Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:22, дипломная работа
В качестве цели данной дипломной работы мы выделяем анализ отношений розничной купли-продажи и защиты прав покупателей в соответствующем договоре, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно ре-шить ряд задач. Среди которых:
- определить место розничной купли-продажи в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики договора розничной купли-продажи;
- выявить системы нормативно-правовых актов, регулирующих институт розничной купли-продажи;
- охарактеризовать особенности элементов договора розничной купли-продажи;
- исследовать правовые возможности потребителя при защите своих интересов в договоре розничной купли-продажи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 6
§1. МЕСТО РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 6
§2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 14
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 28
§1. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И УСЛОВИЙ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 28
§2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 32
ГЛАВА III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 41
§1. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 41
§2. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ОГЛАВЛЕНИЕ
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко
встречаются случаи нарушения прав
потребителей. Чаще всего, продавец не
предоставляет должной информац
Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав.
При каждой покупке товара магазин
и потребитель заключают
За последнее время в России принят пакет нормативных актов, цель которых защитить права граждан-потребителей, повысить требовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров народного потребления, повысить ответственность предприятий торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности, а также граждан-предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, за нормальную организацию торгового обслуживания покупателей, недопущения их обмана в любой форме, повышения ответственности за качество товаров. Именно данными обстоятельствами подтверждается особая актуальность данной тематики в настоящее время в современной России. Тем более, что "проблема гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, эффективности применения их на практике является новой для российской правовой науки. Теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей в сфере торговли".1
Объектом исследования данной дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договора розничной купли-продажи.
Предметом нашего рассмотрения являются нормы, регулирующие отношения розничной купли-продажи современном законодательстве.
В качестве цели данной дипломной работы мы выделяем анализ отношений розничной купли-продажи и защиты прав покупателей в соответствующем договоре, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач. Среди которых:
- определить место розничной
купли-продажи в системе
- дать понятие и выявить основные характеристики договора розничной купли-продажи;
- выявить системы нормативно-
- охарактеризовать особенности элементов договора розничной купли-продажи;
- исследовать правовые возможности потребителя при защите своих интересов в договоре розничной купли-продажи.
При написании дипломной работы применялись следующие методы исследования: общенаучный диалектический и ряд частных методов (формально-логический, анализа и синтеза, системный, и иные).
В процессе написания дипломной работы были использованы теоретические исследования отношений розничной купли-продажи в современных условиях развития экономических отношений. Основой для выводов послужили труды таких авторов, как: В.В. Богдана, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Т.Л. Левшиной, Я.Е. Парция, Ю.В. Романца, А.М. Эрделевскогои других. Нормативной основой исследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения розничной купли-продажи. Кроме того, в работе используются материалы судебной практики, которая характеризует проблемы правоприменительной деятельности в данной сфере.
Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованных литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель дипломной работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.
В качестве основных подотраслей гражданское право включает в себя: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности, наследственное право.2 Договорное право, будучи частью обязательственного права, само, в свою очередь, также является правовой системой. Розничная купля-продажа является частью этой системы.
Системное изучение договорного права имеет большое теоретическое и практическое значение.
Теоретическое значение системного подхода состоит в следующем. Во-первых, поскольку система договоров является составной частью более широких систем – обязательственного права и гражданского права в целом – она характеризуется присущими им родовыми признаками. Наличие родовых признаков позволяет применять к договорным отношениям тем нормы общей части ГК, на которые не влияет договорная специфика. Во-вторых, система договоров состоит из множества элементов (типов видов, разновидностей договоров), каждый из которых, обладая общими признаками гражданского договора, характеризуется спецификой, обусловливающей необходимость особого правового регулирования. Иными словами, системный подход при исследовании договорного права позволяет выявить принципы его построения от общего к частному, что имеет важное правотворческое, кодификационное и правоприменительное значение.3
Поэтому, предопределяя особенности
розничной купли-продажи необхо
Розничная купля-продажа сформулирована в Гражданском кодексе РФ4 как вид договора купли-продажи. Это означает, что она, во-первых, характеризуется родовыми признаками купли-продажи как типа договора и, во-вторых, имеет отличительные качества, обусловившие специфическое правовое регулирование.
Основные родовые признаки купли-продажи как типа договора состоят в следующем. "Во-первых, купля-продажа принадлежит к группе договоров, направленных на передачу имущества в собственность. … Во-вторых, в обязательстве купли-продажи направленность на передачу имущества в собственность неразрывно связана с его возмездностью. В-третьих, институт купли-продажи регулирует не любые отношения, направленные на возмездную передачу имущества в собственность, а лишь такие, в которых встречное предоставление является определенно-эквивалентным (а не алеаторным, как при ренте). В-четвертых, в отношениях купли-продажи встречное предоставление является денежным".5
Розничная купля-продажа, как и любой другой вид купли-продажи, направлена на возмездную передачу имущества в собственность в обмен на эквивалентно-определенное предоставление. Данные признаки позволяют применять к розничной купли-продаже большое количество общих положений о купле-продаже, отражающих указанную направленность.
