряду граждане (физические лица) удовлетворяют свои личные бытовые потребности в получении результатов различных работ. В частности, таким результатом выступает новое качество отремонтированной вещи заказчика-потребителя, например, его автомобиля. В связи с этим действующее законодательство должно предоставлять заказчику такие правовые средства, которые обеспечивали бы надлежащее
Требования потребителя, установленные п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Таким образом, ответственность за нарушение сроков выполнения работ является безвиновной, а освободиться от нее подрядчику можно лишь при действии непреодолимой силы или вследствие невозможности выполнения работы в срок по вине потребителя.
6. Согласно п. 2 ст. 31 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае если этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен. За нарушение срока удовлетворения данного требования потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются, как уже было отмечено, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей". В случае нарушения данного срока потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей". Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
7. Потребитель
вправе отказаться от
8. Согласно п.
1 ст. 31 законодатель установил для
некоторых требований
В случае нарушения
данного срока потребитель
9 Потребитель
вправе потребовать также
10. В случае
выявления существенных
Следует отметить, что, если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего
уменьшения цены за
- возмещения
понесенных им расходов по
устранению недостатков
- отказа от
исполнения договора о
В целом требования потребителя, закрепленные в ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", совпадают с нормами, установленными в ст. 723 и 737 ГК РФ.
Кроме того потребитель вправе на основании ст. 739 ГК в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда потребовать выполнения условий договора в том числе с применениемм норм предусмотренных в ст. 503-505 ГК РФ.
Кроме некачественного выполнения работ возможна и просрочка выполнения работ в случае которой также наступает ответственность подрядчика. Согласно ст. 27 Закона «О защите прав потребителей» подрядчик обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. Как отмечает в этой связи А. П. Сергеев «В настоящее время установление сроков выполнения работы правилами является практически исключением. Подавляющее большинство действующих правил предусматривают, что сроки выполнения работ определяются соглашением сторон в договоре».[28, C. 371 ]
Срок выполнения работы может определяться датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы, либо датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы.
Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ. Частные сроки (периоды) выполнения работ призваны конкретизировать обязанности подрядчика, придать им большую четкость и определенность. Кроме того, как Кабалкин А.Ю. по желанию потребителя заказ может быть выполнен в срочном порядке. За срочность выполнения работы взимается надбавка к цене. В этом случае срок исполнения заказа исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре. [21,C.19 ]
Изменение сроков начала и окончания выполнения работ согласовываются подрядчиком и потребителем, о чем делается запись в договоре. Следует иметь в виду, что правилами о выполнении отдельных видов работ может определяться порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ. Так, по договору подряда на ремонт жилого помещения о необходимости изменения указанных сроков одна сторона обязана сообщить другой стороне не позднее чем за 48 часов до наступления срока. [21, C. 25]
В соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» подрядчик считается просрочившим начало выполнения работы, если срок, когда он должен приступить к ее выполнению, определен правилами выполнения отдельных видов работ или договором. [4] Вместе с тем имущественная ответственность за просрочку подрядчиком начала выполнения работ может быть возложена только в том случае, если она настолько велика, что окончание выполнения работы к сроку становится явно невозможным. Если срок начала выполнения работы не определен, а подрядчик не приступает к ее выполнению, то такое обстоятельство также может рассматриваться в качестве нарушения срока начала выполнения работы лишь в случае, когда становится очевидным, что если подрядчик даже и приступит к выполнению работы, то она все равно не будет выполнена к сроку.
Следует также иметь
в виду, что согласно п. 3 ст. 708 ГК
последствия просрочки
Во-первых, потребитель может назначить подрядчику новый срок, в течение которого он должен приступить к выполнению работы либо выполнить ее. Этот срок должен быть указан в договоре бытового подряда. Однако в соответствии с п. 2 ст. 708 ГК указанные в договоре начальный, конечный и промежуточный сроки выполнения работ могут быть изменены в случаях и порядке, предусмотренных договором, поэтому правом назначить новый срок потребитель может воспользоваться только в том случае, если это предусмотрено договором. Если договором случаи и порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ не предусмотрены, то их изменение в соответствии со ст. 450, 451 ГК осуществляется либо по соглашению сторон, либо в случае существенного нарушения сроков или недостижения соглашения при существенном изменении обстоятельств - в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.
