Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение понятия возмездного оказания услуг в целом и особенности данного договора.
Для достижения данной цели, используем следующие задачи:
а) изучить понятие услуги в гражданском праве;
б) рассмотреть виды возмездного оказания услуг;
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг 5
1.1. Услуги как категория гражданского права 5
1.2. Виды возмездного оказания услуг 10
Глава 2. Понятие договора возмездного оказания услуг и его особенности 16
2.1. Понятие, условия и предмет договора возмездного оказания услуг 16
2.2. Содержание договора возмездного оказания услуг 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
МВД РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО г. МОСКВЕ
КОЛЛЕДЖ МИЛИЦИИ № 1
Цикл ____________________Гражд
Учебная дисциплина ________Гражданское_право_____
Тема_________________Договор_в
____________________________(
Выполнил учащийся __3__ курса___1___ взвода
Кузнецов Николай
Сергеевич
(Ф.И.О.)
Руководитель: Кандидат юридических наук капитан милиции
Алехина Наталья
Витальевна
(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг 5
Глава 2. Понятие договора возмездного оказания услуг и его особенности 16
2.1. Понятие, условия и предмет договора возмездного оказания услуг 16
2.2. Содержание договора возмездного оказания услуг 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Представленная тема является актуальной, так как договор возмездного оказания услуг является самостоятельным типом договора, имеющий собственную нормативно-правовую базу. Также он является консенсуальным, взаимным и возмездным. Также договору возмездного оказания услуг посвящается глава 39 Гражданского кодекса РФ. Данный договор многими параметрами отличается от других видов договора в гражданском праве. Правила договора возмездного оказания услуг регулируют договоры оказания услуг связи, медицинских, аудиторских, информационных и иных услуг.
Появление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ)1 договора возмездного оказания услуг, определено тем, что работы и услуги относятся к объектам гражданского права. Услугой является действие одного лица в помощь другого, а работой является применение своего труда, занятие каким- либо делом. Тем самым каждая услуга оказывается объектом гражданско-правового обязательства, когда она проявляется в какой-либо работе, а работа когда приобретает форму оказания услуги.
Исполнение договора возмездного оказания осуществляется исполнителем лично, в отличие, например от договора подряда, где в соответствии со ст. 313 ГК РФ в договоре подряда, возможно, возложить исполнение обязательства на третье лицо.
Еще одной отличительной чертой является ответственность. Например, в договоре подряда это ответственность исполнителя за гибель вещи, а в договоре возмездного оказания услуг ответственность исполнителя предусмотрена, только при наличии его вины.
Предмет договора – нематериальные услуги.
Исходя из актуальности договора возмездного оказания услуг, целью курсовой работы является комплексное изучение понятия возмездного оказания услуг в целом и особенности данного договора.
Для достижения данной цели, используем следующие задачи:
а) изучить понятие услуги в гражданском праве;
б) рассмотреть виды возмездного оказания услуг;
в) исследовать понятие, предмет и условия договора возмездного оказания услуг;
г) рассмотреть содержание договора возмездного оказания услуг, совокупность прав и обязанностей его участников.
Предмет исследования – гражданско-правовая характеристика договора возмездного оказания услуг.
Теоретическую основу составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.
В данной работе раскрываются проблемные вопросы договора возмездного оказания услуг, и предлогаются пути их решения.
Глава 1. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг
1.1. Услуги как категория гражданского права
Стремительное расширение сферы услуг в экономике России определило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг традиционно регулировались как самостоятельные типы обязательств, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации. В настоящей работе услуги можно рассматривать как многоаспектную гражданско-правовую категорию. Анализ гражданского законодательства об услугах позволяет сделать вывод об использовании данной категории в двух значениях: в качестве объекта гражданско-правового регулирования и объекта, гражданских прав2.
Динамику сферы услуг могут определять ряд следующих долговременных основополагающих факторов экономического характера: действие закона возвышения потребностей, процесс урбанизации, увеличение расходов государства на широкий круг услуг, реализация программ дерегулирования и приватизации, сравнительно благоприятные условия ресурсного обеспечения сферы услуг, научно-технический прогресс.
В России также наблюдается определенный рост услуг ВВП. Он вызван, прежде всего, внутренними процессами, происходящими в стране. Среди них выделяют следующие:
- увеличение количества
платных услуг, особенно в
- становление малого
бизнеса, для которого данная
область предпочтительна в
- потребность рыночной экономики в новых услугах; и др.
Основным аргументом, свидетельствующим об устойчивости тенденции развития сферы услуг в России, является движение нашей страны в последние десятилетия со всеми ведущими мировыми державами.