Однако, наряду с общими признаками, присущими любому виду купли-продажи, розничной купле-продаже присущи и специфические отличительные признаки.
В юридической литературе обычно в качестве квалифицирующих признаков розничной купли-продажи выделяют 1) специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи; 2) специфика товара, выступающего в качестве предмета купли-продажи.6
Так, Т.Л. Левшина отмечает, что основными признаками розничной купли-продажи выступают особенности, характеризующие продавца как субъекта договорных отношений, и предмет, по поводу которого они возникают. В договоре розничной купли - продажи продавцом является организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Это может быть не только обычный магазин, но и организация, которая наряду с оптовой торговлей осуществляет и розничную торговлю.
Специфика товара, являющегося предметом договора розничной купли - продажи, состоит в том, что приобретаемые изделия обычно предназначены для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этим определяются, во-первых, специфическая цель договора - приобретение товара для личного или иного использования, не преследующего получение прибыли, а, во-вторых, круг лиц, которые могут выступать в качестве покупателя - ими могут быть не только граждане, но и юридические лица, в том числе коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, если они приобретают товар, чтобы использовать его в личных целях, а не для извлечения прибыли.7
В отношении первого признака (специфика продавца) можно обратить внимание на следующее. Отношения розничной купли-продажи характеризуются также тем, что на стороне продавца выступают юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то есть по такой продаже, которая направлена на систематическое снабжение населения и при которой предложение продавца о реализации товара обращено к любому и каждому.
Данная
особенность розничной купли-
Однако иногда это оспаривается. Так, В.Н Васин и В.И. Казанцев в качестве признака на первое место ставят особенности розницы как штучной продажи товаров. Они отмечают, что "согласно п. 1 ст. 492 продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это легальное определение данной разновидности договора содержит несколько алогизмов. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую. Но розница – это продажа по мелочам, так сказать поштучно. И существует много лиц, кто продает на законных основаниях отдельные, штучные товары, не являясь при этом предпринимателем. Так, например, гражданин вправе продавать выращенный им на дачном участке урожай либо собранные в лесу ягоды, грибы, пойманную в реке рыбу. Художник вправе торговать созданными им полотнами, рисунками, офортами. Нередко женщины, занимающиеся вязанием, вышивкой, другим рукоделием, продают свои изделия поштучно. Если подобного рода занятия не направлены на систематическое получение прибыли от них, невозможно назвать это предпринимательской деятельностью. Наконец, граждане, испытывающие потребность в деньгах или желающие избавиться от ненужных им вещей, распродают их поштучно; вряд ли это подпадает под признаки предпринимательской деятельности. Но и распространять на подобную куплю-продажу общие правила первого параграфа главы 30 ГК РФ не очень верно. Чем, например, отличается продажа цветов, клубники, яблок и т.п., производимая пенсионеркой-дачницей у себя на участке, от продажи аналогичного товара, совершаемой фермером или обществом с ограниченной ответственностью? Во всех случаях это розничная торговля"8.
По нашему мнению, отличия есть и они достаточно существенны. Продажа цветов, яблок и др., производимой "пенсионеркой-дачницей" у себя на участке, как верно было отмечено, не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности. Согласно прямому указанию п. 4 ст. 2 ФЗ " О личном подсобном хозяйстве"9 реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Данное обстоятельство фактически не позволяет применить к таким и подобным договорам особые правила в отношении формы договора розничной купли-продажи (ст. 493 ГК), ни в отношении обмена непродовольственного товара (ст. 502 ГК), ни в отношении цены и оплаты товара (ст. 500 ГК). Эти обоснованные и необходимые правила как раз таки и предопределены тем, что в качестве продавца выступает "профессионал", то есть лицо, которое систематически осуществляет продажу товаров в розницу в качестве основного вида предпринимательской деятельности. Именно поэтому к договорам, на которые указывают В.Н Васин и В.И. Казанцев, могут быть применены только общие правила купли-продажи, но не нормы о розничной купле-продаже. Конечно, можно говорить о не совсем удачном названии рассматриваемого вида договора "розничная купля-продажа", поскольку это действительно предполагает любую штучную продажу товара, однако представляется необходимым исходить не из названия, а из цели, которую пытался достичь законодатель, выделяя розничную куплю-продажу в отдельную разновидность общей купли-продажи.