Договор розничной купли-продажи и защиты прав граждан - потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Основу российского законодательства о купле-продаже составляет глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ее отличает достаточно высокий уровень юридической техники, удачное сочетание традиционных положений и новых норм, отсутствующих в прежнем Гражданском кодексе. Правовое регулирование договора стало более полным и детальным, в результате чего резко уменьшилась необходимость в многочисленных подзаконных актах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие положения о договоре розничной купли-продажи 6
1.1. Понятие договора розничной купли продажи 6
1.2. Сфера применения договора розничной купли-продажи 7
1.3. Порядок заключения договора. Форма договора 14
1.4. Права и обязанности сторон. Исполнение договора 23
1.5. Договоры купли-продажи с отдельными нетипичными условиями 30
ГЛАВА 2. Последствия нарушения договора розничной купли – продажи. Защита прав потребителей 33
2.1. Последствия нарушения договора со стороны продавца 33
2.2. Защита прав покупателя-гражданина 38
Заключение 44
Библиографический список Нормативные акты 47

Файлы: 1 файл

договор розничной купли-продажи.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, ГК учитывает различия в правовом положении и фактических  возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют  соответственно граждане и организации  (юридические лица), но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а исключительно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с п.3 ст.492 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Кроме того, при введении в действие части второй ГК, в том числе норм о розничной купле-продаже, было предусмотрено, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. [9]

Договор розничной купли-продажи, признается публичным договором (п.2 ст.492 ГК). Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.

У некоторых ученых сомнения вызывает пункт 2 ст.492, объявляющий договор  розничной купли-продажи публичным. [10] В публичном договоре цена товаров, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для  всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п.2 ст.426 ГК РФ). Но договор розничной купли-продажи имеет особенность, вызванную институтом права частной собственности. Собственник товара волен делать с ним все, что угодно, если это не запрещено законом, не вредит окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому никто не может запретить собственнику, например, продавать свой товар некоторым лицам, которые ему понравились, по льготной цене, хотя законом и иными правовыми актами какое-либо предпочтение этим лицам не предусмотрено. В настоящее время в розничной купле-продаже широко практикуется использование дисконтных карт, приобретатели которых пользуются отдельными льготами при последующих покупках у данного продавца. Но такой порядок тоже не предусмотрен ни законом, ни иными правовыми актами. "Характерно, что почти все остальные разновидности договора купли-продажи, за исключением энергоснабжения, не содержат признака публичности. Поэтому представляется, что указание закона о публичном характере договора розничной купли-продажи требует соответствующей корректировки".[11]

Несколько аномалий в договоре розничной  купли-продажи подмечено И.В. Елисеевым - соавтором санкт-петербургского учебника по гражданскому праву. [12] Так, он обратил внимание на неудачную формулировку статьи 493 ГК РФ, касающуюся момента заключения такого договора. В соответствии с этой статьей момент заключения договора связан не с оплатой товара, а с выдачей документа, подтверждающего оплату. Однако, обоснованно возражает И.В. Елисеев, отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора; кроме того, многие виды розничной купли-продажи (торговля на рынках, с лотков, продажа газет и т.п.) вообще не предусматривают выдачи кассовых чеков. Поэтому он предлагает толковать статью 493 в том смысле, что договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем товара, которая сопровождается выдачей чека. Далее он подвергает сомнению положение ст.494 ГК РФ о публичной оферте. По его мнению, данная статья содержит правило, противоположное статье 437 ГК

РФ, где реклама рассматривается  лишь как предложение делать оферты, и это способно породить известные проблемы. Кроме того, И.В. Елисеев обращает внимание на "невнятность статьи 497 ГК РФ", которая регулирует разновидность розничной купли-продажи по образцам. Доводы, приведенные этим автором вполне убедительны.

Тем не менее, квалификация договора розничной купли-продажи в качестве публичного договора, помимо иных известных  последствий, дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора.

В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных  видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. [13]

Правила содержат ряд норм, устанавливающих дополнительные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям (выступающим в роли продавца в договоре розничной купли-продажи), выходящие за рамки содержания договора розничной купли-продажи. Указанные нормы являются императивными и носят публично-правовой характер. В качестве примера таких публично-правовых норм можно привести следующие правила.

В случае временного приостановления  своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта  и по другим причинам) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

Ассортимент предлагаемых к продаже  товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров  при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

Продавец обязан иметь и содержать  в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном  порядке проводить их метрологическую проверку.

В торговом зале на доступном месте  должно быть установлено соответствующее  измерительное оборудование, с тем  чтобы покупатель мог удостовериться в правильности цены, меры и веса приобретенного товара.

Продавец обязан иметь книгу  отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Правила продажи отдельных видов  товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в наглядной и доступной  форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Эти Правила, так же как и Федеральный  закон "О защите прав потребителей", обязывают продавца довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место  ее нахождения (юридический адрес) и  режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Продавец - индивидуальный предприниматель  должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации  и наименовании зарегистрировавшего  его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также о выдавшем ее органе. Указанная информация размещается в местах, удобных для ознакомления с ней покупателя.

Аналогичная информация должна быть доведена до сведения покупателей и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и пр., т.е. вне постоянного места нахождения продавца.

  • 1.3. Порядок заключения договора. Форма договора

 

Если иное не предусмотрено законом  или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст.428 ГК), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст.493 ГК).

Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора розничной купли-продажи.

Обязанность по применению контрольно-кассовых машин (ККМ) для организаций всех форм собственности при осуществлении  денежных расчетов с населением по торговым операциям и при оказании услуг была введена Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В соответствии со ст.2 данного Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр (при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр – ст.3 вышеуказанного закона), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых  органах. Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением  контрольно-кассовых машин, в соответсвии  с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745,12 обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;

б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

в) заводской номер контрольно-кассовой машины;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

12 Постановление Совета Министров  - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения  по применению контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (с изменениями от 23 октября 1995 г., 6 января, 19 декабря 1997 г., 7 августа, 3 сентября, 21 ноября 1998 г., 7 января 1999 г., 2 декабря 2000 г., 8 августа 2003 г)

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться  и другие данные, предусмотренные  техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

В соответствии с вышеназванным  Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи и защиты прав граждан - потребителей в торговом обслуживании