Отсутствие в действовавшем в советское время гражданском законодательстве дифференциации правового регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг могло рассматривать услуги как разновидность работы.
Доказывая необходимость законодательного закрепления нового типа договора – договора по оказанию услуг, Е. Д. Шешенин настаивал на необходимости разграничения работ и услуг. Признавая единство экономической сущности услуг, тем не менее, он, подчеркивал деление услуг по результату деятельности, которые либо воплощаются в вещах, либо не существуют отдельно от исполнителей. Он думал, что «услуги первого рода являются предметом подрядных обязательств, а услуги второго рода – предметами договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг»3.
В современном законодательстве материальное выражение результата деятельности возложено в основу разделения работ и услуг как объектов налогообложения. В ст. 38 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ)4 работа определяются как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услуги в ст. 38 НКРФ определяются, как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В ст. 779 ГК РФ термин «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Обязательства по оказанию услуг – одна из самых многочисленных групп обязательств. К числу услуг относятся: перевозка, транспортная экспедиция, обязательства кредитно-расчетной сферы, страхование, поручение, комиссия, агентирование и т. д. Многообразие услуг влечет необходимость разнообразия норм, их регулирующих5.
Правила гл. 39 ГК РФ регулируют только часть услуг, другие же услуги остаются за ее рамками. Нормы этой главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационный, информационных услуг, а также услуг, по обучению, туристическому обслуживанию, спортивно-оздоровительных и некоторых иных. Оказание услуг отдельных видов: перевозка, комиссия, доверительное управление имуществом, факторинг и др. регулируются специальными главами ГК РФ.
Услуга отличается от работы (предмета договора подряда) отсутствием материального результата. Если в выполняемой работе появляется нечто новое материальное (выстроено здание, сшитый костюм) либо материально изменяется существующая вещь (становится прочнее после ремонта, изменяет цвет после окраски и т. д.). При оказании услуги материально (вещественно) ничего не изменяется; например врач консультирует пациента о правильном питании, это – услуга, в результате ее оказания у пациента появляется знание, но никакого материального результата нет, к тому же знание может не появиться, если пациент отвлекся и прослушал рекомендации врача, или эти знания могли быть у него и до консультации. Вторая отличительная черта услуги – ее тесная связь с личностью исполнителя.
В целом же выполнение работ и оказание услуг весьма схожи, что позволяет применять к договорам о возмездном оказании услуг правила, предусмотренные для договоров о выполнении работ.
В монографической литературе при создании понятия «услуги» в качестве основного признака также указывается на нематериальность результата деятельности исполнителя при оказании услуг.
Вместе с тем использование в качестве основного признака услуг - отсутствие овеществленного результата подвергается в правовой литературе, которая основана на анализе п. 2 ст. 779 ГК РФ.
Следовательно, устоявшееся представление об услугах как деятельности, не имеющей материального результата, не в полной мере соответствует действующему законодательству, что ставит исследователей перед необходимостью искать новые подходы к выявлению сущности услуг как объекта обязательства по оказанию услуг.
Неотделимость результата от деятельности вряд ли можно рассматривать как основной признак услуг. При выполнении работы по переработке или обработке вещи результат также неотделим от самой деятельности, но эти отношения регулируются договором подряда в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 703 ГК РФ). В то же время при оказании многих услуг результат, может быть, отделим в той или иной форме. Например, при оказании аудиторских услуг аудитор должен предоставить отчет, который может быть сделан в письменной форме или на электронном носителе.
На основании всего вышесказанного, можно выделить следующие признаки услуги:
Однако указанные признаки свойственны услуге, прежде всего как экономической категории. Изначально они были сформулированы учеными-маркетологами. Использование данных признаков для характеристики услуги как гражданско-правовой категории представляется целесообразным только в том случае, если они порождают те или иные юридические последствия, свойственны исключительно услуге.
Таким образом, в цивилистической литературе не сформировалось единого, общего понятия услуг, и не была предложена такая теория услуг, которая позволила бы раскрыть сущность данной гражданско-правовой категории и отделить ее от других правовых явлений, прежде всего, от работ.
Сложность разработки понятия «услуги» заключается, в первую очередь, в отсутствии единого понимания экономической сущности данного явления. В экономической науке услуги понимаются и как вид деятельности, и как вид экономического блага.
Следовательно, вряд ли можно
произвести единое понятие, охватывающее
оба этих значения услуг. Именно этим
могут приписываться неудачи
цивилистов при создании понятия
«услуги» как категории гражданского
права. Поэтому рационально разграничи
Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по характеру деятельности услугодателя можно разделить на следующие виды: