Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

В качестве цели данной дипломной работы мы выделяем анализ отношений розничной купли-продажи и защиты прав покупателей в соответствующем договоре, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно ре-шить ряд задач. Среди которых:
- определить место розничной купли-продажи в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики договора розничной купли-продажи;
- выявить системы нормативно-правовых актов, регулирующих институт розничной купли-продажи;
- охарактеризовать особенности элементов договора розничной купли-продажи;
- исследовать правовые возможности потребителя при защите своих интересов в договоре розничной купли-продажи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 6
§1. МЕСТО РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 6
§2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 14
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 28
§1. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И УСЛОВИЙ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 28
§2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 32
ГЛАВА III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 41
§1. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 41
§2. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Файлы: 1 файл

диплом (образец-2009).doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Прежняя редакция легального определения  понятия "потребитель", предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг), приносивших потребителю прибыль (доход), хотя они приобретались и использовались исключительно для личных нужд. Например, приобретение сельскохозяйственной техники для обработки огорода, в результате чего образовывался доход, и т.п.

 Совершенно очевидно, что подобные  действия не могут считаться  предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является именно получение прибыли.18

Гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает, использует товары, заказывает работы (услуги), но и имеет намерение приобрести или заказать их. Это означает, что некоторые нормы закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Другими словами, ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Это в особенности касается ст. 8-12 Закона о защите прав потребителей, регулирующих предоставление потребителям информации.

Ранее уже обращалось внимание на то, что к отношениям по договору розничной купли - продажи с участием покупателя - гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Кроме того, выше уже говорилось, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" гражданин, выступающий в роли покупателя по договору розничной купли - продажи, пользуется не только правами стороны в обязательстве в соответствии с Кодексом, но и правами, предоставленными потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Таким образом, покупатель - гражданин, приобретая товары по договору розничной купли-продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем - организацией) возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей.  Указанные дополнительные возможности носят как материально - правовой, так и процессуально - правовой характер.

К материально-правовым средствам  защиты В.В. Витрянский относит следующие  дополнительные возможности19:

1) возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара;

2) признание недействительными условия договора розничной купли-продажи, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами в области защиты прав потребителей;

3) возможность предъявления требований к изготовителю товара, а не только к продавцу;

4) взыскание неустойки за нарушение сроков, в течение которых продавец (изготовитель) товара должен рассмотреть и удовлетворить законные требования, предъявленные потребителем;

5) компенсация морального вреда.

Рассмотрим каждое из средств защиты более подробно.

 

Заключение

 

В заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера, сделанные нами по результатам дипломного исследования, в частности:

1. Определяя место розничной купли-продажи в системе гражданско-правовых обязательств, необходимо обращать внимание на ее квалифицирующие признаки. Так, розничная купля продажа, с одной стороны, является одной из разновидностей общей купли-продажи, для которой характеры два обязательных квалифицирующих признака:

1) особенности розничного продавца, в качестве которого могут  выступать коммерческая организация или физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющие продажу товаров в розницу в качестве основного вида своей предпринимательской деятельности;

2) особенности цели приобретения  товара, в качестве которой выступает личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с ведением предпринимательской деятельности.

В случае, если на стороне покупателя выступает гражданин, то дополнительно используется критерий – экономическое неравенство розничного продавца и покупателя, приобретающего товар с потребительской целью.

2. Таким образом, договор розничной купли-продажи – это правоотношение, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данный договор является консенсуальным, возмездным, взаимным. Специфика данного договора проявляется и в том, что он носит публичный характер. Как правило, договор розничной купли-продажи выступает в качестве договора присоединения.

3. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем. Однако, если такой документ не выдан покупателю, это не говорит о том, что данный договор не заключен. Покупатель в этом случае вправе доказывать факт заключения договора с помощью любых предусмотренных законом средств доказывания, в том числе и свидетельскими показаниями.

4. Покупателем по договору обычно выступает гражданин. Юридические лица могут приобретать товары в порядке розничной торговли только для их использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако обладателем прав, предоставленных покупателю законодательством о защите прав потребителей, может быть только гражданин.

Предметом договора могут быть любые вещи (и только вещи), не изъятые из оборота, как определяемые родовыми признаками, так и индивидуально-определенные.  Существенными условиями данного договора является его предмет и цена.

5. С точки зрения п.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара на аналогичный или другой марки в случаях обнаружения в проданном товаре существенных недостатков. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Представляется, что законодатель не совсем оправданно ввел  такое обстоятельство, как "дорогостоящий товар". Что касается использования термина "технически сложный товар", то оно представляется правильным и нуждающимся в поддержке. Однако указание на стоимость товара выходит за пределы необходимого в обеспечении интересов продавца. Это оценочная категория, которая будет лишь порождать споры между продавцом и покупателем. Если перечень технически сложных товаров, согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей утверждается Правительством РФ, то решение о том, кто прав в споре: является ли товар дорогостоящим или нет, – может разрешить только суд. К тому же у суда нет каких-либо четких ориентиров в этом отношении. В результате это повлечет за собой длительные сроки рассмотрения спора и в итоге затруднит реализацию гражданами своего права на защиту. В связи с изложенным представляется необходимым исключить из п. 1 ст. 503 ГК РФ слова: "дорогостоящего товара".

