Договор розничной купли-продажи и защиты прав граждан - потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Основу российского законодательства о купле-продаже составляет глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ее отличает достаточно высокий уровень юридической техники, удачное сочетание традиционных положений и новых норм, отсутствующих в прежнем Гражданском кодексе. Правовое регулирование договора стало более полным и детальным, в результате чего резко уменьшилась необходимость в многочисленных подзаконных актах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи 6
1.1. Понятие договора розничной купли продажи 6
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи 7
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора 14
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора 23
1.5. Договоры купли-продажи с отдельными нетипичными условиями 30
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей 33
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца 33
2.2. Защита прав покупателя-гражданина 38
Заключение 44
Библиографический список Нормативные акты 47

Файлы: 1 файл

договор розничной купли-продажи.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАЛУЖКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 

 

 

 

 

НА ТЕМУ:

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ - ПРОДАЖИ  И ЗАЩИТЫ

ПРАВ ГРАЖДАН – ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи 6

1.1. Понятие договора розничной купли продажи 6

1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи 7

1.3. Порядок заключения договора. Форма договора 14

1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора 23

1.5. Договоры купли-продажи с отдельными нетипичными условиями 30

ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей 33

2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца 33

2.2. Защита прав покупателя-гражданина 38

Заключение 44

Библиографический список Нормативные акты 47

Сноски 50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы – договор  розничной купли-продажи и защиты прав граждан – потребителей в  торговом обслуживании.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок. Благодаря этому институт купли-продажи оказал огромное влияние на формирование договорного права всех правовых систем: в историческом аспекте из него выросла практически вся общая часть обязательственного права. В свою очередь, общие положения договорного права почти целиком распространили свое действие на отношения по купле-продаже.

На сегодня, договор розничной  купли-продажи – это один из основных видов гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием.

Особое значение этого института  в современном праве обусловлено  большой гибкостью, широтой сферы  его применения, ведь по существу купля-продажа  – наиболее универсальная форма  товарно-денежного обмена.

Основу российского законодательства о купле-продаже составляет глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ее отличает достаточно высокий уровень юридической техники, удачное сочетание традиционных положений и новых норм, отсутствующих в прежнем Гражданском кодексе. Правовое регулирование договора стало более полным и детальным, в результате чего резко уменьшилась необходимость в многочисленных подзаконных актах.

Гражданский кодекс Российской Федерации  учитывает тенденцию расширения сферы действия института купли-продажи, который уже в настоящее время охватывает отношения, связанные с поставками товаров, контрактацией сельскохозяйственной продукции, со снабжением энергетическими и иными ресурсами.

Вместе с тем, исходя из традиций российского законодательства и  правоприменительной практики, по моему мнению является целесообразным сохранение таких ранее самостоятельных договорных форм, как договоры поставки, контрактации, энергоснабжения и т.д.  Тем более что на протяжении многих лет с их помощью успешно осуществлялось регулирование специфических отношений в имущественном обороте. И даже в настоящих условиях, когда планово-регулирующие механизмы сведены к минимуму, указанные отношения в известном смысле сохраняют особые, только им присущие черты.

Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации значительную роль в регулировании отношений купли-продажи играют специальные законы, а также подзаконные нормативные акты: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты отдельных федеральных органов исполнительной власти. Некоторые из них имеют общее значение для всех или многих разновидностей купли-продажи, другие распространяются лишь на ее отдельные виды.

Объектом исследования будет являться договорное право РФ, Предметом моей курсовой работы будут являться договор купли-продажи и правоотношения, возникающие при осуществления розничной купли-продажи.

При написании работы ставились  следующие цели и задачи: изучение правового аспекта договора купли-продажи, ее актуальность – в тенденции  расширения сферы действия института купли-продажи в теперешнем состоянии общества; выявить недостатки действующего законодательства и правоприменительной практики и разработать меры по усовершенствованию текущей нормативной базы.

Сформированные задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава – "Общие положения о договоре розничной купли-продажи" дает понятие договора розничной купли-продажи, сферы применения договора розничной купли-продажи, рассматривается порядок заключения договора, форма договора, рассматриваются права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи, а также обстоятельства исполнения договора. Вторая глава курсовой работы – "Последствия нарушения договора розничной купли-продажи. Защита прав потребителей" посвящена непосредственно способам защиты прав потребителей при розничной купли-продажи, также в ней рассматриваются последствия нарушений договора со стороны продавца. Настоящее исследование имеет научную и практическую значимость т. к. проливает свет на проблемы и пробелы, которые существуют в законодательстве при осуществлении розничной купли-продажи.

Теоретическая база исследования является работы таких учёных как Брагинского  М.И., ВитрянскогоВ.В.,[1] Васина В.Н., Казанцева В.И. [2], Елисеева И.В. [3] и др.

Методологическую основу исследования составили:

Формально-юридический метод, с  помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а  также отличие одних суждений от других.

Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.

  • ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи

    • 1.1. Понятие договора розничной купли продажи

     

    На первое место среди отдельных  видов договора купли-продажи в  ГК поставлена розничная купля-продажа (§ 2 гл.30, ст.492-505). Предусмотренные здесь  правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. И это естественно, поскольку каждый из нас ежедневно совершает обычные покупки, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя. Розничная купля-продажа определена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.

    Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено российским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь  важных правоотношений.

    Договор розничной купли-продажи  представляет собой договор купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.1 ст.492 ГК).

    Некоторые ученые полагают, что содержание этой статьи отнюдь не идеально и вызывает недоумение. [4] Так, по мнению Васина В.Н. и Казанцева В.И., это легальное  определение данной разновидности  договора (договор розничной купли-продажи) содержит несколько алогизмов. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую. Но розница - это продажа по мелочам, так сказать поштучно.[5] И существует много лиц кто продает на законных основаниях отдельные, штучные товары, не являясь при этом предпринимателем. Так, например, гражданин вправе продавать выращенный им на дачном участке урожай либо собранные в лесу ягоды, грибы, пойманную в реке рыбу. Художник вправе торговать созданными им полотнами, рисунками, офортами.

    Нередко женщины, занимающиеся вязанием, вышивкой, другим рукоделием, продают  свои изделия поштучно. Если подобного  рода занятия не направлены на систематическое  получение прибыли от них, невозможно назвать это предпринимательской деятельностью. Наконец, граждане, испытывающие потребность в деньгах или желающие избавиться от ненужных им вещей, распродают их поштучно; вряд ли это подпадает под признаки предпринимательской деятельности. Но и распространять на подобную куплю-продажу общие правила первого параграфа главы 30 ГК РФ не очень верно. Чем, например, отличается продажа цветов, клубники, яблок и т.п., производимая пенсионеркой-дачницей у себя на участке, от продажи аналогичного товара, совершаемой фермером или обществом с ограниченной ответственностью? Во всех случаях это розничная торговля.

    • 1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи

     

    "Можно отметить две характерные  черты, позволяющие выделить договор  розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи.

    Во-первых, необходимо указать на специфику  продавца как субъекта договора розничной  купли-продажи. В качестве продавца здесь может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие)".3

    Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст.8) установил  обязанность торговых предприятий  предоставлять потребителям необходимую  информацию о продавце товара. В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождения его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.

    Важно подчеркнуть, что наличие  у потребителя права требовать  предоставления указанной информации означает одновременно обязанность  соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства. Закон устанавливает, [6] что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае она должна быть доведена в наглядной и доступной форме. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг. "В новой редакции Закона в целях улучшения информации для потребителя предусмотрено, что она должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Необходимость предоставления информации на других (кроме русского) языках определяется изготовителем (исполнителем, продавцом), исходя из местных условий в соответствии с законодательством субъектов РФ".[7]

    Во-вторых, определенными особенностями  обладает и товар, выступающий в  качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Необходимо обратить внимание на то, что вторая особенность (целевое назначение покупки) касается именно товара, а не покупателя. Покупателем по договору розничной купли-продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предприятия для личного семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    На самом деле установить, для  каких именно целей покупается таким  образом товар, подчас крайне затруднительно. Многие вещи могут использоваться и для личных, домашних целей, и для предпринимательской деятельности одновременно. Например, гражданин, занимающийся перевозкой грузов и пассажиров и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, покупает автомобиль. Этот автомобиль он предназначает как для личного, семейного использования, так и для своей предпринимательской деятельности. Профессор Б.И. Пугинский категорически утверждает, что "розничная торговля характеризуется тем, что предназначена продавать товары гражданам... В каких бы количествах и как часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи" [8]

    Это утверждение противоречит ст.492 ГК РФ, но по своей сути верно и справедливо.

    А значит, можно сделать вывод, что  сфера применения норм ГК о розничной  купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".

    Согласно указанному Закону применительно к розничной купле-продаже, под потребителем понимается только гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Исключая из числа субъектов, признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, видимо, полагал, что организации, в отличие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические службы и поэтому не нуждаются в специальных средствах защиты, предоставляемых Законом "слабой" стороне в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей, т.е. гражданину. Во всяком случае, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в качестве покупателей по договору розничной купли-продажи.

    Информация о работе Договор розничной купли-продажи и защиты прав граждан - потребителей в торговом обслуживании