Так как изменение сроков начала и окончания работ является изменением договора, то требования по поводу нарушения измененных сроков потребитель может предъявить независимо от времени просрочки. Поэтому правило о том, что потребитель может предъявить иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», только в случае просрочки не меньше месяца, применяться не должно.
Во-вторых, потребитель вправе поручить выполнение работы другому лицу, а понесенные в связи с этим затраты взыскать с подрядчика, нарушившего срок выполнения работы.
В-третьих, потребитель может требовать уменьшения вознаграждения за работу. Закон не устанавливает порядка определения уменьшения вознаграждения за работу. Следовательно, этот вопрос должен решаться по соглашению сторон, а при недостижении соглашения - судом. В случае просрочки выполнения срочного заказа надбавка за срочность не взимается, а если она уже была уплачена потребителем, возвращается потребителю подрядчиком.
В-четвертых, потребитель вправе расторгнуть договор. Осуществляя свое право на расторжение договора, потребитель должен учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 708 и п. 2 ст. 715 ГК расторжение договора допускается в случаях нарушения сроков окончания выполнения работы, а также нарушения сроков начала выполнения работы или настолько медленного их выполнения, что указанное обстоятельство явно приведет к невозможности окончания работы к сроку. Об отказе от договора потребитель должен уведомить заказчика в письменной или учетной форме. После уведомления подрядчик обязан приостановить выполнение работы. Все, сделанное подрядчиком после этого уведомления, остается на его ответственности, за исключением тех случаев, когда он докажет, что потребитель отказался от договора без достаточных оснований и работа могла бы быть выполнена в срок. Указанные случаи отказа от договора не требуют обязательного обращения потребителя в суд с иском о расторжении договора.
Выполнение требований потребителя по поводу нарушения сроков выполнения работ не освобождает подрядчика от возмещения убытков.
Как отмечает Брагинский М.И. при расторжении договора потребителем по причине нарушения сроков начала и окончания выполнения работы подрядчик не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за уже выполненную работу. При расторжении договора подрядчик должен вернуть потребителю аванс, если он выдавался подрядчику, и остатки материала, если он принадлежит потребителю. [9, C. 93] В свою очередь Кабалкин, А. Ю. подчеркивает, что правилами об отдельных видах работ могут устанавливаться особенности порядка расчетов в таких случаях, а также исключения из общих правил о порядке расчетов. По желанию потребителя им может быть принята часть выполненной работы. В этом случае часть работы и материалы подрядчика, а также расходы подлежат оплате независимо от расторжения договора. [21, C. 23]
Помимо осуществления рассмотренных ранее правомочий потребитель в случае нарушения сроков начала и окончания выполнения работ, а также измененных сроков вправе взыскать с подрядчика за каждый день (час, если срок определен в часах) неустойку в размере трех процентов от стоимости работы, а если стоимость работ отдельно в договоре не определена - от общей стоимости заказа. Неустойка взыскивается начиная со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому работа должна быть выполнена или начата, и вплоть до предъявления потребителем иных требований, вытекающих из п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», или до дня, когда подрядчик фактически приступил к выполнению работы или закончил ее. Если подрядчик не приступил к выполнению работы даже по окончании срока ее выполнения, то неустойка уплачивается и за просрочку начала выполнения работы, и за просрочку его окончания.
При определении размера неустойки в расчет принимается цена работы, выполнение которой просрочено, а если такая цена не определена договором - цена заказа, существующая в том месте, где требование потребителя должно быть удовлетворено. Эта цена определяется на день добровольного удовлетворения требования потребителя, а если оно добровольно удовлетворено не было, то на день вынесения судебного решения.
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимости работы или общей стоимости заказа, если стоимость работы отдельно в договоре не определялась. Подрядчик обязан удовлетворить требования потребителя, указанные в п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», а также требования об уплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ, если не докажет, что просрочка выполнения работы произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Таким образом, ответственность за нарушение сроков выполнения работ является безвиновной, а освободиться от нее подрядчику можно лишь при действии непреодолимой силы или вследствие невозможности выполнения работы в срок по вине потребителя.