6. По нашему мнению необходимо покупателям настоятельно рекомендовать обращаться к продавцу с претензией, что позволит конкретизировать их требования, а также облегчить процедуру доказывания факта предъявления претензий продавцу.

Подобная рекомендация строится на том основании, что требования о  возмещении убытков, неустойки судом могут быть удовлетворены, если будет установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а о возмещении морального вреда - при наличии вины предпринимателя. В суде доказать факт обращения потребителя к продавцу (исполнителю) по поводу изменения или прекращения правоотношения, возмещения убытков, взыскании неустойки и неудовлетворения в добровольном порядке этих требований последним, основываясь исключительно на свидетельских показаниях, сложно. Поэтому предъявление письменной претензии к продавцу (исполнителю, изготовителю) до судебного разбирательства позволит потребителю конкретизировать свои требования и предупредить продавца (исполнителя, изготовителя) о возможных негативных последствиях, зафиксировать момент начала течения срока удовлетворения соответствующего требования потребителя, а также подтвердить вину продавца (исполнителя, изготовителя) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, что будет свидетельствовать о праве потребителя на возмещение морального вреда в судебном порядке.

7. Статья 15 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает, что размер возмещения морального вреда определяется судом. Как отмечается в литературе, из этого вытекает, что требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке. Однако по нашему мнению это противоречит диспозитивности в регулировании гражданских отношений. Да, действительно пока в абсолютном большинстве случаев виновные продавцы не удовлетворяют требования о компенсации морального вреда, однако законодательство не должно препятствовать решению вопроса о возможности и размере компенсации морального вреда в добровольном несудебном порядке. В связи с этим, считаем необходимым исключить из предложения п.2 ст. 15 Закона о защите прав потребителей "Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда" слова "определяется судом". Это, по крайней мере, не будет препятствовать в дальнейшем решению подобных вопросов в добровольном порядке.

8. Российское законодательство рассматривает вопросы защиты прав потребителей как имеющие общественную значимость. Именно поэтому Закон о защите прав потребителей предоставляет возможность обращения в суд с требованиями о защите прав потребителей не только самим потребителям, но в их интересах иным лицам, в частности: федеральному антимонопольному органу; федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров; органам местного самоуправления; а также общественным объединениям потребителей как в защиту прав конкретного потребителя, так и в отношении неопределенного круга потребителей. Однако в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (т.е. не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.

9. Основными процессуальными средствами защиты прав потребителей в договоре розничной купли-продажи являются:

1) взыскание штрафа в доход  государства в размере цены  иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя;

2) возможность предъявления требований  о защите прав потребителей  не только самим потребителям, и по своей инициативе органам публичной власти и общественным организациям;

3) освобождение потребителей от  уплаты государственной пошлины  по всем искам, связанных с  нарушением их прав. Освобождаются  от такой обязанности и иные субъекты, выступающие в защиту интересов потребителей;

4) перераспределение бремени доказывания  момента возникновения недостатков товара по сравнению с общим правилом ст. 56 ГПК РФ. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п.6 ст.18 Закона о защите прав потребителей).

Таковы основные выводы, сделанные  нами по результатам написания дипломной работы.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты

 

  1. Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский Кодекс РФ от 26.01. 1996. Часть 2 // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – №46. – Ст. 4532.
  4. Федеральный закон от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // Собрание законодательства РФ. – 14.07.2003. – №28. – Ст. 2881.
  5. Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ (ред. от 09.05.2005) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // Собрание законодательства РФ. – 10.01.2000. – №2. – Ст. 150.
  6. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 21.12.2004) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – №3. – Ст. 140.
  7. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 №444 (ред. от 08.05.2002) "Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий" // Собрание законодательства РФ. – 11.06.2001. – №24. – Ст. 2456.
  8. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 №918 (ред. от 07.12.2000) "Об утверждении правил продажи товаров по образцам" // Собрание законодательства РФ. – 28.07.1997. – №30. – Ст. 3657.
  9. Постановление Правительства РФ от 13.05.1997 №575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" // Собрание законодательства РФ. – 19.05.1997. – №20. – Ст. 2303.
  10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1013 (ред. от 10.02.2004) "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // Собрание законодательства РФ. – 18.08.1997. – №33. – Ст. 3899.
  11. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 569 (ред. от 22.02.2001) "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами" // Собрание законодательства РФ. – 15.06.1998. – №24. – Ст. 2733.
  12. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // Собрание законодательства РФ. – 26.01.1998. – №4. – Ст. 482.
  13. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 №481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний" // Собрание законодательства РФ. – 28.04.1997. – №17. – Ст. 2020.
  14. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 №160 (ред. от 11.03.1999) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" // Российская газета. – №5-6. – 14.01.1999.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи